Штамповка для лузеров

Странное дело: кажется, все здравомыслящие люди понимают, что конкурс «Евровидение» — полная туфта и профанация, и тем не менее, весной каждого года мы, как ни в чем не бывало, начинаем суетиться вокруг этого мероприятия, обсуждать подробности, переживать и болеть «за наших». 

Зачем? Ведь практика последних десятилетий показывает, что прозвучавшие в рамках этого форума композиции (даже те, которые в итоге оказываются победителями) в людской памяти не оседают. Тогда кому нужны эти высосанные из пальца песни? 

А ведь начиналось все весьма красиво. В середине 50-х годов прошлого века члены Европейского вещательного союза решили создать зрелищную развлекательную программу, которая бы способствовала культурному объединению Европы — по образцу музыкального фестиваля в Сан-Ремо. Однако довольно скоро благородная идея сожрала сама себя. Стало очевидно, что хорошие песни — не пирожки с капустой. Их нельзя поставлять на заказ, публику не обманешь. Много ли вспоминается действительно выдающихся номеров, вышедших из-под молота этой полувековой песенной евро-наковальни? Только не надо в тысячный раз вспоминать успех ABBA 1974 года: мало-мальски знакомые с историей этой замечательной группы люди подтвердят, что мировой триумф шведов состоялся скорее вопреки конкурсу, чем благодаря ему. Сомнительная репутация мероприятия (так уж сложилось, что к его победителям не принято относиться всерьез) основана на том, что уже многие годы «Евровидение» — не столько конкурс песни, сколько псевдо-творческая платформа для различного рода чудаков и аутсайдеров или, как выражаются в этой среде, фриков и лузеров. Просто выйти на сцену и исполнить достойную вещь — давно уже не формат действа. Достаточно вспомнить лауреатов последних лет: израильский трансвестит Дана Интернешнл, финские хард-рокеры-а-ля-зомби Lordi, вооруженный скрипкой норвежский андрогин Александр Рыбак…

Боб Дилан не так давно сказал, что миру больше не нужны новые песни — он ими перенасыщен. Глядя на опыт «Евровидения» последних лет, с мэтром трудно не согласиться. Наша Дина Гарипова, несомненно, певица талантливая. Отметая сомнения и закрыв глаза на всеобщую ауру недоверия, окружающую конкурс, хочется пожелать девушке удачи — не столько на конкурсе, сколько вообще, в будущем. Но неужели не слышно, что припев ее песни «What If» слизан с мотива композиции Сары Коннор «Skin On Skin»? И неужели не противно, что певицу на конкурс провожали представители отечественной гей-тусовки? Почему к конкурсу, призванному обнаружить самые достойные песенные находки Европы, должно примешиваться нечто настолько сомнительное, что в корне подрывало бы к нему доверие? Взирая на все эти несуразные телодвижения, пропадает всякое желание носиться с «Евровидением» как с писаной торбой.

Денис БОЧАРОВ, обозреватель "Культуры"

Газета "Культура"

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе