"Арктику" и "К-162" спасают от утилизации

Как-то плохо в последнее время в России с сохранением исторического наследия. Вот готовят к утилизации два легендарных корабля отечественного флота — атомную подводную лодку "К-162", прозванную "Золотой рыбкой", и ледокол "Арктика". Общественность и ветераны флота, в свою очередь, призывают сделать и из подлодки, и из ледокола памятники истории.

Первое письмо — от давнего автора "Правды.Ру, известного публициста и историка, бывшего командира подлодки, директора Международного кинофестиваля морских и приключенческих фильмов капитана I ранга Сергея Апрелева. Сергей Вячеславович озвучивает прекрасную инициативу активных и неравнодушных жителей Северодвинска. Жители города корабелов предлагают сохранить в качестве памятника ограждение рубки знаменитой атомной подводной лодки "К-162", прозванной "Золотой рыбкой". Рубка осталась на территории верфи "Звездочка" после утилизации самой лодки.

Многие ветераны флота переживают: как бы городу корабелов не остаться без этой исторической рубки, "желающих" много, ведь сделана она из весьма ценного и редкого металла, титана. Вот лишь несколько выдержек из письма Сергея Апрелева:

"За рубку памяти!

Увы, в колыбели отечественного атомного подводного флота, в Северодвинске, по-прежнему ничто не напоминает о славном прошлом…Не так давно в северодвинском городском парке совершенно спонтанно встретилась группа людей, объединенных единственным порывом — неприятием исторической несправедливости. Ни для кого не секрет, что в городе корабелов, Северодвинске, нет ни одного реального памятного символа великой эпопеи — становления отечественного подводного атомного флота. Даже, так сказать, "на самом верху" прекрасно поняли, что настала пора вновь обратиться к таким понятиям, как традиция и символ. Появились новые институты истории, были откорректированы акценты ведущих газет, а понятие патриотизм вернуло себе позитивную окраску. Более того, была создана президентская программа патриотического воспитания молодежи, которая, по сути, олицетворяет наше будущее. Так почему бы не установить в центральном парке культуры и отдыха Северодвинска, носящем, совершенно неслучайно, имя выдающегося кораблестроителя Игоря Сергеевича Белоусова, хотя бы рубку подводной лодки. Тем более что, невзирая на молох утилизации, часть прославленных исторических субмарин ухитрилась уцелеть!

По крайней мере, частично. Речь в данном случае идет о рубке подводной лодки "К-162", прозванной "Золотой рыбкой", не только потому, что титановое кораблестроение в силу дороговизны не могли себе позволить даже Соединенные Штаты, но и потому, что этот корабль остается непревзойденным рекордсменом скорости, развитой рукотворным объектом под водой — 46,7 узлов! Это даже трудно представить — 80 километров в час! В стране, где есть чем гордиться, мы не должны избегать установки памятных символов, способствующих укреплению самосознания нации.

Ведь установлено, что сегодняшняя демографическая катастрофа связана не столько с падением уровня жизни, сколько с дефицитом жизненных ориентиров, позитива в нашей жизни, утраченного оптимизма, столь свойственного некогда российскому народу. Именно поэтому, считает инициатор программы — директор городского парка культура Лариса Геннадиевна Рудакова, нельзя терять времени и ждать, пока последние реликвии Великой Подводной эпопеи канут в Лету, оказавшись в мартеновском пекле. С тем, что нельзя терять время и немедленно выходить с инициативой во властные структуры и соответствующие ведомства, согласились присутствовавшие: начальник управления "Севмаша" Александр Холодов, директор музея верфи "Звездочка" Василий Кологриев, известные журналисты Василий Рашев и Андрей Михайлов, многие другие активные и известные северодвинцы. Будем рады, если к нам присоединятся единомышленники из Северодвинска и других "корабельных" городов России".

А следующее письмо пропитано тревогой за другой исторический корабль эпохи океанского флота — ледокол "Арктика". Извините за пафос, но оно именно для активных людей, которым небезразлично, сохранится ли для поколений наша славная история. Одно название письма чего стоит… Оно, кстати, кроме всего прочего, напоминает о сотнях тысяч тонн рыжего ржавеющего корабельного металла, которым буквально завалена сейчас наша российская Арктика. Выдержку из этого письма мы тоже решили привести в этой публикации:

"Рыжий цвет "Арктики"

31 июля 2012 года исключен из Регистровой книги судов и готовится к утилизации атомный ледокол "Арктика". Стоимость проекта уничтожения "Арктики" оценивается почти в два миллиарда рублей. Но, по отзывам специалистов, подготовить "Арктику" к работе в качестве музея арктического мореплавания стоит гораздо дешевле! Мы выступаем с немыслимой для любого бюрократа идеей: потратить эти деньги не на распиливание "Арктики", а на её сохранение в качестве музея. На сайте arktika.polarpost.ru мы собираем подписи тех, кто знает "Арктику" и гордится ею. Вот текст обращения к федеральным властям с просьбой сохранении атомного ледокола "Арктика"в качестве корабля-памятника и присвоения ему статуса культурного наследия Российской Федерации.

Два века назад русские моряки открыли миру последний из материков — Антарктиду. Тридцать пять лет назад они открыли для свободного мореплавания последний из океанов — Северный Ледовитый. Мы построили корабль, который стал ключом к сердцу Арктики. Мы построили не просто новый ледокол. Непривычно яркая, рыжая окраска ледокола "Арктика" стала цветом восхода новой эпохи мореплавания. Эпохи "пахарей льда", что открыли неприступный Ледовитый океан для судоходства.

Как уже писала "Правда.Ру", 17 августа 1977 года, в четыре часа утра, ледокол "Арктика" покорил вершину планеты. Впервые надводный корабль пришёл на Северный полюс. История орденоносной "Арктики" — это история длиною в миллион пройденных миль и 33 года безупречной работы. Год в море без захода в порт. Новая школа судоходства во льдах. Корабль, свершивший революцию в мореплавании, достоин возвращения в город на Неве, где был рождён. Он достоин стать музеем. Успешный пример такого музея — ледокол "Красин", который ошвартован у одной из набережных Невы.

Мы просим сохранить нашу "Арктику". Мы просим не уничтожать ее".

Число электронных подписей на сайте ледокола "Арктика" растет постоянно. Мне кажется, это прямое свидетельство того, что число неравнодушных людей в нашей стране, вопреки утверждениями скептиков, не уменьшается, а только увеличивается.

Пока, конечно, трудно даже предположить, чем закончится затея северодвинцев по сохранению рубки легендарной титановой атомной подлодки "Золотая рыбка" в качестве памятника российским корабелам, и питерцев по сохранению ледокола "Арктика" в качестве музея. Однако хочется пожелать им удачи в их непростом деле. Помнится, после Цусимского поражения флот восстанавливали всем миром. Может, сохранить и память о лучших кораблях СССР всем миром тоже получится?

Андрей Михайлов

Правда.Ру

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе