Выпендреж со смыслом

Про «Дохлую кошку» Якова Каждана

Яков Каждан — это такой художник, который в последние годы был очень увлечен бумагой. В смысле он, в содружестве с другой художницей Ксенией Перетрухиной, делал из бумаги очень необычную и красивую одежду, одевал людей в эту бумажную одежду и устраивал разные перформансы. Ну и не только одежду. Сюжет фильма «Дохлая кошка» как раз и основан на этой бумажной эпопее. Как говорит автор, вдохновил его другой фильм под названием «Пыль» режиссера Сергея Лобана (как оказалось, друг и соратник Каждана). Так вот, о фильме "Пыль" мы в свое время писали. Тогда меня привела в восторг в основном денежная составляющая, в смысле ее отсутствие. "Пыль" была снята на простую цифровую камеру за 4 тысячи долларов. Этот же самый момент вдохновил и Якова Каждана. Свой фильм он тоже снял легко, просто и очень быстро, практически без дублей и без денег, и опять-таки на цифровую камеру.

Перед просмотром чувства были смешанные: современный художник, а значит — экспериментатор; бумажные перформансы, видеоинсталяции, и все такое. Все это вызывает у меня опасения. Я не поклонник видео-арта, хотя и здесь встречаются штуки интересные и любопытные. Но полтора часа!!! Полтора часа видео-арта — это для избранных. В общем, было страшно. Но худшие ожидания не оправдались, а напротив, что удивительно, мне понравилось. Спасибо Якову Каждану. Фильм, как и предполагалось, довольно экстравагантный — много modern art фишек, модностей и загадочностей, но за всем этим - сюжет. А вот сюжета я как раз и не ожидал. А он есть, причем очень простой, понятный и даже немного наивный, в хорошем смысле слова (наивно — для меня вообще хорошее слово, и плохого смысла я у него не знаю). Так вот, молодой дизайнер по имени Вася (alter ego Яши Каждана) встречает девоньку по имени Маша. У них любовь. Вася устраивается на работу, чтобы Маша могла есть. Буквально именно так: до этого Вася продавал или раздавал (я точно не понял) на ВДНХ шоколадку MARS всем желающим, и в холодильнике у него был только MARS. (Я начал было подозревать создателей фильма в «product placmente», но, похоже, это просто стеб). И в какой-то момент Вася увольняется с работы, берет бумагу и начинает шить. Шить платья. И становится известным «бумажным художником». Ну и пошло-поехало: показы, шествия, перформансы, телек, критики — в фильме активно используются документальные кадры с Яшиных проектов. А Маша всюду вместе с Васей. Но в какой-то момент Маша говорит: Вася, сшей мне платье! И Вася шьет. А она надевает платье, и встречает другого Васю. И тут Вася решает, что пора завязывать — кончилась Маша, значит, и бумажкам тоже конец. Он собирает все свои наряды, сваливает в кучу на АРТ стрелке (напротив Храма Христа Спасителя) и сжигает. Так оно и было на самом деле. То есть про Машу я ничего не знаю, а вот акт сожжения бумажных художеств Каждана — реальный факт. Вот так и заканчивается «бумажный» период в творчестве Васи и вместе с тем - в творчестве Якова Каждана. Вполне логично. Если все из бумаги, то когда-то оно должно сгореть. 

Получается две важные истории: про любовь и про творчество. Вторая тоже не лишена и смысла, и трогательности, и даже некоторой глубины. Ведь Вася-Яша делает эти бумажные штуки, которые по большому счету никому не нужны — никакого в них нет практического смысла: на работу не пойдешь, на стенку не повесишь. Но Вася их делает, и вокруг «бумажного творчества» собираются люди, участвуют в перформансах, бегут с работы, чтобы поменять свои практичные наряды на бумажные эфемерности. И вот тут важная история: из ничего получается не просто искусство, получается скромное человеческое счастье для этих самых людей. Жизнь получается. 

Сюжет прост, но не лишен самого главного — простая человеческая история, обращенная к зрительским сердцам. По-моему, это и есть самое главное. Снято, конечно же, все в духе видео-арта: много красивых кадров, много не очень, много всяких операторских экспериментов, иногда сомнительных, иногда вроде бы удачных. Но, что важно, в целом фильм выдержан в своем стиле. Ввиду его родства с видео-артом о ритме, динамичности и строгой драматургии говорить не приходится, но зато история, как я уже говорил, понятная. Кроме того, в фильме есть смешные моменты (это я люблю).

Собственно, тем, кто «Пыль» смотрел и получил удовольствие, кино Каждана тоже должно понравиться, хотя здесь больше художеств и видео-арта. Если «Пыль» и прочие экспериментальные навороты — категорически неприятны, и любите вы «нормальное» кино — «Дохлая кошка» вряд ли для вас. Но вот если актуальное кино в принципе интересно, то этот фильм можно просто рекомендовать: именно потому, что здесь эти красивости, тонкости и сложности - все они для чего-то, для конкретной человеческой истории. Поэтому и смотреть его на порядок интереснее, чем многие киноэксперименты последнего времени.



DRUGAYA.RU

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе