Тысячеголосым хором

Виктора Попова вспомнили в Большом зале консерватории

В Большом зале консерватории прошел концерт, посвященный 75-летию со дня рождения Виктора Попова. Легендарного хорового дирижера и педагога помянули исполнением бетховенской Фантазии для фортепиано, хора и оркестра, а также Девятой симфонии Бетховена, в финале которой пел неслыханных размеров сводный хор без малого в тысячу человек. Рассказывает СЕРГЕЙ Ъ-ХОДНЕВ. 


Надо уточнить, что это для БЗК многосотенный хор, выводящий оду "К радости", вещь неслыханная. В 2007-м похожее начинание осуществили в зале имени Чайковского, где Девятая с чуть ли не большим количеством хоровых голосов звучала под палочку отмечавшего свой юбилей Михаила Плетнева. Теперь на сцене сидел оркестр "Новая Россия", а дирижировал почтенный литовский маэстро Саулюс Сондецкис. Хоровое сонмище сформировали с участием хоров нескольких вузов, как музыкальных, так и нет (свои "зингферайны" командировали МГУ и МИФИ), но приоритетными участниками при этом были хор Академии хорового искусства, Большой детский хор (теперь уже не детский хор Попова, а имени Попова), а также дети с проблемами развития из Всемирного детского хора ЮНЕСКО, с которыми Виктор Попов также занимался. В этом смысле проект опять-таки схож с концертом 2007 года — только тогда репетировали хоровые силы под управлением самого Попова, и зрелище этих репетиций было само по себе незабываемым: вооруженный микрофоном одинокий пожилой хормейстер против колоссальной хоровой массы, занимавшей сцену и почти весь амфитеатр КЗЧ. 

Пространственно это, быть может, было несколько более эффектно, чем теперь в консерватории, где хор помимо сцены разместился также в партере, оставив слушателям небольшой квадрат в середине. Но в смысле мощи звука все было в порядке — на первом хоровом tutti про "радость, дочь Элизиума" только что не вздрогнули ожидающие реконструкции стены БЗК, хотя, наверное, главное чудо тут не в предсказуемом количестве децибел, а в том, что эти сотенные хоровые группы звучали не громкими кляксами, а аккуратно обтесанными и плотно прилаживавшимися друг к другу блоками. 

Эти чудеса, естественно, последовали только под занавес концерта, в котором было еще многое — видеозапись последнего интервью Виктора Попова, выступление Алексея Баталова, первая часть "Лунной сонаты", элегически сыгранная пианистом Владиславом Тетериным (возглавляющим устраивавший концерт фонд "Мир искусства"). Но получалось так, что все звучащее — только предисловие к знаменитому финалу симфонии. И прелестная Фантазия (с немного, правда, жестким и поверхностным соло Владимира Овчинникова), основная тема которой предвосхищает тему написанной многими годами позже оды "К радости", и даже первые три части Девятой симфонии. Что в финале последней Саулюс Сондецкис предпочел не загонять темп, чтобы не усложнять ситуацию для неповоротливого из-за своих размеров хора, это понятно. Но в результате и остальная симфония у "Новой России" тоже прозвучала эдак широко, протяжно и чопорно, так что вступление хора и солистов и правда показалось не просто торжественным моментом, а радостной долгожданной разрядкой.

СЕРГЕЙ Ъ-ХОДНЕВ

Коммерсантъ
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе