Екатерина Гениева: «С точки зрения культуры мир — неделим»

…В этом году 1 апреля Екатерине Юрьевне Гениевой исполнилось бы семьдесят лет. Выпущенный в память о ней сборник назван ярко и лаконично — «Феномен Катя».
Издание, задуманное друзьями и коллегами Екатерины Гениевой по Всероссийской государственной библиотеке иностранной литературы имени М. И. Рудомино — она проработала здесь более сорока лет, из них последние почти двадцать пять на посту гендиректора, осуществлено благодаря финансовой поддержке cобственно Иностранки и мецената Бориса Минца.
Собранные воспоминания похожи порой на беглые стремительные карандашные зарисовки, эскизы. Они сохраняют дыхание жизни, эмоции пишущих, те или иные ещё не успевшие ускользнуть в небытие мельчайшие подробности, детали, мимолётности, что особенно дорого и ценно. Образ Екатерины Юрьевны предстает зримым, насыщенным. Свидетельствуя сам о себе.



Есть и её слова — на обложке и в эпиграфах. Например:

«Библиотека — это территория, в силу своей генетической природы способная примирить страсти, политическую, этическую и нравственную рознь. Сюда может прийти каждый. Вне зависимости от политических взглядов, конфессиональной принадлежности, библиотека обязана принимать всех. Это место диалога. Мы хотим показать, что с точки зрения культуры мир — неделим».

«Библиотекарь должен стать актёром, умеющим менять маски, в хорошем смысле. Библиотекарь должен обладать подвижным сознанием. Одно дело — разговаривать с человеком с ограниченными возможностями, другое — с ребёнком, третье — со специалистом, мыслящим высокотехнологичными категориями. Всё это требует модифицированного библиотечного образования».

Библиотечные работники, профессора зарубежных университетов, литературоведы, писатели, православный священник, раввин, переводчики, дипломаты… Столь широкий круг тех, кто пытается объективно и непредвзято осмыслить масштаб этой поистине феноменальной личности, смело бравшейся за самые, казалось бы, невероятные проекты и начинания и настойчиво и упорно претворявшей их в жизнь — к радости одних и к раздражению и досаде других, — вовсе не удивителен.

Открытая миру, державшаяся со всеми на равных, настроенная на конструктивное общение, стремящаяся к восхождению, движению вперед и деликатно ведущая за собой других. Она не стремилась быть кому-то примером, но совершенно естественным образом стала духовным ориентиром для многих своих современников.

Вот несколько фрагментов из книги, словно пропитанной благодарностью и неподдельной признательностью к Екатерине Юрьевне — за встречу, сотрудничество, участие в судьбе. За то, что просто была. И — остаётся в сердце.

Гарри Бардин, режиссёр, сценарист, актёр:

«Она была замечательным другом. Поневоле думаю: что такое дружба? Это — постоянное незримое присутствие дорогого для тебя человека в твоей жизни. Муж Кати, Юра Беленький, мой друг, оставил Катин мобильник, чтобы не перетаскивать её абонентов на свой телефон. Когда занят Юрин телефон, я звоню на Катин номер. И её живой голос говорит мне: “К сожалению, сейчас я не могу подойти к телефону. Оставьте сообщение, я буду рада его прослушать”. И я мысленно шлю ей своё сообщение о том, как мир мой потускнел без неё, как её не хватает в моей жизни».

В Липецке с режиссёром Гарри Бардиным и директором областной детской библиотеки  М. А. Буслаевой. (ФОТО ИЗ СБОРНИКА)

Александр Ливергант, главный редактор журнала «Иностранная литература», переводчик с английского языка:

«Для нашего профессионального сообщества, людей, не только Гениевых близких, но и далёких, она всегда была просто Катя.
“Катя уже вернулась из Ижевска?”, “Что сказала Катя на заседании правления ‘Гражданской платформы ?”, “Кати не будет до понедельника: выступает в Совете Европы”, “Вы читали Катино интервью в Медузе?” <…> За четверть века ей удалось превратить детище М. И. Рудомино с его богатейшими фондами в приметное культурное сообщество со своим издательством, национальными информационными центрами, со своей ярко выраженной идеологией, базирующейся на принципах культурного экуменизма. Велика потеря и для журнала “Иностранная литература”. (Как же, к слову сказать, она мечтала свою и нашу “Иностранки” слить!) <…> В советские годы постоянно “курировала” на страницах ИЛ свою любимую английскую литературу, классическую и современную. А в 1989 году совершила литературоведческий подвиг: в двенадцати номерах подряд комментировала “Улисса” Джойса, выходившего тогда на русском языке впервые <…> Диапазон её литературных интересов был безграничен: от Теккерея до Лермонтова, от Фета до Грэма Грина. Была отменным администратором, деловым, энергичным. При этом — предприимчивым, даже азартным, что, хорошо известно, у творческих людей — большая редкость. Штамп “активная жизненная позиция” — это про неё, и это скорее литота, чем гипербола.
Однако её главная способность, затмевающая, пожалуй, всё остальное, — дар благотворительности».

Евгений Ямбург, заслуженный учитель России:

«Нет, толерантность не была для неё абстрактным умозрительным понятием, за что неоднократно приходилось расплачиваться здоровьем в прямом смысле слова. Очередной десант в провинцию, где в одном из городов предстоит открытие филиала Института толерантности. Местные борцы с “гейропой” и “толерастами”, конечно, заранее предупреждены. Вооружившись плакатами и, как оказалось позже, не только ими, они перегораживают трассу. Крепкие молодые парни в камуфляже с руническими знаками, горящие желанием дать отпор “пятой колонне”. И она немедленно появляется перед ними в лице интеллигентной женщины, быстро выяснившей в разговоре, что никто из перегородивших дорогу борцов за духовную чистоту нации понятия не имеет о целях и смыслах деятельности открывающегося на базе местной городской библиотеки филиала Института толерантности. Парней, как водится, подогрели, настроили и бросили в бой. Пикетчики освобождают путь, но “на прощанье” один из них наступает Кате на ногу. К вечеру нога распухает. У этого трусливого подонка единственным аргументом в споре с женщиной был гвоздь в подошве сапога <…>
Нет, сама Катя отнюдь не была человеком из мрамора, не принадлежала к тем деятелям, что “испытывают упоение в бою, и бездны мрачной на краю”. Живая, ироничная, в том числе и по отношению к себе самой, она мгновенно оттаивала в Овальном зале библиотеки, где неизменно проходили презентации книг близких ей по духу авторов <…> В этом зале неоднократно проводил лекции и встречался с читателями своих книг духовный наставник Кати о. Александр Мень <…> В смутные времена так важно обрести очаг, где можешь встречаться с теми, кто сохранил внутреннюю ясность, не потерял присутствия духа <…> Очаг этот постоянно согревала и поддерживала Екатерина Юрьевна Гениева, Катя! Теперь, когда она завершила свой земной путь, задача не дать угаснуть таким очагам ложится на каждого из нас».

Красивое оформление издания, множество фотографий Екатерины Юрьевны. Правда, есть и одно «но». Явно не хватает «голоса» Екатерины Юрьевны — её интервью на разные актуальные темы и с «попутными», но всегда значимыми комментариями, или эссе, или любых коротких заметок «по поводу». По литературе и литературоведению, языкознанию и переводу, религии, библиотечному делу, которое она подняла на совершенно новый уровень, превращая «дома знаний» страны, и прежде всего свою Иностранку, в культурные центры — общения, взаимодействия, дружбы.
Дать большую возможность прозвучать «голосу» того, кому посвящен сборник подобного рода, оправдано и логично, не так ли? Полагаю, что в последующих изданиях, связанных с Екатериной Юрьевной, так и будет.

 Митрополит Волоколамский Иларион в Большом зале ВГБИЛ. (ФОТО ИЗ СБОРНИКА)

*    *    *
«”Времена не выбирают“, но выбирают дорогу, — сказал 1 апреля на церемонии открытия памятника Екатерине Гениевой, установленного в атриуме, вблизи от центрального входа в Иностранку, её муж Юрий Самуилович Беленький. — Одарённая от Бога незаурядными способностями, Екатерина Юрьевна зарывалась в книги и находила в них ответы на многие вопросы. Она выбрала главную дорогу в жизни — просвещение».
В тот же день продюсер и режиссёр Григорий Амнуэль — он же автор идеи памятника (скульпторы — Илья и Никита Фёклины), предложил присвоить имя Екатерины Гениевой этому внутреннему дворику, который именно по её инициативе превратился когда-то в парк-музей скульптурных портретов великих проповедников, мыслителей, писателей разных стран и эпох.


Феномен Катя. К 70-летию Екатерины Юрьевны Гениевой (1946–2015) [отв. редактор Ю. Г. Фридштейн]. М.: Центр книги Рудомино, 2016. — 2016. — 128 с.

Автор
Елена Константинова
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе