Чего нет в Мышкине

На самом деле, есть почти все - 6 тысяч населения, причал, где швартуются туристские теплоходы (255 только за прошлый сезон), три храма, 10 музеев и даже, представьте себе, общественный транспорт! С прошлого года по улочкам бегает желтенький микроавтобус на 12 пассажиров, подаренный администрацией области, - настоящее маршрутное такси. Местный глава Анатолий Курицын мечтает поставить еще где-нибудь на перекрестке светофор - тогда в Мышкине будет все, что полагается иметь городу, претендующему стать главным туристическим центром Верхневолжья.

Впрочем, кроме шуток, на сегодня Мышкин таковым и является. В этом убедились участники традиционного пресс-тура, организованного пресс-службой администрации ЯО.

Музейное изобилие

Обежать за день все местные музеи нет никакой возможности. Даже у дома ремесел, где прямо на улице мастера куют сувениры и “выкручивают” на гончарном круге горшки и крынки, задержаться не получилось. Впрочем, краткое интервью у кузнеца все-таки взяли. Зовут его Женя, учится на 1-м курсе ПУ на механизатора, а в свободное время вот кует! 5 минут - и спица-оберег с завитым кончиком, чтобы нечистую силу запутать, готова. У Жени один недостаток - борода покуда не выросла. Прежние кузнецы, определяли нагрев металла “по бороде” - подносили к ней изделие, если волоски закурчавятся, ковать, значит, можно.

Мимо популярных музеев Мыши и Валенок (говорят, валенки местной работы не гнушалась носить сама императрица Елизавета), мимо Опочининской библиотеки выходим на набережную, она же Никольская, она же - Верхний бульвар. Как раз с этого обрыва, утверждают местные знатоки, бросилась в Волгу молодая купчиха - прообраз Катерины из “Грозы”. Прежде на бульваре было целых 8 березовых аллей, сегодня осталось две с половиной. Остальное “съела” Волга, резко поднявшая уровень после заполнения Рыбинского водохранилища.

Для укрепления обрыва нужно не меньше 150 миллионов, никакой туризм столько не даст. Но у города есть надежда попасть в федеральную программу, для этого нужно только собрать надлежащую проектную документацию. Это стоит без малого 3 миллиона.

На Кадке бахорят на особицу

Мышкин - хорошо, но… славу главной туристической житницы у него с некоторых пор начинает оспаривать Кацкий стан, кусок района величиной с приличную европейскую державу. Имя ему дает река Кадка, туда и катит со всех колес наш автобус.

Сама Кадка - курице вброд перейти, длина - смех берет, 57 км, но у рек, как, впрочем, и у людей, размеры не главное.

Населяет здешний край отдельный субэтнос русской нации - кацкари. Чтобы именоваться мудреным словом «субэтнос», у кацкарей есть все - собственный диалект, полузабытые традиции и даже древние, с язычества уцелевшие мифы. Главный космогонический миф - о Белой корове, живом воплощении солнца - явное наследие первожителей здешнего края финноугоров!

Как и положено порядочному мифу, солнечная корова вошла в разговорный язык. До сих пор, завидев радостного соседа, местные спрашивают : «Ты чего такой довольный? Белая корова примоскалила?” Что они при этом хотели сказать, догадайтесь сами!

Автобус с ветерком пересекает немаркированную границу Кацкого стана - но это сейчас не маркированную! Вплоть до XVI века на рубеже волости стояла застава и с проезжан драли таможенный сбор - “мыту”. Отменил сей пережиток известный борец с местечковым феодализмом Иван Грозный. Но упрямые кацкари не унялись и упорно продолжали считать себя отдельным “коленом” великорусского племени, даже собственный журнал в XIX веке издавали.

В советское время местный патриотизм не приветствовался, зато в условиях рыночной экономики именно он позволяет местным жителям заработать себе на пироги с “томленой” картошкой. Этнографический музей кацкого быта в деревне Мартыново за прошлый год посетили 9 тысяч 370 туристов. Это при том, что всех кацкарей на белом свете осталось 2020, а в Мартынове проживает и того меньше - 201 человек.

Мартыновцы приспособились и сдают в музей продукцию своих подворий - молоко, сметану, мед и т.п. Туристы довольны - при желании они могут заказать обед из традиционных крестьянских кушаний, приготовленых в русской печке, а для пущего аппетиту - посмотреть выступление фольклорного театра коменничений на кацком диалекте.

Развлекают приезжих сам директор музея Сергей Темняткин со командой в составе 7 человек - все чистокровные кацкари!

Заволоская пустынька

“Заволоская” - так говорят кацкари, что значит - дальнее, за пределами земли обетованной (то бишь Кацкой волости).

Действительно, древнее, основанное еще в XV веке село Учма на противоположном, правом берегу Волги - своеобразный музей деревянной архитектуры. Правда, никто сюда построек специально не собирал. Зато много сохранилось в селе изб, срубленных в середине - конце XIX века.

Как на картине Васнецова, сквозь пряди прибрежных берез - река и темный силуэт часовни на острове. Ее поставили пять лет назад на месте разрушенной в годы сталинизма церкви. В подклети храма был некогда похоронен святой Кассиан, бывший грек, бывший князь Константин Мангупский, попавший в Россию в свите невесты Ивана Третьего Софьи Палеолог. Но на святой Руси греческий князь внезапно ощутил просветление духа и постригся в монахи. В 1482 году Кассиан основал Учемскую обитель. Он умер в 1504 году, а монастырь на полуострове благополучно существовал вплоть до XVIII века. Вопреки фантазиям перестроечных публицистов прикрыли его отнюдь не большевики. Сама матушка царица Екатерина Великая санкционировала закрытие. Случай, кстати, совершенно рядовой - именно при Екатерине резко сократилось количество русских монастырей. Видимо, приятельнице Дидро и Вольтера молитвенные труды монастырской братии были как кость в горле. Большевики даже ничего не придумали сами, они - всего лишь жалкие продолжатели, творчески развившие
дело венценосных предшественников. Петр Первый снимал колокола и “забривал” монахов в солдаты, Екатерина Вторая закрывала обители, а комиссары после 17-го года просто без затей взрывали храмы либо пытались их утилитарно использовать - под склады или тюрьмы, как получится.

Та же судьба постигла храмы бывшей Кассиановой обители - в 30-х годах на полуострове расположился один из лагерей Волголага, в 1937 году церковь Иоанна Предтечи взорвали, а церковь Московских Чудотворцев разобрали на кирпичи. Но мощи Кассиана уцелели. По преданию, на могильную плиту бросилась какая-то женщина и кричала, что пусть сперва убьют ее и четверых ее детей. Комиссары посмотрели - и рукой махнули.

В 50-е годы, когда уровень Рыбинского моря постепенно поднимался до проектной отметки, полуостров затопило, сейчас от него остался длинный, как всплывшая на поверхность большая щука, остров с жидким березняком. Срубленная 5 лет назад часовня чернеет на самом мысу, там, где прежде стояла церковь Московских Чудотворцев.

Но идея возрождения Учемской пустыни жива, сегодня ее душой стал игумен отец Алипий, настоятель открытой 8 лет назад в Учме церкви Преподобного Кассиана и Великомученицы Анастасии. Деревянный одношатровый храм своми руками срубил местный лесник и резчик золотые руки Василий Смирнов (часовня на острове - тоже его работа). Иконы для церкви собирали всем миром - что-то в дар от жителей, что-то из брошенных деревень.

Сейчас главное, что тормозит возрождение пустыни, - отсутствие жилья. Чтобы построить несколько скитов, требуется 10 - 15 тысяч, тогда можно было бы принимать послушников и просто гостей.

Но пока скитов, увы, не построили, и мы с печалью на душе покидаем гостеприимную мышкинскую землю - до следующего свидания.

Оксана ЯКУБОВИЧ
ЮНОСТЬ, 31.05.2006

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе