Фотомир Александра Рыбникова

Выставка фотографий автора открылась в кафе «Братья Люмьер». Все сняты на чёрно-белую плёнку. Формат фотографий дал название выставке — «Квадрат».
Откуда это всё, собственно? Из каких влияний, воздействий, а может, и снов однажды явилось это устойчивое желание брать в руки фотокамеру и вглядываться в реальность сквозь объектив?  Вновь и вновь. Словно сама тайна жизни своей способностью проявляться на фотографиях, как на страницах древней книги, примагнитила раз и навсегда…
О своём первом шаге в мир фотографии Александр Рыбников говорит просто: однажды, чуть более пяти лет назад, ему в руки попал плёночный фотоаппарат «Зенит», совсем новенький. Саша увлёкся, стал снимать, и через пару лет активных трудов «Зенит» приказал долго жить. Сегодня он стоит на домашней полке как памятный учебный материал. Благодаря этому образчику масштабного советского производства Саша освоил азы языка, на котором нашёл возможность выражать себя. Конечно, как и все молодые люди из приличных семей, он получил образование: окончил сначала Рыбинский авиационный техникум, потом РГАТУ, однако именно фотография стала для Саши делом любимым и по-настоящему творческим. Причём сам факт того, что начал он снимать на плёнку, задал особый вектор движения. Постепенно Александр освоил и цифровую технику, но при всех её богатых возможностях того удивительного кадра, который позволяет сделать плёночный фотоаппарат, она дать не может.
- Мне нравится снимать на плёнку, — говорит фотограф. — Это своего рода таинство. Ведь если снимаешь цифровой камерой, то не заботишься о количестве кадров. Можно, условно говоря, сделать их пятьсот — один наверняка будет удачным. В случае же с плёнкой всё иначе: у тебя ограниченное число кадров, каждый по-особому ценен, к каждому относишься как к единственному. И это отношение оправдывается: добротными получаются многие. Наконец, снимая на плёнку, не знаешь, что получилось, и всякий раз с волнением бежишь домой смотреть. Это очень захватывающее состояние.


- Вы начали фотографировать «Зенитом» — в чём его плюсы и какими камерами ещё снимали и снимаете?

- «Зенит», насколько я знаю, — одна из самых массовых «зеркалок» в мире. Их было выпущено огромное количество. Такие фотоаппараты имелись в каждой семье. Однако качество максимально хорошее у тех, которые выпущены сравнительно давно. Это касается вообще отечественных фотоаппаратов: на старых камерах нередко обнаруживаются очень качественные немецкие стёкла и запчасти. Более поздние камеры оставляют желать лучшего. Был у меня немецкий однообъективный зеркальный фотоаппарат «Экзакта» тридцатых годов. Однако он по сей день работает как часы. Кроме того, на нём, как и на всех фотоаппаратах, выпускавшихся с тридцатых и до шестидесятых годов, оптика с особым просветлением, делающая фотографии более воздушными. Такие фотоаппараты и сегодня позволяют снимать «ретро-фотографии»… Если же говорить о других моих фотокамерах, то это советская «мыльница» «Ломо», можно сказать, современный плёночный «Canon», среднеформатные «Москва-2» пятидесятых годов и пластиковая «Diana»…

За годы увлечения фотосъёмкой Александр Рыбников участвовал во многих фотофорумах местного и международного масштаба. В 2010 году его работы можно было увидеть на фотовыставках «Такой разный Рыбинск» и «Первый рыбинский фотофестиваль имени Сигсона», проходивших в ОКЦ. В 2011 году он принимал участие в фотовыставке «Russische Impressionen» (Кульмбах, Германия), в 2012 году — в международной выставке «Homeland» (Зутермер, Нидерланды). В 2012 году получил Гран-при 5-й итоговой фотовыставки рыбинских авторов, проходившей  в музее-заповеднике, и диплом победителя конкурса (в номинации «Лучшее композиционное решение»), проходившего в рамках пятой тематической выставки «Портрет», организованной в мемориальном Доме-музее академика А. А. Ухтомского.
В 2013 году работы фотохудожника отмечены дипломом первой степени VI итоговой выставки фотографии, состоявшейся в Рыбинском музее-заповед- нике, и дипломом за самый креативный подход фотовыставки «Длинная выдержка», прошедшей в Доме-музее А.А. Ухтомского.
У Александра уже состоялись одна персональная и одна совместная — с рыбинским фотохудожником Дарьей Васильевой — выставки. На них автор показывал освоение формы квадрата в «эстетике брака». Экспозиция, представленная сейчас в кафе «Братья Люмьер», — вновь «квадрат», но уже «прочитанный» в жанре портрета — его Саша изучает, ориентируясь на мастерство двух современных российских фотографов: Михаила Павловского и Олега Веденина. Все работы сняты среднеформатной камерой «Киев 6С» 1981 года выпуска. Используемая в ней среднеформатная пленка рассчитана на 12 кадров размером
60 на 60 мм.

Фотографии впечатляют необычностью авторского подхода. Все герои сняты чётко в анфас, приблизительно с одной точки, как на паспорт. Никакого позирования и кокетства. Простые, чистые, спокойные лица, открытый взгляд. Сашу интересует человек в его естественном состоянии, без каких-либо масок. В каждом из оказавшихся в центре его внимания людей он постарался увидеть его жизненную правду, не очевидно выраженную, но пульсирующую эмоцию. Она улавливается в «подтексте». Именно поэтому все портреты при кажущейся статике очень динамичны по существу. Это обеспечено очень основательным подходом к кадру и его подаче зрителю: автором продумана каждая деталь. Особый эффект создаёт контраст между, как правило, молодыми лицами, хрупкими силуэтами и жёстким, фактурным фоном. Диалог этих начал выстраивает композицию фотографий — они цепляют, взгляд оторвать невозможно.
- Идя по пути освоения фотографии, — говорит Саша, — я часто возвращаюсь назад. Не для того чтобы повторить, но чтобы попытаться сделать в том же стиле, как 3-4 года назад, когда я сам был другим. Это своего рода попытка войти дважды в одну и ту же реку. Иногда получается очень интересный результат. Я в прежние годы уже делал квадратные снимки и показывал их на выставках. И вот в минувшем январе-феврале решил реализовать эту идею заново. В течение марта-апреля делал фотографии. Отснял около пятнадцати плёнок. Многие кадры получились вполне хорошими, но я постарался выбрать для выставки шестнадцать лучших.

- Вы обычно фиксируете первое впечатление от общения с человеком или он вам хорошо знаком?

- Здесь в большинстве фотографии людей, которых я знаю: мне важно уловить и передать своё понимание человека. При этом у меня нет стремления к так называемой «красивости», которой сегодня замусорено пространство социальных сетей. На фотографии должна быть жизненная правда: мысль, живая эмоция — то, чем живёт каждый человек, что вовлекает его в соразмышление и сопереживание. Как сказал однажды один известный человек: «Дизайн хочет сделать красиво, а искусство — больно…» Оно затрагивает зрителя за живое. Именно к такой фотографии я стремлюсь…
Рыбинские известия
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе