Поехали в «Свечу», нас Ваксман ждет: легендарному ярославскому актеру — 60!

Вспоминаем творческий путь вместе с юбиляром.

Юрий Ваксман — такой же символ Ярославля, как Тверицкий бор и старый Волковский театр. Во всяком случае, другим горожанам шлягеров — а это строчки из песни Михаила Круга «Ярославская»! — не посвящали.


В то же время Юрий Михайлович остается удивительно открытым и простым в общении человеком. Поэтому в нашей редакции к имениннику принято обращаться по имени и отчеству, но на «ты».

В день своего рождения большой друг ЯРНОВОСТЕЙ и всего города подарил нам откровенное и как всегда живое интервью:


— Юрий Михайлович, юбилярам принято задавать всякие банальные вопросы, поэтому и мы продолжим традицию: а как ты вообще стал актером?

— Я хотел быть танкистом до четвертого класса, а в четвертом и пятом страшно полюбил кино. Мы с отцом ходили по выходным на три-четыре разных сеанса. Уйдем в воскресенье утром, а вернемся только под вечер, обойдя несколько кинотеатров...

Я тогда занимался волейболом, а параллельно стал посещать народный театр в Тирасполе. Там был очень хороший ТЮЗ с отличными педагогами. У меня были две тренировки в день, а между ними я ходил на секцию народного театра.

А после народного театра я пошел — и поступил с первого раза! — в Воронежский театральный институт. В Москву даже пробоваться не стал, потому что там возникли бы бытовые проблемы, которых в Воронеже удалось избежать: там жили родственники.

Мне повезло, у меня был потрясающий педагог — Виолетта Владимировна Тополага. И сегодня много известнейших артистов, которые снимаются в кино, — это ее ученики.

Мы называли ее мамой. Она не просто обучала профессии, а еще делала из тебя человека!

— Ты помнишь первую роль в профессиональном театре?

— Я начал репетировать еще до армии в Волковском. В сказке «Меч и прялка» я играл соглядатая. А когда вернулся [из армии], меня ввели по-срочному в сказку «Анчутка». А потом уже в новогодние елки я отыграл 30 спектаклей, по три в день. В «Лесной песенке» я играл бобренка и потом еще долго его играл. Это вот такие первые детские...

А первая взрослая роль — до новогодних елок — в пьесе «В день свадьбы» Мухина.

— Юрий Михайлович, сегодня многие театральные актеры мечтают сняться в кино. Там и зарплата лучше, и драйва больше. Вот ты как в кино оказался?

— Первый раз на съемочную площадку в роли актера я вышел в 1989 году. Фильм «Тело». А в массовке — сразу после института, в 1982 году. Фильм «Поздняя любовь». Его снимал Леонид Пчелкин, а в главной роли — Иннокентий Михайлович Смоктуновский! Я за ним все ходил и именно благодаря ему заработал свои первые деньги в кино.

Почему благодаря ему? Все просто: если ты в советское время засветился в массовке, то один день съемочный — три рубля.

А он, Смоктуновский, ко мне обернулся и говорит: «Студент?». А я отвечаю: «Нет, уже актер в театре Волкова!». Спрашивает: «Заработать хочешь?». Отвечаю: «Конечно, хочу». Тогда он мне сказал: «Будь за моей спиной, ходи вместе с массовкой, а когда надо, я тебе скажу, чтобы ты вышел».

Вот так три дня я ходил за Смоктуновским и «зарабатывал». А на третий, когда мы понимали, что проходки заканчиваются, он подал мне сигнал, и я выскочил.

— То есть у тебя крестный ни много ни мало сам Иннокентий Михайлович?

— Ну, если по-смешному, то можно и так сказать. Но я уверен, что он меня, конечно, не вспомнил бы. Но такой случай был.

— Юрий Михайлович, ни для кого не секрет, что Ваксман — это уже визитная карточка Ярославля. Это произошло благодаря Камерному театру и киностудии «ЯрСинема». Как вообще появился камерный театр — как проект и идея? Чего тебе не хватало в государственном театре?

— Ну, во-первых, я ушел из государственного в 1992 году. И после этого семь лет не появлялся на сцене. Это для меня было серьезным испытанием. Но все-таки проверка временем показала, что я правильно выбрал профессию!

И тогда я принял решение возвращаться, мне этого очень хотелось. И благодаря, конечно, Вове Гусеву и Владимиру Воронцову мы создали то, что сейчас называется Камерным театром.

— А «ЯрСинема»?

— Идея этого проекта возникла случайно. Кино-то нужно снимать! А здесь вдруг заехала первая группа, мы ей помогли, за ней вторая... И все произошло само собой, как будто так и должно было быть.

Я тут посчитал: первую картину мы делали в 2000 году. Получается, нам уже 21 год. А мы не праздновали и не акцентировали внимание…

— Твоя любимая роль в театре и кино?

— В театре любимая роль — в спектакле «Моцарт и Сальери», а в кино на сегодняшний день — «Гидравлика» и фильмы Александра Велединского.

— Юрий Михайлович, еще два коротких вопроса. О чем жалеешь? Может быть, чего-то не сделал или наоборот — сделал неправильно?

— Я многое сделал неправильно. Хотел бы, конечно, исправить какие-то вещи, но в основном я ни о чем не жалею. Так бы и работал.

Может, только о каких-то внутренних своих отношениях с людьми, которым уделял мало внимания, которым где-то нагрубил или подумал, мол, раз свои, то можно поступить некрасиво. Вот где-то здесь — в чисто человеческих отношениях…

— И напоследок: что можешь сказать ярославцам? Они, как и вся наша редакция, тебя очень любят.

— Я их тоже очень люблю. Люблю город, очень люблю это чувство, когда встаешь, едешь по Ярославлю утром и как будто не выходил из квартиры: все это — твой дом и твоя квартира, тебе здесь удобно. Любишь всех «соседей», тебя все знают, ты знаешь всех, и от этого — такой комфорт внутренний!

И самое главное — просто любите друг друга. В мире нет справедливости, и не надо ее добиваться, ведь ее не добиться! Надо просто любить друг друга, и все!

Автор
ЯРНОВОСТИ
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе