Владимир Шахрин: «Шевчук очень талантливый артист, но мне не хватает конструктивных предложений в его протестах»

Лидер группы «Чайф» накануне московского концерта рассказал GZT.RU о юбилейной программе коллектива, удивился, почему рок-н-ролл обязательно должен затрагивать серьезные темы, вспомнил молодость и анонсировал выход нового альбома.

Группу «Чайф», собравшуюся в Свердловске (нынешнем Екатеринбурге) в начале 1980-х, именуют «самой народной рок-группой» — за душевные, искренние, мелодичные песни, созвучные представителям едва ли не всех возрастов и сословий. Сегодня команда, получившая свое название в честь крепчайшего чайного напитка (производное от слов «чай» и «кайф»), который юные Владимир Шахрин сотоварищи на заре рок-н-ролльной карьеры готовили в кофеварке «Бодрость» и распивали на репетициях, перешла четвертьвековой рубеж.

По случаю столь солидной даты коллектив «уральских горцев» в октябре 2009-го дал старт юбилейному туру «Чайф. 25 лет выдержки» с обязательной остановкой в Москве — 3 апреля в спорткомплексе «Олимпийский».

Группа Владимир, расскажите, как проходит юбилейный тур? Много ли концертов уже отыграли, сколько еще предстоит?

Пока мы отработали половину запланированных концертов — всего намечено более сорока. И, наверное, самым сложным моментом оказался конец прошлого года, когда всеобщая истерия со свиным гриппом достигла своего апогея: местные власти закрывали залы, и мы вынуждены были за два дня до заявленного выступления приезжать в город и уговаривать администрацию не отменять концерты. Ладно бы они просто делали бизнес — торговали повязками и лекарствами, а то ведь и в чужие дела лезли и все портили! Со скрипом, но мы преодолели эти трудности, и сейчас, в новом году, все идет, как по маслу. Наверное, впервые в истории группы мы представляем концерт, «сделанный» от начала до конца, но в котором остается место и для импровизации. Это такой музыкальный спектакль о том, как возникла и развивалась наша группа: сначала это были песни под семирублевую гитару во дворе, потом — школьный ансамбль, в который пришел Володя Бегунов и где состоялось наше с ним знакомство, переросшее в настоящую мужскую дружбу, затем — студенческий коллектив, после — создание и первые годы Свердловского рок-клуба, этакого невероятного котла, в котором варились мы, «Урфин Джюс», «Наутилус Помпилиус», «Агата Кристи», «Настя», затем 90-е годы — обретение известности, а следом и популярности в масштабе страны, начало нового века... Раз двадцать пять мы эту программу показали, и, что самое приятное, она нам не надоела: все проходит на «ура», и каждый концерт добавляет новые эмоции!

Получается, московский концерт ознаменует собой середину юбилейного тура. Что же ожидает москвичей, пришедших 3 апреля в «Олимпийский»?

Основа шоу та же самая — история группы, но постановочная часть будет отличаться от того, что видели зрители в других городах — размеры сцены диктуют свои условия: появятся экраны — чтобы было видно издалека, добавится больше света и звука, картинка будет более насыщенной. Приятным сюрпризом — для нас и, надеюсь, для публики,— станет появление на сцене друзей группы: известных, знаковых музыкантов, которые в основном живут в Москве. Думаю, те из слушателей, кто знаком с историей «Чайфа», могут догадаться, о ком я говорю. Шоу будет снимать российский телеканал, который впоследствии покажет телеверсию концерта. Мы же планируем выпустить DVD с полной программой выступления, которое продлится три часа.

Как будет формироваться сет-лист концерта? Это будет традиционный «the best of…», другими словами, «золотые хиты»?

Нет, не совсем так. Каждый этап жизни группы мы проиллюстрируем песнями, которые максимально точно — в музыкальном и текстовом плане — ему соответствуют. Зачастую это композиции, которые достаточно редко исполняются на концертах. А «золотые хиты» — это последняя, одна четвертая часть концерта, которая займет финальные 35–40 минут.

Днем рождения группы «Чайф» считается 29 сентября 1985 года — именно тогда коллектив сыграл свой первый концерт в свердловском ДК МЖК. Вспомните, какими в тот момент были ваши самые дерзкие планы и ожидания относительно своего будущего в музыке и насколько они воплотились спустя 25 лет?

О том, что с нами произошло впоследствии, нам в ту пору и не мечталось — мы даже позволить себе этого не могли! Тогда, перед тем концертом, мы очень волновались: должна была придти местная творческая интеллигенция — дизайнеры, музыканты, литераторы, поэты, и не хотелось перед ними ударить в грязь лицом… Мы мечтали открыть рок-клуб и выступить на Cвердловском рок-фестивале, а если повезет — съездить когда-нибудь на питерский рок-фестиваль. Вот, собственно, такими были наши самые дерзкие планы.

«Чайф» называют едва ли не самой жизнелюбивой группой в русском роке, в то время как большинство ваших коллег по цеху тяготеют в творчестве к меланхолии, надрыву, зачастую черпая вдохновение в музыке таких культовых персонажей мирового рока, как Джим Моррисон, Дженис Джоплин, Сид Вишес. Как вам удается сохранять позитивный настрой?

Кроме тех уважаемых исполнителей, что вы назвали, я слушал огромное количество совершенно другой музыки: The Kinks, T. Rex, Slade, Rolling Stones, Элвис Пресли, Creedence… Очень позитивная, энергичная, сексуальная, бодрая музыка с простыми, но правильными текстами, с хорошей подачей, от которой мурашки бегут по коже! А, к слову, The Doors (группа Джима Моррисона — GZT.RU) никогда не были моей любимой командой — слишком мрачно для меня. Дома лежит одна пластинка Дженис Джоплин и одна — The Doors, а, например, The Kinks у меня 15 дисков, «Роллингов» — штук 20. Почему-то у нас сложилось мнение, будто рок-музыка должна быть политически загруженной, мрачноватой, о серьезных вещах. Она разная, в ней много направлений. И мы немножко другие — для нас никаких усилий не составляет оставаться позитивными и играть жизнеутверждающую музыку...

В эпоху становления отечественной рок-культуры музыканты держались сообща, образуя своего рода рок-н-ролльное братство. Сохраняются ли сегодня эти узы?

Раньше мы нуждались друг в друге, и ощущение некоего рок-н-ролльного братства было необходимо. К примеру, мы приезжали в Питер записывать альбом, и знали, что можем взять «тарелки» у барабанщика «ДДТ», бас-гитару — у группы «НОМ», микрофон — у «Наутилуса»… К тому же мы были молоды и искренне верили в какие-то неписаные законы, идеи.

Понимаю, что сейчас нет особой необходимости в искусственном поддержании этого братства. Скажем, группа «Алиса» может спокойно существовать без группы «Чайф», не пересекаясь годами. Причем при редких встречах мы долго беседуем — нам есть что вспомнить, чем поделиться... Мне, условно говоря, не хочется лезть во внутренние дела группы «Аквариум», а вполне достаточно при встрече спросить у Бориса Гребенщикова, как его здоровье, как настроение, что пишется, где он был — послушать какие-то бытовые рассказы... Абсолютно естественный процесс, и в этом нет никакой трагедии: с одной стороны, мы повзрослели, с другой — стали более цельными, самодостаточными. Хотя уверен — если кто-то попросит меня о помощи, я обязательно откликнусь, и если я обращусь за поддержкой, то и мне не откажут.

С кем-то сохраняются более доверительные, дружеские отношения: мы часто видимся с Гариком Сукачевым, со Славой Бутусовым, Сашкой Скляром, Серегой Галаниным... В Екатеринбурге приятельствуем со «Смысловыми Галлюцинациями»: из известных коллективов они да мы в городе остались, и раз в году обязательно делаем здесь совместный концерт, которым вносим свой посильный вклад в решение какой-либо социальной проблемы.

Но случаются и конфликты? Вот, пишут, с Юрием Шевчуком у вас какие-то идеологические разногласия произошли…

Я очень терпимо отношусь к тому, что говорит Юрий Юлианович, хотя со многими вещами не согласен. Шевчук очень талантливый артист, поэт, певец, музыкант, но мне всегда не хватает каких-то конструктивных предложений в его протестах: если ты говоришь, что вот эти правители плохие, их надо гнать, тогда ответь, кто хороший?.. Мне тоже многое не нравится — и в современной власти, и в современной системе: у меня очень много вопросов к ней. Но пока я не знаю, что предложить взамен… Если я не выступаю на митингах, это вовсе не значит, что меня все устраивает, и моя гражданская позиция спит, ее нет. Она есть! Когда я вижу, что в моем родном городе сносят старый квартал, чтобы построить на его месте деловой центр, мы встаем перед бульдозером, поскольку у нас есть другое предложение — давайте здесь сделаем «город мастеров», сохраним кусочек старого Екатеринбурга! Мы даже готовы представить разработки проекта!

Гитарист группы Складывается впечатление, что вы из тех, кто не любит ссориться, зато умеет дружить. Вашей дружбе с гитаристом группы Владимиром Бегуновым, которая длится более 30 лет, можно только позавидовать.

Нас очень многое связывает, и мы на самом деле друзья! Бывает, что ссоримся — не далее, как пять дней назад поругались в городе Бресте. Но в тот же вечер Бегунов подошел ко мне, отчасти извинился, мы поговорили, выяснили отношения и стали общаться, как ни в чем не бывало… Главное, не говорить друг другу тех слов, которых нельзя будет простить. В конечном счете, я понимаю, из-за чего мы ссоримся: каждый хочет, как лучше, но видит это по-своему. Однако нам хватает такта и жизненного опыта выслушивать друг друга. В принципе, это относится ко всем участникам нашей группы.

На сцене вы с Бегуновым представляете этакий контрастный тандем: интеллигент и хулиган соответственно. Как сложилось подобное распределение ролей в вашем парном конферансе?

Абсолютно само по себе: я не знаю, что будет говорить Бегунов, Бегунов не предполагает, что скажу я. Порой у меня самого волосы дыбом встают от его реплик, но… он такой! Володя искренне убежден, что выглядит спокойным и рассудительным, что высказывает абсолютно правильные вещи, а не нечто острое, на грани фола…

В вашем репертуаре есть песни, без которых не обходится, пожалуй, ни один ваш концерт, как, например, знаменитая «Ой-йо (Никто не услышит)». Какова история создания этого хита?

Был 1989-й год, мы с отцом поехали на озеро Балхаш на рыбалку на нашем 412-ом «Москвиче», жили там в палатке… Это было целое путешествие, за полторы-две тысячи километров от Екатеринбурга… С собой, как всегда, брали гитару, и как-то сама эта песня у меня сложилась — может, местные дивные пейзажи навеяли. Больше добавить нечего, кроме того, что эта вещь имеет какую-то волшебную способность обрастать новым смыслом. Каждый раз, когда мы ее исполняем, в междометие «ой-йо» вкладывается уже другая ситуация — то, что произошло с тобой вчера или неделю назад. Думаю, поэтому и люди ее любят петь и играть: это такой фантом!

Есть у нас и другие песни подобного мистического свойства. Например, наш бас-гитарист Cлава Двинин утверждает, что сколько бы мы не играли «Поплачь о нем», у него всегда в одном и том же месте начинают мурашки бегать по спине. Думаю, песня «Пусть все будет так, как ты захочешь» многими мужчинами воспринимается как «своя»: именно эти слова они хотели бы произнести своим любимым женщинам. «Время не ждет» — из того же разряда. Наверное, с десяточек подобных песен наберется, содержание которых слушатель легко проецирует на себя и на свою жизнь.

А какие песни звучат сейчас у вас дома?

Дома меня никто петь не просит. А все вместе сейчас мы поем только детские песни.

В прошлом году, к вашему 50-летию, ваши дочери Даша и Юля подарили вам по внучке. Как вы ощущаете в новой роли «дабл деда» — как сами назвали себя?

Абсолютно шикарное ощущение! Сейчас одной девчушке год, другой — полгода, они уже такие настоящие человечки, и когда ты им эти песни поешь, они все понимают! Одна, что постарше, пританцовывает и требует их повторять бесконечное количество раз, и ты поешь раз тридцать о том, что «перышки у птички, а у Тани две косички». Что-то мы вместе играем, на клавиши пианино нажимаем, гитары дергаем. Смотреть на них — одно удовольствие! Они в этом возрасте невероятно светлые, чистые и бесхитростные.

В завершение поделитесь, пожалуйста, планами — когда ждать от «Чайф» свежего материала?

Вот как раз сейчас, как вы позвонили, я сидел и играл на гитаре новые песни. Они есть, я над ними работаю, и по большому счету доволен тем, что получается. Думаю, закончим тур, немножко отдохнем, и осенью начнем записывать свежий материал. Когда ожидать выхода нового альбома? Пока не знаю, но, возможно, в следующем году.

GZT.RU

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе