Олег Янковский: «Мне предлагали сниматься в рекламе. Но я решил не опускаться до такого заработка»

23 февраля великому актеру исполнилось бы 80 лет.
Актер Олег Янковский в 1990 г.
Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН



«ОН УМЕЕТ «СГОРАТЬ», НЕ ДВИГАЯСЬ С МЕСТА»

Отец Олега Ивановича Янковского был поляк, и на самом деле его звали Яном Янковецким. Имя со временем трансформировалось в «Иван», в 30-е годы изменилась и фамилия. Судьба у него была трудная: он был тяжело ранен на Первой мировой, в 30-е был арестован, потом выпущен, а потом арестован снова (потому что дружил с опальным маршалом Тухачевским). Мать так боялась, что в тюрьму отправят и ее, что сожгла все семейные архивы, в том числе все свидетельства о том, что ее муж - дворянин.

В конце концов Иван Янковский снова был отпущен на свободу, и в 1944-м родился Олег. Но по-настоящему мальчик познакомился с отцом только в 1951 году, - до этого Иван Павлович работал в таджикском городе Ленинабаде на закрытом предприятии, где добывали уран, а семья сначала жила в Казахстане, потом переехала в Саратов… Много общаться отцу и сыну не довелось: Янковский-старший был тяжело болен, он скончался в 1953 году. То ли от последствий травмы, полученной на Первой мировой, то ли из-за долгого контакта с радиацией.

Олег рос совершенно обычным парнем. Обожал футбол. Иногда хулиганил, хотя ни до чего криминального дело не доходило. Пробирался вместе с братом в местный ТЮЗ без билета и тайком смотрел спектакли (но при этом вовсе не мечтал стать актером). Был в школе хорошистом. После школы собирался стать зубным техником.

А потом, по легенде, проходил мимо Саратовского театрального училища, неожиданно решил зайти и узнать, как можно в него поступить. Зашел. Оказалось, что экзамены уже закончились, но почему-то его все равно взяли. Старший брат Ростислав считал, что Олега перепутали с еще одним братом, Николаем (тот успешно прошел в училище творческий конкурс и был принят, но потом его забрали в армию)… А сам Олег Иванович утверждал, что ему помогло рекомендательное письмо из Минска: подростком он несколько лет там прожил у Ростислава, и не раз выходил на сцену местного театра («брат меня на сцену за руку привел»). Так или иначе, это была судьба.

В училище Олег познакомился с Людмилой Зориной, на которой женился. В Саратове она скоро стала звездой, а Олега, работавшего с ней в одном театре, мало кто знал. Но тут судьба вмешалась снова. Саратовский драматический театр был на гастролях во Львове, Янковский зашел в ресторан, где сидели Валентина Титова и ее муж, режиссер Владимир Басов, готовившийся снимать шпионский эпос «Щит и меч» и искавшего актера на роль Генриха Шварцкопфа. Титова, увидев Янковского, сказала мужу: «Вот твой Генрих!» Басов согласился, что внешне парень подходит идеально, но добавил: «Это же наверняка не актер, а какой-нибудь физик». А потом оказалось, что молодой человек - именно что актер, и более того, ассистент режиссера уже провела с ним фотопробы на роль Генриха! Янковский вспоминал: «Когда после кинопроб я получил телеграмму, что утвержден, надо было видеть, как я переходил через дорогу. Чтоб, не дай бог, не сбила машина. Чтобы спасти себя для кинематографа, я осторожно, медленно, вглядываясь, шел в театр...».


Олег Янковский с Людмилой Зориной, 2004 г.
Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН


Сразу за «Щитом и мечом» вышел фильм «Служили два товарища», Янковский стал звездой, и в Саратове к нему стали относиться как к премьеру: он сыграл Мэшема в «Стакане воды», Мышкина в «Идиоте». В роли князя его увидел Марк Захаров. «Он мне показался человеком достаточно способным, но я не мог предположить, что этому актеру суждено в последующие годы совершить такое стремительное восхождение к высотам театрального и кинематографического искусства» - писал Марк Анатольевич впоследствии. Конечно, он пригласил Янковского в «Ленком», которому актер остался верен до самой смерти. «У него необыкновенно выразительный взгляд, - восхищался Захаров. - Ему вовсе не обязательно говорить слова, он умеет излучать нервную энергию, «сгорать», не двигаясь с места. Так, как умеет это делать он, пожалуй, никто другой не умеет».


Роль Генриха Шварцкопфа, фильм «Щит и меч».



«СУБТИЛЕН, СЛАБ ДУХОМ, ЛИШЕН МУЗЫКАЛЬНОГО СЛУХА»

«Судьба подарила мне немного другую жизнь, чем многим моим коллегам, другие полеты во сне и наяву» - скромно говорил Янковский о своей популярности. Однако в 70-е он снялся в целой прорве проходных фильмов, которые сейчас вспомнит не каждый киновед. Белорусские «Жди меня, Анна» и «Белая земля», молдавский «Гнев», советско-финский «Доверие» о Ленине. «Полковник в отставке», «Мой дом - театр», «Сохранившие огонь», «Семьдесят два градуса ниже нуля»… Лишь с середины 70-х начинается что-то более серьезное: Илья Авербах снимает его в «Чужих письмах», Вадим Абдрашитов - в «Слове для защиты» и «Повороте», Игорь Масленников - в «Сентиментальном романе» и «Собаке Баскервилей», Марк Захаров - в «Обыкновенном чуде» и «Том самом Мюнхгаузене».


Олег Янковский на съемках "Обыкновенного чуда".
Фото: GLOBAL LOOK PRESS


А потом ему сказочно везет: Андрей Тарковский выписывает его в Италию, чтобы снять в «Ностальгии». На самом деле Тарковский хотел снимать сначала Анатолия Солоницына (но тот заболел раком легких), потом Александра Кайдановского (но тот из-за плохого поведения оказался невыездным); кандидатура Янковского возникла чуть ли не от безысходности. Не то чтобы Тарковский был сильно расположен к актеру: Олег Иванович в свое время отказался играть у него в ленкомовском «Гамлете» Лаэрта (потому что хотел главную роль). Да, он снялся в «Зеркале» в роли отца, но на монтаже роль была сокращена до минимума. «Субтилен, слаб духом - писал в дневниках Тарковский о Янковском (справедливости ради, никто больше таких упреков актеру не предъявлял), - совершенно лишен музыкального слуха». Но, тем не менее, Янковский снялся в «Ностальгии» - и эпизод, когда он идет со свечой по пустому бассейну, оказался едва ли не самым знаменитым в его фильмографии. А Тарковский потом подумывал о том, чтобы дать Янковскому роль и в следующем фильме, «Жертвоприношении». Но к тому моменту Андрей Арсеньевич принял решение остаться на Западе и понимал, что на съемки к невозвращенцу советского актера не отпустят.


Олег Янковский в фильме "Ностальгия".


Другая великая роль тоже была сыграна в начале 80-х: сорокалетний Сергей Макаров, работающий в провинциальном архитектурном бюро и страдающий из-за бессмысленно прожитой жизни, в «Полетах во сне и наяву». Множество критиков потом написали, что Янковский создал портрет целого поколения, «потерянного» в годы застоя. Как заметил Михаил Трофименков, «воплотить эпоху – это уже актерское чудо. Но эпоха прошла, исчезли в никуда ее герои, а Янковский – актер на все времена – остался».



«ДЕНЬГИ ПРОЕШЬ, А СТЫД ОСТАНЕТСЯ»

Он тщательно выбирал роли. Никогда не играл в сериалах (если не считать «Доктора Живаго» Александра Прошкина, который, конечно, был сериалом особым). Никогда не снимался в рекламе: «Мне предлагали за хорошие деньги рекламировать «Вольво». Я не стал этого делать по одной причине: никого не осуждая, я решил для себя не опускаться до такого заработка. Как говорила Раневская: «Деньги проешь, а стыд останется». Но дело не только в стыде. Есть в этом какое-то разрушение сложившегося актерского образа». Даже в 90-е, когда российский кинематограф умирал на глазах, он сыграл в нескольких интересных фильмах - будь то «Цареубийца» Карена Шахназарова или «Первая любовь» Романа Балаяна.

В 2008-2009 годах вышли три фильма с его участием: мюзикл Валерия Тодоровского «Стиляги», «Анна Каренина» Сергея Соловьева (Янковский сыграл Алексея Каренина, о котором говорил: «все нервные пучки страдания, которые в романе распределены между героями, сходятся в нем, он самый страдательный и изуродованный, самый чистый персонаж этого романа») и «Царь» Павла Лунгина. Мало кто мог подумать, что это был финальный аккорд. Под новый, 2009 год, в одной газете появилась крошечная заметка, что у Янковского обнаружено онкологическое заболевание. Оказалось, что это рак поджелудочной железы, выявленный на последней стадии. Дальше все разворачивалось стремительно: в феврале 2009-го он в последний раз вышел на сцену «Ленкома», а в мае скончался. «Анну Каренину», о которой так мечтал, не увидел. Потому что хотел ее посмотреть в зале с публикой, а до торжественной премьеры в Михайловском театре не дожил несколько дней…



САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ ФИЛЬМЫ

«Щит и меч» (1968)

«Служили два товарища» (1968)

«Зеркало» (1974)

«Звезда пленительного счастья» (1975)

«Мой ласковый и нежный зверь» (1978)

«Обыкновенное чудо» (1978)

«Тот самый Мюнхгаузен» (1979)

«Влюблён по собственному желанию» (1982)

«Полёты во сне и наяву» (1982)

«Ностальгия» (1983)

«Убить дракона» (1988)

«Цареубийца» (1991)

«Любовник» (2002)

«Стиляги» (2008)

«Анна Каренина» (2009-2013)

Автор
Денис КОРСАКОВ колумнист, специальный корреспондент отдела культуры и спорта
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе