Татьяна Устинова: «Теперь все измеряется деньгами, и купля-продажа девичьей красоты стала нормой»Комментарии: 113

«Комсомолка» побывала в гостях у популярной писательницы и поговорила с ней о семье, любви, эротике и книжках.

Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

«Мне непонятно желание оголяться в Сети»

- 21 апреля вы, Татьяна, отметили день рождения и стали «бабой-ягодкой», как вам в «ягодном» статусе живется?

- Пока сложно сказать. Юношеского переходного возраста я как-то благополучно избежала - не бегала топиться, не бросалась из окна. А сейчас, когда мне 45, а не 15, он меня настиг, и я решительно не понимаю, что дальше.

Родители стареют, муж занят, дети выросли - им всем не до меня. Увлечься внезапно, например, поправлением своей неземной красоты? Я не понимаю зачем. Поэтому остаются мучительные раздумья о жизни.

- Погодите думать, может, сначала по-женски подарками похвастаете?

- Я получила в этом году сказочные подарки. Начиная от гламурного браслета, который мне подарила сестра, и вот такенных (Татьяна по-рыбацки разводит руки пошире) пластмассовых часов цвета «вырви глаз», подаренных сыном Мишкой. А на велосипеде от мужа я только что каталась вокруг стола. Он белый. И высокоскоростной.

- Насчет покататься. Мы тут довольно долго катились до вашего Жуковского. Почему вы не живете в Москве?

- Я не жалуюсь на жизнь, я тиражный автор, но квартира в тихом центре нам точно не по карману. По крайней мере пока меня не перекупит «Уорнер Бразерс» и не экранизирует все книги. А с Жуковским связана вся жизнь, потому что в 1946 году из Москвы сюда переехал дед. Он много лет ездил сюда на электричке из Москвы, и это было очень неудобно - мама была маленькая, и они с бабушкой здесь получили квартиру. Тогда это был тихий подмосковный пригород, лес, парки и сады.

- Вы вроде бы на виду, а копни глубже - и ничегошеньки о вас неизвестно. Какая она, настоящая Татьяна Устинова - писательница, мать двоих сыновей и жена доктора физики? У вас вон и ногти на руках по-хулигански покрашены - в красный и черный через один.

- Мне непонятно это повальное желание оголяться в Сети - с ним надо к психиатру. Для чего ты туда пишешь сокровенное, помещаешь фотографии своих детей, собак и лифчиков? Чего тебе не хватает? Так скучна частная жизнь? 100 лет назад все жили общинами. Деревней, фабрикой, общежитием - все были друг у друга на глазах. Горький об этом писал: все дрались, пили и матерились здесь же. И все - от скуки повседневной жизни. Сейчас от скуки все это делается в Интернете: привет, френды, вот он я, крутотенюшка. А вся настоящая жизнь другая. Я публичный человек, но я на публике и дома за компьютером - это разные люди. Я не верю в стенания известных людей о том, что все журналисты лгут про «нас, святых», копаются в нашем грязном белье и, когда мы, голые, лежим на пляже на Мальдивах, в кустах обязательно скрывается журналист и нас фотографирует. Это чушь! У любого депутата, актера, певца или писателя единственный способ донести до аудитории свое мнение, например об образовании, - это поговорить с журналистом.

«Детей надо воспитывать допоздна»

- Тогда начнем? Устинова - это…

- Фамилия мужа. Мои родители - инженеры. Я окончила физтех. Семейные планы генерировала мама, а папа, инженер-испытатель, неплохо зарабатывал и всегда ее поддерживал… У нас сильное женское начало в семье. Моя мама и тетя всю жизнь прожили со свекровью и с правилом: если человек, то есть мужчина, приходит с работы, у него должен быть ужин. Точка.

- И вы повторяете эту модель?

- Конечно. Только моя семья состоит из одних мужчин. Но это все неправда, что я живу, как во дворце, и мои мужчины дарят мне розы-мимозы-брильянты и приносят кофе в постель. Мужчина никогда не будет тебе служанкой. Да, его можно сломать. Но сломанный мужчина никуда не годен. Ни в работу, ни в семью, ни в самореализацию, которой он всю жизнь только и занимается. И это все чепуха, что женщины вот-вот все возглавят! Смысл существования мужчины - это то, что Вселенная создается вокруг него. Так что, когда я пишу, тут дверь открывают ногой - «я хочу есть» или «мне надо на урок труда сделать скворечник»! Сынок, говорю, у меня эротическая сцена в разгаре - какой скворечник! И так все время. А была бы я принцесса цирка - давным-давно все бы пошло прахом. И дом, и дети, и собаки…

- А вот жанр детектива, кажется, уже пошел прахом или вот-вот...

- Хороший детектив в последнее время как раз повзрослел и стал законной частью большой литературы. Мишка, ему 21 год, прочитал тут «Визит к Минотавру» Вайнеров и стал мне доказывать, что Вайнеры сделали для литературы больше, чем Достоевский. Был диспут. И я поняла, что хоть он и читал Достоевского, но заставить себя въехать в бездны человеческих падений и на вершины взлетов еще не может - рано. А Вайнеры ему объяснили доступно: нет преступления без наказания. И хороший детектив - это о том, кого сожрал Минотавр, а кто не дался.

- У вас в книгах женщины всегда влипают в передряги, а мужики их оттуда выгребают.

- Мы с Димой Быковым из-за них чуть не подрались. Он мне говорит: слушай, что же они все у тебя какие-то идиотки, бабы твои! Я - ему: Дима, да не идиотки они. Мы все, и мальчики и девочки, до определенного какого-то момента в жизни - невнятные Золушки, которые топчутся в коридоре, не решаясь войти в жизнь по-настоящему. Пока не явится тот, в чьих глазах ты увидишь свое отражение и убедишься: да, я хороша, или хорош, и меня можно любить. И от такой встречи возникает вселенная. Может, кособокая, но она создалась. Вот об этом я и пишу.

- Думаю, устойчивость брака - проблема интеллекта. У нас все такие глупые, что браки кругом рушатся?

- Может быть. Но для начала и мальчиков, и девочек нужно воспитывать допоздна, не бросая их в пучину самостоятельной жизни, когда им стукнуло 15 лет. Их нужно учить ответственности, объяснять, как выйти из положения, которое кажется безвыходным. Черт с ним, с Экзюпери, который сказал, что мы в ответе за тех, кого приручили. Давайте будем отвечать хотя бы за то, что, если мы не купим в магазине хлеба, значит, хлеба к ужину не будет. Нам не повезло с 90-ми, когда все сломалось, и все теперь уверены, что богатство бедной девушки - красота. Ее можно продать состоятельному мужчине. Мы стали оценивать друг друга в дензнаках. А жизнь - это игра на интерес, а не соревнование, у кого больше сапог. Не слушай ты маму, которая говорит: дочка, я прожила такую ужасную жизнь с твоим отцом-козлом, так хоть ты поживи хорошо. Материальные ценности мы можем заработать. И для этого красавице не нужно выходить замуж за чудовище.


В огромной квартире в подмосковном Жуковском, купленной 6 лет назад, Татьяна все делает сама - даже лук выращивает на подоконнике.

Фото: Марина ВОЛОСЕВИЧ

«Эротика - это серьезно!»

- Я думаю, что если вы эти мысли будете впихивать в свои детективы, то вы растеряете читателей.

- Я растеряю, но впихиваю.

- Вы как-то жаловались, что у вас эротика не удается. Что с ней не так?

- В жизни все так. А в романе это самое сложное… Сам процесс известен всем с юности во всех вариантах и вариациях. Поэтому мне, чтобы это написать красиво и так, чтобы брало не только за душу, но и за другие части тела, нужно, чтобы это было эмоционально правильно, а не только в смысле гимнастических упражнений. Тут можно в лишний пафос удариться или в любовь по-кроличьи - и будет смешно. День, когда я пишу эротические сцены, для меня очень серьезный. Потому что я все себе представляю в деталях, как это все у них в постели получилось. В общем, горе от ума.

- А мужу даете проверять?

- Ну если соглашается - да. Но я не очень полагаюсь на его мнение. Потому что он ценитель литературы аховый.

- А какое сокровенное знание вам дала работа в пресс-службе Ельцина?

- Я точно знаю - по крайней мере знала тогда, - какое огромное количество во власти умных, честных и образованных людей. И куда деваются все их усилия? Я не знаю, я не могу ответить на этот вопрос и никогда не могла.

Анна БАЛУЕВА

КП-Ярославль

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе