Диана Скавронская: «Нести людям свет и любовь через голос»

Восходящая звезда оперной сцены, выпускница Московской консерватории Диана Скавронская в октябре 2023 года выступила в Карнеги-холле.

Концерт камерной и вокальной музыки в честь 150-летия со дня рождения С. В. Рахманинова организовал главный дирижёр Нью-Йоркской Сити Опера Константин Орбелян.

Маэстро лично пригласил молодую певицу, признанную Американской гильдией музыкальных артистов международным оперным сопрано.


— Диана, расскажите, как возникла идея этого концерта? 

— В этом году во всем мире отмечают 150-летие со дня рождения Рахманинова, и у Константина Гарриевича возникло желание сделать концерт, посвящённый его музыке в Карнеги-холле. Рахманинов – его любимый композитор, а также один из моих любимых композиторов.

Константин Гарриевич собрал все самые известные произведения Рахманинова. Мы долго с ним беседовали о том, какую программу выбрать, какие произведения ему близки, что будет интересно слушать.

— И как американская публика восприняла эту программу?

— В США музыку Рахманинова боготворят! Но, наверное, в зале было процентов 60 русскоговорящей публики, то есть это наши люди, которые любят русскую классику. Забавно, но я даже лично знаю одного американца в США, которого назвали в честь Рахманинова, потому что его родители всю жизнь восхищались музыкой Сергея Васильевича, они всей семьей посещают концерты русской классики, при этом они не говорят на русском языке.

Я полагаю, что в Карнеги-холле большая половина публики была русскоязычной, любящей русскую классику. На нашем концерте были люди из Нью-Йорка, Бостона, Вашингтона, из разных городов.


Диана Скавронская


— Кто ещё принимал участие в концерте?

— Мне аккомпанировал выдающийся пианист Дмитрий Юдин. Концерт прошёл в сопровождении фортепиано, виолончели, арфы, скрипки. Впервые хор афроамериканцев Госуниверситета Моргана (Morgan State University) — один из самых престижных студенческих хоров в мире — исполнил на русском «Всенощное бдение».

Также выступила замечательная виолончелистка Кристина Купер, которая специально прилетела из Израиля. Пела потрясающая певица Сара Кобурн, она суперзвезда в Нью-Йорке!

На арфе играла Алиса Садикова, которая уже с 9 лет выступала с оркестром Сары Брайтман и сопровождала её в туры по всему миру. Сейчас мы с Алисой планируем концерт в Сан-Франциско.

— Вы выступали в Италии, Грузии, Германии, Бельгии, два года назад переехали в Сан-Франциско, где даёте концерты и даже основали «Оперный Клуб», и вот вы на сцене Карнеги-холла! Давайте вернемся к началу вашей международной карьеры. Ведь вы приехали в Америку, где никто вас не знал, где талантливых певиц очень много, как прошёл этот путь?

— Как говорил один из моих наставников, художественный руководитель Молодежной программы Большого театра Дмитрий Вдовин: «Необходимо быть фанатом своего дела!»

Музыка требует усердия и глубокого погружения в репертуар. Если ты полностью отдаешься ей, ты сможешь донести до зрителя то, что исходит из твоей души и сердца.

В детстве мой репертуар состоял из популярной и джазовой музыки. В 13 лет я впервые пришла на урок оперного вокала к профессору Ташкентской консерватории Мукаддас Нишановне Ризаевой. Тогда я не представляла, что буду оперной певицей. Мне просто нравилось петь.

Я участвовала в конкурсах «Утренняя звезда» в Москве, «Славянский базар» в Витебске, завоевала первое место в номинации «Голосистая принцесса» на международном конкурсе в Ташкенте. Я увлекалась эстрадой, джазом, так, на прослушивании Мукаддас Ризаевой я спела джазовую песню Hello, Dolly! из одноимённого альбома Эллы Фицджеральд. Профессор на меня удивлённо взглянула и сказала: «Да, голос есть, но, пожалуйста, больше никогда не пой эту песню. Мы будем изучать бельканто».

— Вас это не обескуражило?

— Я вообще не представляла, что такое опера! Я пришла домой, села и заплакала. А потом открыла книгу про оперную певицу Елену Образцову, которую дала мне Мукаддас Нишановна, и всю ночь провела за чтением. И всё в моём сознании перевернулось — я поняла, что мне это интересно. На следующий день я уже бежала на занятия по оперному вокалу.

Это были прекрасные два года плодотворных занятий, а потом наша семья уехала в Москву, и я продолжила обучение в России. В Московской консерватории я попала в класс к выдающейся Галине Алексеевне Писаренко.

А после была двухлетняя стажировка в Центре оперного пения Галины Вишневской с великолепной Маквалой Филимоновной Касрашвили.

В моей жизни было несколько мудрых наставников, в их числе Кристина Мхитарян, приглашённая солистка Большого Театра, а также Метрополитен-оперы. Она обучила меня множеству технических нюансов, я пользуюсь её советами и сегодня. Особое внимание она всегда уделяла техническим особенностям при исполнении верхних нот на божественном пианиссимо. Пожалуй, нет ничего приятнее, чем грамотно исполненный музыкальный материал, подкрепленный богатым чувственным воплощением голоса.

— А после вы отправились покорять Америку. Вам легко далось это решение?

— Удивительно, когда я уезжала в США, мой близкий друг, баритон Андрей Жилиховский говорил мне, что нужно сначала добиться чего-то в Европе. А потом Америка тебя встречает с распростёртыми объятиями. То есть очень сложно чего-то с нуля добиться в США, потому что здесь большая конкуренция, огромный конкурс. Но я ни капельки не сомневалась, получится у меня или нет. И, вы не поверите, в первый месяц моего проживания в США я шла по улице с одной знакомой, и она на телефоне включила мою запись. Вдруг с нами поравнялись двое мужчин и спросили, что мы слушаем.

Выяснилось, что оба связаны с оперой. Один был оперным продюсером и сам всю жизнь пел — мы подружились, и уже в ближайшие месяцы стали вместе выступать и проводить концерты. А второй оказался телевизионным продюсером, он пригласил меня выступить на телевидении, где я спела три оперных произведения в прямом эфире его передачи.

— И вы решили заняться популяризацией оперы в Сан-Франциско?

— Моя цель создания «Оперного Клуба» в первую очередь заключалась в том, чтобы объединить таланты и создать оперные концерты, где публика могла бы лицезреть, с какой удивительной самоотдачей поют и играют профессионалы. Сначала на концерты приходило 150 человек. Сейчас их уже около 500 человек, все билеты всегда распроданы, и это только начало!

Я вижу свою миссию в том, чтобы нести людям свет и любовь через голос, мне хочется быть проводником, чтобы слушатели могли ощутить искусство и почувствовать что-то особенное во время моих выступлений. И это дорогого стоит, когда молодые артисты с благодарностью высказываются о возможности работать, общаться с публикой, увеличивать свою аудиторию!


Диана Скавронская


— Расскажите подробнее об этом проекте. В чём его изюминка?

— Это не просто проект, это новая платформа, в рамках которой мы исполняем оперу в концертном формате с профессиональными музыкантами, солистами Метрополитен-оперы, лондонского Королевского Оперного Театра, Театра Ла Скала и многих других. Я выбираю известного композитора, и мы готовим фрагменты из его самых интересных и знаменитых опер.

В нашем исполнении звучат арии, дуэты и сцены из опер в сопровождении фортепиано, скрипки, арфы и камерного ансамбля. Мы рассказываем о произведениях, персонажах, их чувствах друг к другу и отношениях. Мы делимся интересными фактами из жизни композитора, что его побудило написать это произведение, чем он вдохновлялся. То есть это ещё и просветительский проект.

— Где вы проводите эти концерты? На каких площадках?

— В театрах и концертных залах Сан-Франциско, на камерных сценах Театра Хербста (Herbst Theatre), Центра Уилси (the Wilsey Center). Здесь есть прекрасный Стэнфорд-холл, он расположен в Стэнфордском университете. Есть огромный Сити-холл — мэрия Сан-Франциско, где я уже пела и где мне вручили почетную награду за вклад в развитие музыкального искусства Сан Франциско.

Я постоянно провожу концерты в самых разных залах и ищу новые площадки, чтобы зрителям было интересно следить за нашим развитием. «Оперный Клуб» стремительно набирает обороты, и, возможно, в следующем году я буду планировать серию концертов в Лос-Анджелесе.

— Помимо этого проекта, вы ещё где-то заняты в Сан-Франциско?

— Меня взяли на главную роль — Мими — в опере Пуччини «Богема». В июне-июле 2024, я исполню главную роль в девяти спектаклях перед американской аудиторией в Покет Опера и театре Синнабар в Сан-Франциско.

Для меня Мими — одна из самых любимых ролей, одна из самых пронзительных и трогательных. Петь Мими — это всегда эмоциональное погружение в сюжет. Она так же, как и я, восхищается поэзией и красотой, её душа наполнена светом. Несмотря на то, что в опере её ожидает трагический финал, она остается вечной в своей красоте души! Я с нетерпением жду сотрудничества с американским тенором Николосом Хаффом в роли Родольфо.

— Но вернёмся к Орбеляну…

— Мы с ним встретились уже здесь, в США. На прослушивании для него я планировала спеть три сочинения, но в итоге выступление превратилось в большой сольный концерт — часовой, из девяти или десяти произведений.

Удивительным образом мы с ним стали большими музыкальными друзьями. А когда у Константина Гарриевича возникла идея организовать концерт в честь Рахманинова, он мне позвонил и просто сказал: приезжай, ты будешь петь в Карнеги-холле, пожалуйста, ничего не планируй на 21 октября!

— Если сравнивать публику в России и в Сан-Франциско. Что вы скажете, насколько она подготовлена, насколько восприимчива? Может быть, вы ставите себе целью обучить чему-то публику?

— Ценителей музыки здесь очень много, и они прекрасно разбираются в искусстве. На своих концертах я порой наблюдаю людей, которые знают произведения наизусть, они знают, какой аккорд сейчас последует. Но есть и неподготовленные слушатели, которые говорят, что впервые услышали оперный голос вживую или впервые пришли на концерт оперной музыки. Мне иногда хочется поговорить с каждым из них, узнать их впечатления. Может быть, их что-то вдохновило, и что-то в их жизни изменилось?

Знаете, однажды после концерта в Кремниевой долине ко мне подошёл крупный предприниматель Давид Ян, чья компания специализируется на разработке искусственного интеллекта. Он сказал: «Диана, у меня двое детей, и благодаря вам они полюбили оперу»!

— И ещё несколько слов о будущем. Чем планируете удивлять и вдохновлять публику?

— Одна из моих целей — знакомить американскую публику с русской классической музыкой и русским исполнительским искусством. Этой цели послужил концерт в честь Рахманинова в Карнеги-холле. Также запланировано много выступлений с разнообразным репертуаром и на разных языках.

Уже 20 января будет сольный концерт оперной музыки в Маунтин-Вью (Калифорния). Весной будущего года, я отправляюсь в Нью-Йорк и Бостон с серией камерных концертов. В июне-июле у меня девять спектаклей в оперных театрах Сан-Франциско, где я буду петь Мими в «Богеме» Пуччини.

«Диана Монтара Океан» (Diana Montara Ocean) — это уникальный проект, который я создаю в совместном творчестве с художником Михаилом Кивачитским. Он первый в истории профессиональный киргизский художник, написавший Гавайи и Дальний Запад. В течение последних нескольких лет он создает живописные образы океана и природы побережья Монтара. Это знаменитое место на берегу океана в штате Калифорния, место, где музыка и океан неразделимы.

Это будет оперный вечер с выставкой произведений художника. Такого ещё не было, вся Калифорния в предвкушении невероятного события. Наш проект включает в себя не только коллекцию из 22 картин, четыре метра шириной каждая, но и три двухметровые статуи меня, в полный рост, которые станут декорациями на сцене.

Я буду исполнять арии из репертуара Марии Каллас в сопровождении приглашённых музыкантов из Нью-Йорка. Михаил сопоставляет меня с Марией Каллас — он называет нас своими музами. В его скульптурах присутствует дух Ренессанса, поэтому я думаю об исполнении барочной музыки. А чтобы передать невесомость искусства в пространстве, в постановке примут участие известные артисты балета из театра Сан Франциско.

Этот грандиозный проект призван объединить музыку, историю и живопись. Концерт-выставка планируется в Saint Joseph’s Arts Society в Сан Франциско.

И кстати, мы договорились с Давидом Яном: когда искусственный интеллект напишет качественную музыку для оперного голоса, то я буду первой оперной певицей на Земле, которая её исполнит!

За всеми новостями Дианы Скавронской можно следить на ее официальном сайте.

Автор
Беседовала Дженнет АРЛЬТ
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе