Это тема в каком-то смысле продолжает заметку про арт-туризм. Потому что арт-архитектуру можно назвать идеальным воплощением туристической приманки. В ней соединились два основных обязательных для городского туриста объекта - уникальная архитектура и музейное искусство. Я уже упоминала краем Музей Гуггенхайма в городе Бильбао, который принято считать классикой жанра. В современной культуре и экономике даже существует термин под названием "эффект Бильбао", который означает эффект от использования необычных проектов зданий для привлечения туристов и омоложения городской архитектуры.
Музей в Бильбао в 1997 году спроектировал уроженец Канады Фрэнк Гери. Его детище расположилось на территории дока в центре Бильбао и действительно привлекло в столицу басков множество туристов. Здание музея, составленное из правильных известняковых блоков и облицованных титаном объемов неправильной формы, напоминает стаю слетевшихся в корабельные доки чаек. Этот проект - одновременно произведение архитектуры, необычная скульптура и отличное развлечение. Любопытно, что некоторые музейные хранители жалуются на то, что в галерее трудно работать. Дело в том, что многие посетители приходят посмотреть не выставки, а само здание.
Еще один классический пример "архитектуры для искусства" хорошо известен даже тем, кто никогда не был в Париже. Это знаменитый Центр Помпиду, который в 70-е годы прошлого века произвел настоящую архитектурную революцию. Его авторы Ренцо Пьяно, Питер Райс и Ричард Роджерс выиграли конкурс буквально в последний момент, еле успев отправить свои чертежи по почте.
Основная радикальная идея архитекторов состояла в том, что для Центра Помпиду они придумали "дизайн наоборот". Ярусы этого многоэтажного здания имеют открытый план и поддерживаются металлическим каркасом не внутри, а снаружи. Все служебные системы здания (водопроводная, электрическая, вентилляционная, эскалаторная) вынесены на его внешние стороны. Особенно здорово смотрятся эскалаторы в стеклянных трубах. По меткому выражению первых критиков здания, оно напоминало дом с "кишками наружу", что и породило такой неприятный архитектурный термин как "бауэллизм" (от английского bowel - "кишечник"). В любом случае талантливые архитекторы, уставшие от прямых линий и правильных бетонных коробок, придумали свежий архитектурный подход. И сегодня вокруг Центра Помпиду гуляет множество туристов, которые даже и не стремятся попасть внутрь, чтобы взглянуть на современное искусство. Зачем, когда все самое интересное снаружи?