Тяп-ляп

Современные художники ездят за рубеж, но обыкновенно не интересны никому у себя на родине. Актуальное искусство 1990-х было похоже на снобистский элитарный междусобойчик, тусующийся в двух столицах. Мы же с напарником Вячеславом Мизиным выросли далеко от Москвы: я - в Свердловске, он - в Новосибирске. Приехав в Москву, обнаружили, что занимаемся не современным искусством, а скорее его критикой. Я даже в шутку стал говорить, что мы делаем популистский вариант современного искусства, который был бы понятен не только интеллектуалам и завсегдатаям международных выставок, но и у себя дома. Поэтому в этом году у нас стартовал выставочный тур по музеям России. Прошла большущая ретроспектива в Барнаульском музее, потом в Новосибирске. В начале следующего года она поедет в Омск и далее - по Сибири. Называется "Как мы сделали искусство двухтысячных".

Мы поняли, что просто копировать формы западного искусства нам не с руки. Художник ведь должен быть уникальным, то есть во всех ситуациях делать выбор в пользу того, чего еще не было, что еще не артикулировано или не перенесено на территорию искусства. Мы решили, что нет никакого смысла соревноваться с компьютерными технологиями а-ля Голливуд, и пошли по пути Левши, который подковал немецкую блоху. Одним словом, выбрали не хайтек, а low tech. По-нашему - "тяп-ляп". Потом попытались понять, что же аутентичного мы можем найти по части содержания. За рубежом художественное сообщество расслоено на две неравные части. Верхушка - арт-звезды, которые ездят по биеннале и делают блестящие объекты для коллекционеров. И большая часть - арт-собес. Эти художники, живущие на гранты и пособия, занимаются якобы социальными проектами.

Мы же воспитаны так, что искусство должно быть общественно значимым. Художник в России больше, чем художник. Деления на арт-звезд и арт-собес у нас еще нет. Все мы хотим делать работы, которые бы привлекали внимание общества. Поэтому мы перефразировали известный лозунг по-своему: "Утром в газете, вечером - в видео­арте или лайтбоксе". Естественно, это тоже игра. Считается, что художники визуализируют идеи, умонастроения пассионарных групп или элит общества. Но мы социально значимые произведения делаем с юмором. Скорее как модели того, что могло бы случиться.

Так что одна часть выставки, что ездит по Сибири, про уникальные отечественные технологии, другая - про не менее уникальный контент. Кроме того, мы начали преподавать методы создания низкотехнологичного искусства под кодовым названием "видео на коленке". Мастер-классы для пионеров и пенсионеров прошли в России, Молдавии, Норвегии, Швейцарии, Франции… Поэтому третья часть экспозиции - работы наших учеников из тех городов, где проходит выставка.

Еще мы собираемся участвовать в "Русских сезонах" во Франции. Весной в музее Нанта откроется наша ретроспектива, которую финансирует министерство культуры Франции. Параллельно будет выставка в парижской галерее In Situ. Кроме того, мы покажем свои работы на нескольких площадках в Лионе во время фестиваля "Неизвестная Сибирь", который организуют Лионская театральная академия и фонд Михаила Прохорова.

И весной же должна выйти книжка "Самые запрещенные художники России" - беседы с нами земляка из Челябинска Дмитрия Бавильского. Там будет все, что вы хотели знать о "Синих носах", и немножко больше.

«Итоги»

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе