Марк Захаров: Мне живется хорошо, потому что другого выхода нет

«Комсомолка» приехала в гости к легендарному худруку «Ленкома».
«Сорокин дал мне право распоряжаться «Днем опричника» и «Теллурией».
Александра Захарова всегда рядом со своим легендарным отцом - в театре и дома. И так же предана искусству, как и он.
Фото: RUSSIAN LOOK


- Марк Анатольевич, знаете, сколько за последнее время кликов в интернете на ваши фильмы? Сколько цитат из «Убить дракона»? Немыслимое количество.

- Очень часто фильмы своего времени, которые как-то запоминались тогда, возвращаются на телеэкраны, а вот «Убить дракона» - нет. Меня это удивляет. Очевидно, он обижает кого-то, не знаю кого и почему. Но его не очень пускают на федеральные каналы, хотя несколько лет назад фракция КПРФ, как мне рассказывали, специально сделала партийный просмотр этого фильма, вооружаясь, вероятно, какими-то идеями, размышлениями, которые там есть...

- Еще это любимый фильм Горбачева.

- Да. Горбачев и Раиса Максимовна, когда я однажды ездил с ними в Нью-Йорк, говорили мне: «Вы знаете, мы даже два раза его смотрели!» Вот это меня ошеломило. Но я был рад.

- И в то же время к каждому из ваших фильмов были какие-то претензии...

- Даже к «Обыкновенному чуду». Придрались к эпизоду, где дура-бабочка крылышками бяк-бяк-бяк, а за ней воробушек прыг-прыг-прыг. Мосфильмовская редакция очень болезненно реагировала, усмотрев там зарю сексуальной революции... А что касается «Убить дракона», это все-таки было великое сочинение Шварца, с философско-историческим прогнозом, неожиданным для 1942 и 1943 года, когда эта пьеса была создана. Там есть две очень царапающие вещи. Радость народа после того, как камень попадает в голову полицейскому и разбивает ее в кровь, - эта вещь сегодня актуальна не только для нас, а вообще для многих европейских государств. И еще - как понимать свободу. В фильме, когда началась свобода, стали переворачивать тачки с капустой, хватать женщин, чинить насилие. Конечно, в комедийном плане, но это очень горькая комедия.

- А новый ваш проект - это спектакль по Владимиру Сорокину?

- Да. Я, собственно, интересовался только «Днем опричника». Мы довольно долго дискутировали, ему в какой-то момент казалось, что это уже устарело. Так он мне прямо и говорил, пока я не написал ему длинное послание по электронной почте, где вспоминал Гоголя с «Мертвыми душами». «В 1842 году, когда появился первый том «Мертвых душ», Гоголь был, по-вашему, актуален, - писал я Сорокину, - А вот в 1852 году он уже устарел? Этого не может быть. Пожалуйста, подумайте, прислушайтесь к моим словам». Постепенно мы договорились, он попросил, чтобы я еще обязательно что-то взял из «Теллурии», и я ему это пообещал. Дальше он дал мне право распоряжаться «Днем опричника» и «Теллурией» так, как я сочту нужным.

Лет 9 назад я ведь уже начал репетировать «День опричника». А потом вдруг понял, что мне не хватает какой-то убедительности, и я это дело законсервировал. Объяснил автору, что сейчас не получается, отложим на будущее. И будущее наступило сегодня. Я считаю, что и труппа созрела, и есть новый режиссерский сценарий, который может стать основой для интересного спектакля.



«Во мне сидит дурной романтизм»

- У вас есть ощущение, что мы сейчас живем в другой цивилизации, нежели в 70 - 80-е годы?

- Есть. Да. Есть интернет, время убыстряется и бежит галопом. Но самое новое и неожиданное - то, что я всегда думал, что с каждым годом в мире будет происходить что-то лучшее. А оказывается, это не так. Со временем жизнь может ухудшаться. Экология, прогнозы в нашей экономике, прогнозы в отношении нашей планеты вообще... Но во мне сидит такой дурной романтизм, ни на чем иногда не основанная оптимистическая нота. Ну все равно хорошо, по крайней мере в ближайшее время! Дальше - трудно сказать, а вот завтра-послезавтра, наверное, будет неплохо.

- Марк Анатольевич, у вас год траура был... (В сентябре 2014-го ушла из жизни Нина Тихоновна Лапшинова, супруга Захарова. - Ред.) Как вам сейчас живется?

- Мне живется все равно хорошо, потому что выхода нет, надо стремиться к тому, чтобы было комфортно. У меня есть любимая дочь Александра, которая рядом, она хорошая актриса.

Есть две собаки с разными характерами - эрдельтерьер и фокстерьер. Когда гремит гром или фейерверк рядом запускается, фокстерьер убегает прятаться под ванну, а эрдель идет смотреть - какая там у них программа на улице?
Автор
Анна БАЛУЕВА
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе