Запрещенный N1

"Высоцкий. Спасибо, что живой" (2011). Режиссер Петр Буслов. В ролях: Оксана Акиньшина, Андрей Смоляков, Иван Ургант, Максим Леонидов, Андрей Панин, Владимир Ильин, Дмитрий Астрахан, Сергей Безруков, Анна Ардова, Владимир Меньшов. Продюсеры Анатолий Максимов, Константин Эрнст, Михаэль Шлихт, Никита Высоцкий. Бюджет $12 млн.

В российском кино давно не случалось биографических фильмов, в голливудской терминологии — байопиков (biopic). Тем интереснее, что 1 декабря в прокат выходит сразу две кинобиографии — художественная "Высоцкий. Спасибо, что живой" и документальная "Ходорковский".


С последним вышел вполне предсказуемый конфуз: прокатчики, которые поначалу согласились показывать фильм в своих залах, за две недели до премьеры (а кто и раньше) стали от него отказываться. Документалку об олигархе-сидельце уже отвергли в Санкт-Петербурге и в Новосибирске, куда автор фильма Кирилл Туши очень хотел приехать на премьеру, ведь именно в этом городе Михаила Ходорковского арестовали. Оставалась надежда на московские залы, но и она пропала после того, как из 20 кинотеатров свою готовность показывать фильм подтвердил только один, "Эльдар" (киноклуб Эльдара Рязанова). У картины все в порядке с прокатным удостоверением, то есть государство показ напрямую не запрещало. Однако источники в прокатных сетях — на условиях анонимности — дали понять, что прокатчики решили перестраховаться и в предвыборный период не совершать резких движений, которые могут повредить их бизнесу.


В отличие от "Ходорковского" "Высоцкий. Спасибо, что живой" с прокатом проблем не испытывает. Более того, почти за две недели до выхода на экраны постановку посмотрел премьер-министр РФ Владимир Путин. Фильм ему понравился, он его вспомнил добрым словом на совете по кинематографии, где помимо прочего выразил недовольство выходящими на экран фильмами, "которые по сути своей встают в один ряд с желтой прессой",— есть мнение, что это был намек на опальную документалку Кирилла Туши. Кроме того, Путина посвятили в главную тайну байопика и раскрыли ему имя актера, который сыграл Высоцкого. Как утверждают создатели, больше никто этот секрет не узнает, поскольку все участники съемок, которые в него посвящены, подписали специальный договор о неразглашении. Зато о том, как удалось добиться необычайного сходства актера с его персонажем, сообщается с большей охотой. Видный специалист по пластическому гриму Петр Горшенин, занятый в производстве картины, говорит об уникальности ноу-хау и отсутствии чего-либо подобного в мировой практике. Кроме высокотехнологичного грима была использована компьютерная обработка изображений, которая стерла все различия между киношным Высоцким и настоящим. Какую именно часть 12-миллионного бюджета постановки поглотил пост-продакшн, создатели не уточняют.


У картины, которая повествует о пяти днях из узбекских гастролей Высоцкого 1979 года, когда он пережил клиническую смерть, есть хорошие шансы собрать большую кассу и тем самым не только оправдать вложения государственных средств в ее производство, но и взбодрить сегмент биографических фильмов в российской киноиндустрии. В зарубежном кинематографе, особенно американском, байопики — один из самых востребованных жанров. Ежегодно снимается не менее 30-40 биографий самых разных людей, от рок-музыкантов и спортсменов до творцов классической эпохи и мифологических персонажей. На главные роли в них зачастую приглашают известных актеров; размеры бюджетов сильно зависят от того, какое время живописует проект. Чем дальше в глубь веков, тем обычно дороже. В прокате байопики чаще всего выходят в ноль или немного зарабатывают, причем касается это не только малобюджетных, но и масштабных постановок. Один из самых красноречивых примеров — "Авиатор" Мартина Скорсезе с Леонардо Ди Каприо в главной роли. Бюджет фильма составил $110 млн, а заработать он сумел $213,7 млн, показав коэффициент кассового успеха (ККУ) 1,94 — неплохой результат, но до самых прибыльных картин направления очень далеко. Провальные байопики тоже случаются. Недавний пример — постановка Майкла Хоффмана ("Королевская милость", "Сон в летнюю ночь") "Последнее воскресение" о последних днях жизни Льва Толстого при бюджете $17 млн принесла всего $10,3 млн.


Но никакие провалы не могут остановить поток кинобиографий, поскольку в случае удачи можно заработать в 20 раз больше вложенного. Правда, пока что это удалось только одному человеку — Мелу Гибсону, и вряд ли кому-либо удастся в ближайшее время его превзойти, поскольку для экранизации он выбрал биографию Иисуса Христа. Какую бы реакцию у зрителей и критиков ни вызывали его "Страсти Христовы", с коммерческой точки зрения этот байопик оказался сверхуспешным: бюджет постановки $30 млн, мировые сборы $611,8 млн, ККУ 20,39 — первое место в рейтинге прибыльности.


Следом за творением Гибсона идет "Список Шиндлера", семикратный лауреат премии "Оскар", фильм, с одной стороны, общественно-резонансный, а с другой — крайне успешный. Производство киноленты потребовало $22 млн, в прокате же она собрала $321 млн (ККУ 14,59). Как и остальные три фильма в пятерке самых успешных байопиков, картина рассказывает о временах относительно новых, то есть лишний раз доказывает, что зрителю интереснее смотреть не на Александра Македонского, а на своего современника (Христос не в счет).


Обладатель четвертого места, фильм "Социальная сеть", в этом смысле так и вовсе самый актуальный, с открытым финалом, который перетекает в проживаемое настоящее. Современная версия производственного романа стоила создателям $40 млн, а заработала $224,9 млн, показав очень хороший для нынешних неприбыльных времен ККУ 5,62. Прибавьте к этому еще восемь номинаций на "Оскара" и "Золотой глобус" за лучшую картину, но к кассовым сборам это, впрочем, напрямую отношения не имеет.


Историю появления Facebook обошел единственный в пятерке лучших представитель весьма популярного направления "Музыкальная биография": фильм "Переступить черту" о кантри-легенде Джонни Кэше был снят всего за $28 млн, собрал $186,4 млн (главным образом в США) и продемонстрировал ККУ 6,65, заслужив третье место в списке самых прибыльных байопиков.


Пятое место досталось биографии женщины, что приятно, а то бы опять пришлось заводить разговор о неизбывном мужском шовинизме Голливуда. Постановка Стивена Содерберга "Эрин Брокович" с Джулией Робертс в главной роли оказалась самой дорогой в производстве из всех в топ-5: $51 млн. Но весьма приличные сборы, $256,2 млн, позволили фильму показать недостижимый для многих ККУ 5,02.

ВЛАДИМИР БОРОВОЙ


Коммерсантъ

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе