Юрий Башмет: "В творчестве никогда нельзя останавливаться!"

Маэстро пообщался с корреспондентом "Комсомолки" на холмах Просекко.
Маэстро Юрий Башмет
Фото: Иван ВИСЛОВ


Просекко - легкое игристое итальянское вино, бокал которого так приятно выпить в полуденный зной. Но мало кто знает, что делают его на на одноименных холмах в провинции Венето, между морем и Доломитовыми Альпами.

В этих живописных местах уже в пятый раз проходит музыкальный фестиваль "Дорогами Просекко", артистическим директором которого выступает маэстро Юрий Башмет.

- Юрий Абрамович, вы говорили, что здесь, в Просекко, многие произведения звучат необычно, по-новому. Отчего так?

- Конечно, я сказал это для красоты. Просекко участвует в фестивале, а это редкость сейчас, когда кто-то от чистого сердца готов это делать. Не кривя душой, это праздник, мы все получаем удовольствие. Мы играем на бис для публики, а они угощают нас на бис просекко.

- Италия - особое место для музыканта?

- Это такая страна... Ее культура имела огромное значение в развитии культуры человечества. У нас все обозначения в нотах на 90 процентов на итальянском, все стремятся играть на итальянских инструментах. А итальянские дирижеры! Они очень энергичны, эта жестикуляция. У них это в генах.



ОРКЕСТР КАК ЕДИНЫЙ ИНСТРУМЕНТ

- Вы добились успеха во многих делах. Но, все-таки, вы кто - альтист, дирижер или педагог?

- Я бы сказал, что это все - одна профессия. Главное - трактовка. Можно играть на инструменте, можно дирижировать, можно преподавать. Это все - музыкальное мышление, менталитет. Но это и разные профессии. Не могу сказать, что мне больше нравится. Когда играю на инструменте, понимаю, что он гибкий. Когда дирижирую, осознаю, что оркестр дает больше красочности и мощи, да и по репертуару больше выбора. Все время колеблюсь.

- Как вы стали дирижером?

- Для меня это случилось неожиданно. Я вообще дирижеров не очень любил, пока сам не начал. Дирижеры заняты своей программой, они меньше уделяют внимания аккомпанементу. А они должны больше внимания уделять солистам, не мешать, а помогать. А потом случилось, во Франции не приехал дирижер и меня уговорили. Говорят: "Ты не волнуйся". А я и не волновался, просто как я выйду без инструмента, с голыми руками... Но это произошло и я "заболел", это как яд, в хорошем смысле. Так я и организовал "Солистов Москвы".

- Дирижирование дало вам новые возможности?

- Конечно. Я обожаю Шестую симфонию Чайковского, а как ее на альте сыграешь? А здесь у тебя инструмент - это оркестр. Я вообще преклоняю колени перед теми, кто дирижирует, но не бросил инструмент. Оторвавшийся от инструмента дирижер беднеет.



"ТРЕБУЮ ОСМЫСЛЕННОСТИ МЯГКИМ ЯЗЫКОМ"

- Вопрос Башмету-учителю: вы какой преподаватель? Вас ученики не боятся?

- Когда я вижу, что человек не работает, я ругаю его. И мне не хочется время тратить на того, кто делает это без любви и фанатизма. Мои плюсы - я могу и рассказать, и показать. Причем на инструменте ученика. А то говорят, мол, взял свой, хороший. Да, наверное, я строгий. Я мягким языком требую осмысленности. Задаю высокую планку, и смотрю, как студент тянется. Я просто по времени не могу ходить с учеником за ручку и контролировать его постоянно.

- Результат вашей преподавательской деятельности налицо?

- Уровень альта в России очень вырос за последние двадцать лет. Уже никто не скажет, мол, ну ладно, он же на альте, ему можно ошибиться. Требования сейчас такие же, как и у скрипачей, и у виолончелистов. Это уже факт. Планка поднята на достойный уровень.



ГЕНИАЛЬНАЯ МАМА

- Вы говорили, что за воспитанием гениального музыканта стоит не менее гениальная мама. Ваша мама не только заставляла вас заниматься музыкой, но и была не против спорта. Это уникальный случай? Или все таки, чтобы достичь высот, надо полностью посвятить себя музыке и, как говорят, лишить себя детства?

- Тут нет стопроцентного решения. Да, моя мама считала, что ребенок должен развиваться физически, не зацикливаться на чем-то одном. Но спорт - это были пробы. Я занимался фехтованием, водным поло, прыжками в воду. И мог повредить кисть. Мама тогда меня мягко вывела из спорта. Рецепта нет. Главное, родители должны быть умными, а не только балующими и любящими. Нужно пробудить в ребенке интерес.

- Боялись расстроить маму?

- Очень. Помню, электрогитару мне покупали. Она стоила какие-то бешеные по тем временам деньги. Пришел к маме, говорю, что понимаю, что нет денег, и знаю, что тебе не очень хочется, чтобы я на гитаре играл и тем более работал на ней. И тогда я сказал: "Давай так, вы купите мне гитару, а я на час больше буду заниматься альтом". "Прекрасно," - ответила она. А потом я начал зарабатывать деньги, играя на вечеринках, и не мог ей в этом признаться. У меня в карманах, по тем временам, море денег, а мама с трудом мне рубль собирает на котлету в школе. Я не выдержал, признался. Она сказала: "Знаешь, что мы сделаем. Для того, чтоб ты поступал в Московскую консерваторию, надо нанять репетиторов". Так мы и поступили. И на самом деле, когда я сдавал экзамены, у меня проблем вообще не возникло. Я еще и другим помогал.



"КАРЬЕРА - ЭТО СУДЬБА ПЛЮС ЛИЧНОСТЬ"

- Если проводить аналогию со спортом. Спортсмены бьются за голы, очки, секунды. Главная цель - медаль и подиум. А у музыканта? Выиграть все конкурсы? Сыграть самые сложные произведения?

- В подростковом возрасте это скорее желание абстрактной победы, славы. А потом... Есть те, кто ни разу не играл на конкурсе, но они всемирно известны. А есть победители, но мы о них ничего не знаем. Карьера - это судьба плюс личность. И случайность, и детали. Хотя случайно стать чемпионом на конкурсе нельзя. Вот третье место занять можно. А дальнейшее развитие... Нужно пробовать и стараться. Вот достиг ты гармонии, сыграл, как хотел, как мечтал. К чему тебе стремиться? Ищи новое, делай премьеры, не останавливайся. У меня в течение года 5-6 премьер. Всегда есть желание удивить. Но тут важен вопрос вкуса и стиля, чтобы не было спекуляции на новизне.

- Вы говорили, что не бываете дома по 300 дней в году. Есть ли места в которых вы не выступали, но очень бы хотели? И, может быть, есть места, куда бы вы не поехали ни за какие деньги, кто бы вас не звал?

- Нет таких мест. Я почти везде побывал. Есть ответственные места, которые гастролирующий музыкант должен посещать всегда, не важно, сколько раз. Тот, кто находится на этом уровне, должен возвращаться и в Музикферайн в Вене и в Консертгебау в Амстердаме, и в Москву и в Питер, и в Токио, и в Сидней, и в Карнеги-холл в Нью-Йорке, и в миланский Ла Скала. Это планка, которая требует определенного качества.



РОССИЯ-УКРАИНА: БОЛЬНОЙ ВОПРОС

- Не могу не спросить про Украину. Вы выросли во Львове, а теперь поговаривают, что вы опасаетесь ехать туда?

- Я не опасаюсь, я туда просто не еду. Это больной для меня вопрос. Все сознательные годы юности я провел там, меня очень многому научили. Львов - это уникальное место, очень дорогое для меня. Там могилы всех моих предков.

- Вас же даже лишили звания почетного профессора Львовской музыкальной академии...

- О том, что у меня оно есть, я узнал, когда его отобрали. Я там вырос, я понимаю состояние этих людей. Они принимали хлебом-солью немцев. Это было всего через два года после, в их понимании, "оккупации" Советским Союзом. Это не значит, что я бы воевал с ними под одним флагом, конечно нет. Но все не так однозначно. Они прежде всего не любили Киев, который "продался" Москве. Второе - они не любили Москву, и третье - евреев. Конечно, это обидно, но думаю, когда-нибудь оно все рассосется. Решат там... Конечно, это больно все. Вот у меня друг есть, мы выросли вместе. Ему нравится, что там происходит. Мне - нет. Но мы по-прежнему друзья.

- Как нам помириться?

- Надо с уважением относиться друг к другу. Хватит вот этого: "Я сильнее, ты меня обязан слушаться" или "А я сам по себе, не хочу тебя слушать". Это все пройдет. Главное, чтобы не погибали ни на той, ни на другой стороне. Главное, чтобы крови не было. Кровь, давайте говорить откровенно, это грех. Главное, чтобы грешить перестали.

Автор
ИВАН СЫСОЕВ
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе