Уроки непослушания

СОВРЕМЕННЫЕ ХУДОЖНИКИ ПОЧУВСТВОВАЛИ СЕБЯ УЧИТЕЛЯМИ

В средней общеобразовательной школе на юго-западе Москвы проходит групповая выставка современного искусства “Открытый урок”, на которой представлено около 200 экспонатов более полусотни авторов. Задействованы по тематическому принципу большинство классных комнат, а также коридоры, рекреации, спортзал, столовая, административные помещения вплоть до кабинета директора, а также двор перед школой, в котором “приземлились” деревянные грачи Николая Полисского и его калужской артели “Никола-Ленивецкие промыслы”. 

Ничего удивительного, поскольку, во-первых, действие происходит не в обычной школе, а в Центре образования № 109, знаменитом учебном заведении, которым руководит заслуженный учитель России, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук Евгений Ямбург. Во-вторых, организатором выставки стал Государственный центр современного искусства в лице руководителя его программы “Современное искусство в открытом обществе” Юрия Самодурова, бывшего директора Сахаровского центра, того самого Самодурова, уголовные преследования которого несколько лет будоражили арт-сообщество. В-третьих, нынешняя экспозиция является уже пятой частью проекта “Спальный район”, с 2007 года реализуемого на окраинах Москвы и даже за пределами Кольцевой автодороги коллективными усилиями по инициативе и под руководством художника Марины Звягинцевой. Именно эту инициативу подхватили сейчас Самодуров и Ямбург. 

В целом “Спальный район” – это рискованная попытка средствами contemporary art реабилитировать в глазах гостей столицы и жителей центра мегаполиса его окраинные зоны, которые до сих пор воспринимаются как антикультурные трущобы, предназначенные лишь для сонного прозябания их обитателей.

Но, во-первых, само противопоставление “центра” и “периферии” – и в самом широком, и в сугубо локальном смыслах – кажется безнадежно устаревшим для современного мировосприятия, функционирующего “поверх барьеров”. Во-вторых, территории не только за границами Садового кольца, но даже за МКАД при непосредственном знакомстве не оправдывают тревожных ожиданий, обладая развитой бытовой инфраструктурой, всеми необходимыми элементами общеобязательного “культурного досуга” (кинотеатр, концертный зал, клуб, библиотека) и вполне пристойным, нейтрально-аккуратным внешним видом. Выражаясь метафорически, это тот самый “белый куб” (чистое, стерильное, “никакое” помещение, готовое к любой форме своего освоения), как принято называть зал музея или галереи еще со времен торжества модернизма. Не воспользоваться этим девственным лоном для насильственного артистического вторжения было бы страшным грехом. Только если понимать этот “кубизм” расширительно-неформально, как открытую зону без вахтера и кассира при входе.

Тем более что непосредственный “белый куб” Марина Звягинцева в своем родном Жулебине уже построила, открыв галерею сначала на последнем этаже бизнес-центра, а затем переоборудовав в нее собственную мастерскую. Да и современное искусство тяготится замкнутых пространств с их мнимым комфортом, ограниченным четырьмя стенами. Поэтому проект “Спальный район” постепенно приобрел формы непосредственной экспансии в город. Прологом стала акция “Первый шаг” прямо в Люберецком роддоме. Дальше – обычная галерейная выставка. Затем несколько десятков художников устроили не то больничную палату № 6, не то спальню отвязного пионерлагеря, выставив в рамках 3-й Московской биеннале современного искусства свои вариации на тему обычной кровати прямо на улице, вдоль глухого забора на Краснодонской улице. Потом объектом дружественной (что очень важно!) по отношению к “гению места” агрессии стала обычная средняя школа № 45 в Люберцах.

Формальным поводом для социально-художественной акции “Остановка – школа” стал День учителя, который с некоторым опережением отметили осенью прошлого года участники проекта с благословения местной администрации.

Дети и подростки – не самая легкая публика для “актуальных” художников, одновременно наивная и взыскательная, непосредственно реагирующая и уже пестующая в себе инфантильный снобизм по отношению ко всему, что пытаются им навязать взрослые. Обратиться к юному зрителю – это серьезное испытание для новейшего российского искусства, на которое оно решилось в данном случае совершенно добровольно.

Второй причиной выставки было использование тех невольных преимуществ, которые предоставляет школа как некая институция вообще. Ее четкая структура – классы географии, истории, музыки etc, а также спортзал, столовая, внутренний двор, бесконечные коридоры – сама собой подразумевает сюжет экспозиции, превращающейся в своего рода энциклопедию сегодняшнего искусства. Выбранные произведения художников, предоставленные самими авторами или позаимствованные из частных коллекций, складываются в некий каталог, каждая “статья” которого иллюстрируется определенным набором “иллюстраций”. Таким образом, прогулка зрителя по школьным этажам и прилегающим внешним пространствам становится экскурсией по основным темам, которые волнуют актуальных художников. Темам, заметьте, вечным, будь то природа, война, связь слова и изображения, математической рациональности и творческого вдохновения. Таблички на дверях классов – своего рода названия для микровыставок, развернутых в каждом из них.

На вернисаж в Люберцы и приехали Юрий Самодуров с Евгением Ямбургом – вдохновились идеей, решили поработать по тому же сценарию на новом месте, но с привлечением большего числа художников, с более серьезным бюджетом, с экскурсиями силами самих школьников по необъятной экспозиции (в 109-й школе легко заблудиться с непривычки!). Концепция новой выставки под полным названием “Спальный район. Школа № 109. Открытый урок” не изменилась, хиты благополучно перекочевали из Люберец на улицу Бакулева.

Но появились новые акценты. От диссидента Самодурова – политическая составляющая. Так, в спортзале, где проходят занятия секции дзюдо, под потолком возник портрет В.В.Путина в кимоно работы Дмитрия Врубеля и Виктории Тимофеевой. А в школьной библиотеке разместились самодельные альбомы с рисунками ГУЛАГовских узников, над которыми надзирает Сталин с медвежьей ногой – скульптура ветерана соц-арта Леонида Сокова.

От педагога Ямбурга – образовательный момент привлечения школьников к непосредственному созданию произведений. В коллаборацию входили Татьяна Антошина, Мария Чуйкова, та же Марина Звягинцева. Но появились и совершенно самостоятельные артефакты. Так, например, выпускник этого года Павел Пухно выставил под названием “Классные мемуары” полный свод своих дневников за все десять лет так, чтобы всякий желающий мог их пролистать. С успеваемостью, правда, у него все в порядке, так что это даже неинтересно.

Ведь главной задачей “школьного” проекта является разбудить сознание коротышки-отличника, заставить его по-другому посмотреть на мир, прежде чем он очутится за забором школьного двора. Правда, в 109-й школе даже калитка на ночь не закрывается.

 


Марина Звягинцева "Мертвая вода"


Игнат Данильцев "Неурочные часы"


Игнат Данильцев выставил свои старые рисунки, сделанные в школьных тетрадях


Сергей Чернов "Стул"


Работа "Последствия ЕГЭ" ученицы 9 "А" класса Д.Зориной



 

Источник: "Культура", № 4 (7764), 3 - 9 февраля 2011г.

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе