Блеск и нищета академического олимпа

 РАН по-прежнему гармонично сочетает настоящую науку и мракобесие

Академики Иван Павлов, Петр Капица, Лев Ландау, Николай Вавилов, Дмитрий Лихачев... Этот ряд блестящих российских ученых можно продолжать и продолжать. Перечисленные имена придали бы блеск любой Академии наук – не только Российской. 

Академики Трофим Лысенко, Михаил Минц, Василий Вильямс… Этот ряд можно продолжать и продолжать, эти имена придали бы блеск любой секте, в которой закон – слово вожака, а основное занятие – травля и уничтожение инакомыслящих. И все они принадлежат Российской академии наук – странному и парадоксальному образованию, вот уже почти 100 лет совмещающему и блестящие научные умы, и нищие умы мракобесов. 


Другого и не могло быть в Стране Советов – тоталитарном государстве, с одной стороны, нуждавшемся в интеллектуальной рабочей силе для строительства своих пирамид, а с другой – вынужденном держать армию приказчиков, надзирающей за этой самой рабочей силой. Ведь рано или поздно любая интеллектуальная деятельность, даже на строительстве пирамид, ведет к брожению умов. И когда блестящие умы слишком уж вольничали, то на них всегда находились свои трофимы лысенко, кстати, нередко заводимые самими блестящими умами. 

В России давно нет ни тоталитарного государства, ни тем более настоящих пирамид, но отмеченная амбивалентность РАН никуда не девалась, она по-прежнему гармонично и успешно сочетает настоящую науку и мракобесие. Яркой иллюстрацией подобного положения дел явился скандал, связанный с визитом летом прошлого года академической делегации во главе с академиком Алдошиным к всем известному сегодня изобретателю В.И. Петрику – этому своего рода Сен-Жермену и Калиостро современной России. 

Надо сказать, уже само направление подобной делегации выглядело по меньшей мере комично. Человек, чьи хлестаковские манеры видны за версту, удостоился внимания академиков. Впрочем, в России все ходят под небом гениального создателя «Ревизора» и «Мертвых душ», и академики РАН – не исключение. Делегация ознакомилась и выдала рекомендации столь гомерически смешные и безграмотные, что по этой части с ней мог бы состязаться только сам вдохновитель сюжета. 

Естественно, эти рекомендации не могли не вызвать резкой реакции тех академиков, которые еще не забыли законов физики. К примеру, Владимир Захаров, один их самых известных физиков-теоретиков мира, лауреат премии Поля Дирака, даже вышел на трибуну декабрьского, прошлого года, Общего собрания РАН и выступил с обращением от имени многих академиков-физиков. Он, в частности, заявил: «Петрик – антиученый. Чтобы это понять, достаточно войти в Интернет, где он публикует свой высокопарный бред. Например, он предлагает создать вечный двигатель второго рода». На это последовал замечательный по своей чиновничьей гибкости ответ президента РАН: «По моей просьбе наши ученые с ним встречались. Никакого заключения о его работах академия еще не составляла. По моему мнению, в этой ситуации надо собраться тем ученым, кто встречался с Петриком, и ученым из Отделения физики, составившим зачитанное сейчас обращение, и в нормальной обстановке обсудить вопрос профессионально. Прийти к каким-то выводам и проинформировать о них Госдуму». 

То есть давайте, товарищи ученые, соберемся и решим, является ли деятельность нашего Хлестакова профессиональной. А то, что изучением этой профессиональной деятельности должна заниматься либо прокуратура, либо великая русская литература, но только не Академия наук, бедному президенту и в голову не приходит. И бедного, бедного президента РАН можно понять. 

Только недавно РАН отстояла свой фактически геронтологический статус, пойдя, можно сказать, наперекор власти и отвергнув предлагаемого ею кандидата на академическое царствование. Тут – самое смешное – и блестящие, и нищие члены РАН оказались в одной упряжке. И если блестящие по-прежнему негодовали, то нищие, составляющие сейчас настоящее академическое болото и давно, слава богу, потерявшие свое «лысенковское» величие, испугались собственной смелости, руководствуясь бессмертным: «Мы врага бы на рога. Только шкура дорога, да рога нынче тоже не дешевы». 

А тут власть задумала строить новые уже модернизационные пирамиды. Кто-то решил строить башню «Газпрома», кто-то «силиконовое Сколково»... Решил не отставать и наш замечательный спикер Госдумы: этот Мокий Кифович российской государственности, вместо того чтобы заниматься своим вполне полезным спикерским делом, родил программу «Живая вода». Конечно, это не канал «Волга-Дон», не БАМ и даже не переброска рек, но развернуться есть где. 

А руководству РАН, все еще не оправившемуся от собственной смелости, конечно же, не хотелось раздражать такого представителя власти, как наш спикер. Что же ему (руководству РАН, не спикеру) осталось делать? Конечно, направить делегацию. И она направилась, а вернувшись, продемонстрировала «нищету духа», достойную нашего Мокия Кифовича и его протеже. Впрочем, что тут много говорить? Какая современная Россия страна, такая и Российская академия наук – блестящие и нищие.

Дмитрий Харитонович Квон - доктор физико-математических наук, профессор Новосибирского государственного университета.

Независимая газета
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе