Гайдай обиделся на Моргунова за фразу "Что-то ты совсем мышей не ловишь!"

Исполняется 90 лет со дня рождения знаменитого - увы, только одной ролью - комедийного артиста [видео].
Евгений Моргунов запомнился зрителю лишь ролью Бывалого
Фото: кадр из фильма


Юрий Никулин прожил большую интересную жизнь, зарекомендовав себя и как великий клоун, и как серьезный драматический артист; когда он умер, соболезнования всему народу по телевидению выразил президент. Георгий Вицин, тишайший интроверт, благополучно дожил до старости, оставив после себя десятки незабываемых ролей. А Евгений Моргунов оставил, собственно, только роль Бывалого — ну, может, кто-то вспомнит еще эпизод в «Покровских воротах». В 60-е ним перестал работать сначала Леонид Гайдай, когда-то создавший трио Трус-Балбес-Бывалый, а потом — за вычетом Михаила Козакова — и остальные серьезные режиссеры. Никакой Ельцин не обращался к народу в связи с его кончиной. И на похоронах не собралась толпа...



«УВАЖАЕМЫЙ ИОСИФ ВИССАРИОНОВИЧ! Я ХОЧУ БЫТЬ КАК СТАНИСЛАВСКИЙ…»

Уже когда Моргунов прославился, журналисты его спросили: «Кем вы хотели быть в детстве?» — «С первого дня и до сих пор — актером, актером, актером!» — ответил он. В 15 лет Евгений приступил к осуществлению мечты самым радикальным образом. В тот момент он работал на Сокольническом вагоноремонтном заводе, вытачивал какие-то болванки, и в свободное время написал письмо товарищу Сталину: «Уважаемый Иосиф Виссарионович, примите меня в искусство!» Моргунов напирал на то, что участвовал в самодеятельности и хочет быть «как Станиславский и Немирович-Данченко», но директор завода ему мешает. Удивительно, но вскоре из Кремля пришел ответ: руководству завода предлагалось немедленно направить юного болванщика в театр имени Таирова (ныне — Московский драматический театр имени Пушкина). Там он и стал «актером вспомогательного состава», принимая участие в массовках.

(Надо заметить, что с не меньшей самоуверенностью юный Моргунов пробился к композитору Дмитрию Шостаковичу; правда, ему он заявил, что хочет быть не актером, а певцом и музыкантом. Шостакович из вежливости принял нахала, и, послушав его, написал рекомендательное письмо ректору консерватории. Но в консерваторию Моргунов так и не поступил, выбрав актерский факультет ВГИКа).

Курсом руководил режиссер Сергей Герасимов, и он же дал Моргунову первую серьезную кинороль — предателя Стаховича в «Молодой гвардии». Фильм пользовался огромным успехом, а Моргунов на какое-то время стал объектом ненависти многих зрителей, уверенных, что если актер играет подлеца, значит, и сам подлец. Но печальнее было другое: в конце 50-х благодаря журналисту «Комсомолки» Киму Костенко выяснилось, что комсомолец Виктор Третьякевич, чьи черты угадывались в персонаже романа Александра Фадеева, был вовсе не предателем, а наоборот — одним из руководителей «Молодой гвардии». Статья многих тогда потрясла. Все изложенные факты были подверждены документально. И Сергей Герасимов просто перемонтировал и переозвучил картину, дав предателю его настоящее имя, подогнав сценарий под реальность. А заодно выбросив многие сцены с участием Моргунова, сведя всю роль к минимуму…

И дальше Моргунов был во "вспомогательном составе», мелькая то там, то сям, в проходных и забытых фильмах. Пока не наступил звездный час — роль в комедии Леонида Гайдая «Пес Барбос и необычный кросс».



ИЛЬИНСКИЙ И ЖАРОВ ОКАЗАЛИСЬ СЛИШКОМ "БЫВАЛЫМИ"

Придумывая комическую троицу «Трус, Балбес и Бывалый», Леонид Гайдай был уверен только в исполнителе роли Труса: он уже работал с Георгием Вициным и высоко его ценил. Юрия Никулина он пригласил, посмотрев комедию «Неподдающиеся». А актера на роль Бывалого не мог подобрать долго. Одним из кандидатов был Игорь Ильинский, но он отказался — да и не особо подходил в силу достаточно солидного возраста. По той же причине отвалилась кандидатура Михаила Жарова. Сергей Филиппов (который позже сыграет у Гайдая Воробьянинова в «12 стульях») тоже не стал сниматься. Говорят, что кандидатуру Моргунова в конце концов предложил глава «Мосфильма» Иван Пырьев — он знал актера давно и хорошо.

Моргунов на съемках активно разыгрывал окружающих (это было его любимым занятием). Однажды Георгий Вицин, загримированный и в лохмотьях (снимали сцену после взрыва) в перерыве гулял по полю и что-то громко напевал. Мимо проходили крестьяне из близлежащей деревни. Кто-то, указывая на Вицина, спросил: «Что случилось?» Моргунов с самым серьезным выражением лица ответил: «Это же Иван Козловский, у него тут дача! Он вчера напился и спалил дом соседа, а сегодня спалил свой. Вот, ждем, когда за ним скорая психиатрическая приедет…»


Моргунова на роль Бывалого предложил глава «Мосфильма» Иван Пырьев
Фото: кадр из фильмаtrue_kpru


В кино актеры обычно смотрят на режиссера снизу вверх. Моргунов, похоже, пытался смотреть на Гайдая сверху вниз. Он раскритиковал сценарий «Самогонщиков», заявив: «В этом я сниматься не буду!» (потребовалось вмешательство того же Пырьева, чтобы его уговорить). Ходит легенда, что он однажды позволил себе явиться на съемки подшофе и с поклонницами в обнимку, доведя Гайдая до состояния белого каления. И почти все, говорящие о Моргунове, цитируют фразу «Гайдай, что-то ты совсем мышей не ловишь!», которую актер небрежно обронил, просматривая со съемочной группой отснятый материал «Кавказской пленницы». Гайдай не мог простить ему этой фразы четверть века. Никулин и Вицин снимались у него еще несколько раз, а о Моргунове он не хотел и слышать. (С другой стороны, Гайдаю искренне казалось, что комическая троица себя изжила, и больше он включать этих персонажей в свои фильмы не хотел).

Наталья Крачковская говорила «Иногда его хотелось убить», и однажды, после очередной шутки в свой адрес, дала ему пощечину. На следующий день Моргунов извинился перед ней, она его простила, и инцидент замяли.



"ПОХОРОНИТЕ НАС ТРОИХ РЯДОМ!"

«Кавказская пленница» — последняя звездная роль Моргунова. Они с Никулиным и Вициным объединились еще ради съемок в «Семи стариках и одной девушке», но этот фильм трудно поставить рядом с гайдаевскими комедиями. Еще одна встреча должна была произойти в «Комедии давно минувших дней», но Никулин то ли не смог, то ли не захотел сниматься в этом фильме, и Трус-Вицин с Бывалым-Моргуновым орудуют там вдвоем.


«Кавказская пленница» — последняя звездная роль Моргунова
Фото: кадр из фильмаtrue_kpru


После перестройки Вицин и Моргунов, все так же без Никулина, но в компании нескольких других характерных актеров, колесили по провинции с выступлениями: надо было зарабатывать деньги, а кинематограф уже не мог предложить им ничего путного. Ко всему прочему, у Моргунова еще и обострились болезни.

Он с юности страдал от диабета. Рассказывали, что во время войны он, как и многие другие подростки, постоянно голодал, и однажды, когда мать раздобыла сливочного масла, не выдержал и сразу съел всю пачку; якобы с этого момента и начались беды со здоровьем. (На диабет и проблемы с обменом веществ потом списывали и его полноту — в юности он был очень стройным, — и его раздражительность). Режим питания, предписанный при диабете, он постоянно нарушал, вовремя ввести себе инсулин забывал. В конце концов начали страдать ноги: врачи настаивали на ампутации, но Моргунов от нее отказывался, и выходить на сцену мог только в специальной очень свободной обуви и в носках с разрезанными резинками. Болезнь сильно повлияла и на характер. Вдова вспоминала в интервью: «Последние три года мне даже казалось, что я живу не с ним, а с другим человеком, настолько сильно он изменился — стал более грубым, озлобленным. Иногда и журналистам говорил то, чего не следовало. Я, увидев в прессе очередные „откровения Моргунова“, буквально хваталась за голову — Женя снова кого-то обидел и нажил себе еще несколько смертельных врагов. Причем намеренно говорил вещи неприятные, и только я знала: на самом деле муж так не думает».

Впрочем, по ее же воспоминаниям, Моргунов не сильно мучился от того, что чего-то не успел сделать в кино, что ему досталось слишком мало выигрышных драматических ролей: «Он никогда ни на что не замахивался и не переживал из-за того, что не сыграл Гамлета или Отелло». Настоящим ударом для актера стала смерть младшего сына, 26-летнего Николая, разбившегося в автокатастрофе. Евгений Моргунов после этого впал в глубокую депрессию. Он умер ровно через год после сына, 25 июня 1999 года, и похоронен рядом с ним на Кунцевском кладбище.

Хотя еще до трагедии у него возникла другая концепция. Рассказывают, что в 1997-м, на прощании с Юрием Никулиным (из гайдаевской тройки он умер первым) Моргунов подошел к Юрию Лужкову и спросил: «Юрий Михайлович, а нас с Вициным вы где хоронить будете?» — «Что?!„ — опешил мэр. — „А давайте рядом. Представляете, люди приходят на кладбище, всё грустно, все мрачные, и вдруг, бац! — видят надгробия: Никулин, Вицин, Моргунов. И сразу у всех теплеет на душе!“



ЛАЙФХАКИ ОТ МОРГУНОВА


Как бесплатно поесть в ресторане и проехаться на такси

Разговоры о Моргунове обычно приводят к пересказам его бесчисленных розыгрышей. Он действительно был виртуозом в этой области, и одного перечня его выходок хватит на целую книгу.

* Будучи еще неизвестным актером, Моргунов ездил на общественном транспорте бесплатно: изображал кондуктора, заходил в дверь и проверял у пассажиров билеты, пока не доезжал до нужной остановки. Если появлялся настоящий кондуктор, Моргунов невозмутимо говорил „Ах, у вас уже проверяют!“ — и покидал салон.

* Еще он иногда питался в ресторанах бесплатно, изображая сотрудника КГБ. Заходил, делал серьезное лицо и говорил администратору, указывая на какую-нибудь компанию: „Посадишь меня напротив, чтобы я их видел, а они меня — нет!“ Администратор выполнял все его требования, да еще и приносил еду. Моргунов закрывался газетой с заблаговременно проделанной в ней дырочкой, делал вид, что наблюдает за компанией, одновременно ел и пил, а потом уходил, сурово сказав официантам: „Спасибо за помощь Родине!“

* Точно так же бесплатно он проходил в баню. На входе ронял только одну фразу: „Если Иван Сергеевич спросит, где Женя, скажи, я здесь!“ Остолбенеаший банщик его безропотно пропускал.

* …И ездил на такси. Садясь, показывал таксисту какое-то удостоверение красного цвета и приказывал: „Вон за той машиной!“ Когда доезжали до нужного дома, Моргунов выходил со словами „Все в порядке, дальше их будет вести мой напарник“.

* Любил Моргунов разыгрывать и обычных людей, притворяясь сотрудником „органов“. В метро показывал жертве красное удостоверение и говорил: „Пройдемте“. Выходили из метро, долго шли по улице, потом несчастный, не выдержав, спрашивал: „За что вы меня арестовали?“ — „Я вас арестовал? Помилуйте, я предложил пройтись, погода-то какая хорошая!“

* Прославившись благодаря фильмам Гайдая, Моргунов использовал славу по полной. Как-то он выступал перед рыбаками на Дальнем Востоке, они ему в благодарность преподнесли огромную красную рыбу. Моргунов насупился: „А как же мои товарищи, Вицин и Никулин?“ Выцыганил, в общем, у хозяев еще две рыбы, а потом еще и транспорт, чтобы их довезти до гостиницы.

* Благодаря одному розыгрышу Моргунов познакомился с женой. У него дома раздался звонок: какая-то девушка, уверенная, что звонит на кафедру физики, спрашивала, когда можно будет прийти на зачет. Моргунов взял у нее номер телефона, потом перезвонил и сказал, когда приходить. Она пришла — а выяснилось, что никакого зачета на это день назначено не было. Однако телефонный хулиган Моргунов продолжал ей названивать и в результате назначил свидание. Девушка, как гласит легенда, схитрила, пришла с подругой, которую, как и ее звали Наташей. Моргунов долго пытался понять, с какой именно из Наташ разговаривал по телефону. Недоразумение быстро разрешилось: Моргунов женился на „правильной“ Наташе, которая была моложе его на 26 лет. И прожил с нею до самой своей смерти.


Моргунова с Никулиным и Вициным объединились еще ради съемок в «Семи стариках и одной девушке», но этот фильм трудно поставить рядом с гайдаевскими комедиями
Фото: кадр из фильмаtrue_kpru



ПРЯМАЯ РЕЧЬ


"Четвертым в нашем трио мог бы стать Алексей Баталов“

Писатель Лев Лайнер, автор книги“ Веселая троица — Вицин, Моргунов, Никулин» раскопал в новогоднем номере газеты «Неделя» за 1966 год анкету, на вопросы которой отвечали все три актера. Приводим несколько ответов Моргунова.

— Ваш любимый романист?

— Михаил Шолохов.

— Какой инструмент вам особенно нравится?

— Балалайка.

— Любимый певец или певица?

— Федор Иванович Шаляпин.

— Исторический персонаж?

— Петр Первый.

— К какой из наук вы питаете особое уважение?

— Думаю, что это архитектура — как наука.

— Какому театру вы симпатизируете?

— Ла-Скала.

— Вероятно, у каждого из вас есть роль — тайная мечта. Кого вы мечтаете сыграть?

— Мечтаю исполнить роль Демьяна Бедного.

— Назовите ваш любимый фильм, любимого режиссера, любимых актеров кино и театра, а также фильм, который вам хотелось бы посмотреть в новогоднюю ночь.

— «Большой вальс», его я хочу смотреть в новогоднюю ночь. Гайдай. Актеры? Баталов, Борисов, Бондарчук, Быков тот, который Ролан.

— Кого, по вашему мнению, лучше всего смогли бы сыграть ваши партнеры по творческому трио?

— Юрий Никулин — злодея, Вицин — роль жеманной женщины. (Интересно, что Вицин тоже ответил, что видит Никулина в роли жестокого и безжалостного главаря гангстеров. — Ред.)

— Кого из известных артистов всех времен и народов вы приняли бы в свою бригаду четвертым?

— Алексея Баталова.

— Скажите, какое блюдо, какой напиток вы обязательно хотели бы попробовать в новогоднюю ночь? И какая мелодия должна в это время прозвучать?

— Значит, так: кислые щи, русский квас, «Во саду ли, в огороде…».

— Любимый день недели? Любимый цвет? Запах? Звук?

— Я люблю все дни недели. Красный цвет. Запах пекарни. Шум прибоя.

— Какой праздник вы любите больше других?

— 1 мая.

— Не беспокоит ли вас популярность?

— С популярностью жить трудно. Люди считают, что я такой же, какого они видят на экране, и ведут себя по отношению ко мне соответственно. Потому и дружба у меня со многими не получается, стараюсь избегать этого.


Автор
Николай ГЕРАСИМОВ
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе