Жители Рублевки покидают ее

Обитатели Рублевки замечают, что дома вокруг них пустеют. Народ разъезжается: кто в Англию и Швейцарию — поближе к детям, кто в Москву — поближе к работе


Этой осенью многие жители коттеджных поселков на Рублево-Успенском шоссе недосчитались соседей. «У соседа квартира в Лондоне, они уже получили паспорта и живут если не в Лондоне, то на даче во Франции, — рассказывает бизнесмен, который сам живет то в России, то в Великобритании. — За другим забором сосед отправил жену с маленьким ребенком за границу. Когда жена за границей, он живет в квартире в Москве. Если пройтись по поселку, из людей, которые вселялись лет 10 назад, осталось меньше половины. Остальные так или иначе постоянно жить там перестали».


«Моя дочка ходит тут в школу, — рассказывает супруга другого бизнесмена. — В свое время в этой школе учились Ходорковские, Березкины, дочка Громова, Алешкины из Сбербанка, Дворкович. В эту школу невозможно было раньше попасть. А сейчас из трех групп, в которых было 60 человек, сделали две группы по 24 человека — остальные уехали за границу». Получается, 20% детей покинули школу.


Частная школа «Президент» существует на Рублевке с 2003 г. На вопрос корреспондента «Ведомостей», действительно ли Рублевка пустеет, Любовь Машина, директор школы «Президент», с грустью подтверждает, что «некоторые семьи уезжают за границу». По словам Машиной, в новом учебном году из школы ушла 21 семья из 300 учившихся в прошлом году (она говорит «семья», поскольку родители, по ее словам, активно участвуют в жизни школы, в том числе и финансово). Таким образом, школу «Президент» покинули 7% учеников. «Я же пишу им рекомендации и вижу, что они собираются учиться за рубежом, преимущественно в Англии», — рассказывает Машина. Так и есть, подтверждает российский бизнесмен, давно живущий в Англии: «Если три года назад в английских школах, разбросанных по стране, русских учеников старших классов (уровень колледжа) было 2-3 на класс, то сейчас — 5-6».


«Ну что ты еще делаешь здесь?»


Отток клиентов замечают и продавцы рублевских услуг.


«У каждого рынка есть свой рабочий год. Рабочий год рынка поиска персонала начинается вместе с учебным, т. е. 1 сентября. Каждый живущий здесь имеет возможность семью отправить на лето на Кипр или в Грецию, где у них второй дом, — рассказывает директор агентства по подбору персонала “На Рублевке” Виктор Асташов. — К 1 сентября обычно все съезжаются». В этом году вернулись не все.


На один дом, по словам Асташова, приходится от 3 до 10 человек обслуживающего персонала. С 2003 г. выручка его агентства прирастала на 20-25% в год и в 2007 г. достигла рекордных 1 млн руб. в месяц. «Возьмем за основу 2007 год, — рассуждает бизнесмен, — ничто не предвещало, все было ровно, все при бабках, все красиво. 2008-й — падение на 20% к 2007-му. 2009-й — минус 30-40% к 2007-му. 2010-й был неплохой, к 2008-му поближе». Но 2011 год станет едва ли не худшим: из-за осеннего оттока клиентов по итогам года падение оборотов к 2007 г. составит 50%. «У меня есть товарищи, которые занимаются тут озеленением, недвижимостью торгуют, — у всех доходы упали», — говорит Асташов.


По словам бизнесмена, старые рублевские клиенты его не забывают: недавно он подыскивал няню для семьи, оставшейся жить в Испании: «Они попросили на мой выбор прислать им человека — когда я с семьей работаю, я уже знаю вкусы. Дети там уже в школу ходят и назад не хотят ни за какие деньги. Во-первых, там прекрасное образование, во-вторых, там никаких взяток и вообще все ровно».


К хору пессимистов присоединяется супруга бизнесмена. «Я выхожу в кафе, меня видит кто-нибудь из знакомых и говорит: “Ну что же ты еще делаешь здесь? У тебя нормальная семья, муж зарабатывает. Ну чего ты здесь сидишь? Что ловишь?” Вот такие фразы. Однозначно все чего-то боятся, переводят средства, уводят капиталы, переводят детей. Все, кто может, увозят семьи за границу».


«Вы потерялись? Вам помочь?»


«Барвиха Luxury Village», торговая Мекка Рублевки, раскинулась на 80 000 кв. м. На этой площади, равной 10 футбольным полям международного класса, продается все, что может потребоваться рублевскому человеку: дорогие украшения, часы, одежда от ведущих модных домов мира, автомобили премиум-класса.


Но на парковке перед «роскошной деревней» почти нет дорогих авто: пара-тройка Porsche и Mercedes да два десятка моделей среднего класса: Ford, Kia, Volkswagen — жители элитных коттеджных поселков на таких не ездят.


В пустующих павильонах продавцы-консультанты непринужденно болтают друг с другом; отвечать на вопросы корреспондента «Ведомостей» они не хотят: посылают в пресс-службу, а то и просто вежливо указывают на дверь. И только продавец из детского Gucci охотно сообщила, что дела ее бутика пошли в гору после переезда в отдельный салон: «У нас минимум 15 покупателей в день».


За 30-40 минут, что корреспондент «Ведомостей» провела в «Барвихе Luxury Village», она была единственной посетительницей местных магазинов. «Вы потерялись? Вам помочь?» — спрашивает полицейский.


«Наши клиенты на месте», — бодро отвечает пресс-служба «Барвихи Luxury Village» на вопрос «Ведомостей», как изменились трафик и выручка. «Нужно понимать, что luxury — это особый сегмент, невозможно представить себе живую очередь за дорогими ювелирными украшениями, — разъясняет сотрудник пресс-службы. — Количество посетителей зависит от дня недели и времени суток. Покупателей больше в выходные дни, а в будни — во второй половине дня». Похоже, день, который выбрал корреспондент «Ведомостей», был, как гранаты в известном фильме, «не той системы».


«Я думаю, что по определению торговля luxury-продукцией тут убыточна, — рассуждает Асташов. — Но эти бренды должны быть тут. Ну как тут может быть не представлена Maserati? Если не на Рублевке, то где?»


Через 7 км от «роскошной деревни», в Горках-2, еще один торговый центр, попроще — «Наш универмаг», там есть салон связи, салон красоты и много чего еще, в частности бутик «Дикая орхидея», супермаркет «Зеленый перекресток». Парковка заполнена автомобилями, есть и дорогие.


В начале 2011 г. рублевский «Перекресток» переформатировали из обычного «синего» в премиальный «зеленый». «После ребрендинга трафик, конечно, стал немного ниже, но за счет изменения ассортимента средний чек вырос на 30%», — рассказала представитель «зеленого» формата в Х5 Retail Group Елена Гуляева. Абсолютные данные она приводить не стала.


В «Дикой орхидее» заметили отток посетителей в конце октября 2011 г. «Вы знаете, может, это, конечно, у нас, но… спад какой-то наблюдается, что ли, — делится президент и совладелец сети Александр Федоров. — Спад выражается и в количестве покупателей — покупок меньше стало, и в снижении среднего чека». Впрочем, Федоров не исключает, что дело не в клиентах, а в имидже сети: «Дикая орхидея» подала заявление о банкротстве.


«Это дело личное»


Конечно, дело не только в чемоданных настроениях. Кому-то надоело, что трассу постоянно перекрывают и до работы не доедешь, кому-то удобнее и дешевле показалось жить на Новорижском шоссе (см. врез «Долго и дорого»). Бывший главный редактор газеты «На Рублевке» Эдуард Дорожкин говорит, что никакого оттока не замечает, но допускает, что «с Рублевки могут уезжать люди, у которых просто нет средств для того, чтобы там жить». Он добавляет, что на Рублевке периодически происходит смена чиновников, живущих на госдачах: когда одни уходят в отставку, на их место заселяются новые. «Например, лужковскую команду убирают, очень значительное количество функционеров городских выпадает, очень много было в городе структур, близко прикрученных к мэрии. И вот кто-то уезжает на Запад», — рассуждает гендиректор Penny Lane Rеalty Георгий Дзагуров.


«С олигархами какая история, давайте рассуждать логически, — предлагает Асташов. — Невозможно быть олигархом и при этом не дружить с властью. Правильно? Если у тебя все в порядке с властью, зачем уезжать?» А действительно, зачем?


По наблюдениям Асташова, уезжают семьи бизнесменов среднего уровня. «Такие, кто уехал с Рублевки жить за границу, среди моих знакомых есть, конечно, но, судя по моему окружению, их не очень много, и да, это бизнесмены», — подтверждает президент компании А3 Алексей Волин. «Это менеджеры крупного звена» — так формулирует супруга другого бизнесмена.


Почему они уезжают? «Я думаю, это зрело-зрело, а тут кризис подтолкнул: летом этого года, когда рынки трясло… И вот они начали потихоньку сваливать. А мотивируют это так: задолбала эта страна уже, надоело все», — делится Асташов. Почему они уезжают? «По поводу причин говорить не буду, это дело личное, сами понимаете», — говорит Машина и не исключает, что происходит утечка мозгов.


На самом деле похоже, что это не утечка мозгов, а утечка вслед за мозгами. «Те, кто разбогател в 1990-е и поселился на Рублевке, они стареют, дети оттуда разъезжаются за границу — у всех людей, у которых есть дома на Рублевке, есть возможность купить дом в Англии и Швейцарии. Как правило, дети, которые учились за границей, назад не возвращаются», — говорит Асташов.


«Молодежь после школы, которая каким-то образом сюда приехала — на длительные курсы английского языка либо поучиться в Королевском колледже искусств, не хочет возвращаться обратно, — согласен бизнесмен, живущий в Англии. — После года обучения к ученикам подтягиваются мамы, чтоб жить неподалеку, некоторые из них умудряются найти работу. К мамам потом перебираются и папы».


Уезжая за границу, не многие продают свои дома на Рублевке — риэлторы никаких всплесков на рынке не фиксируют (см. врез «Уезжают, но не сдают»). Но это и понятно, считает собеседник «Ведомостей»: «Владельцы те же. А фактически едешь и видишь, что окна пустые, никого нету, машин нету. Если бы у этих людей была нужда продавать недвижимость, они бы ее продали, и ее купил бы какой-нибудь новый русский чиновник».


«Один мой знакомый, из недавно уехавших, вместе с семьей живет в Италии и наездами здесь делает бизнес. Люди продолжают зарабатывать деньги здесь, но стараются на всякий пожарный вывезти семью или создать базу, иметь надежные тылы на Западе», — заключает супруга бизнесмена.


В подготовке статьи участвовала Полина Темерина


Ирина Мокроусова


Ведомости


Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе