13 января 2011 ● Жанна Васильева
Радикализация общественной и политической жизни не могла не сказаться на искусстве. И прошедший год продемонстрировал это со всей очевидностью. Причем годом раньше казалось, что страсти и "обострение" чувств касаются только политизированных "левых" художников, а остальные могут надеяться, что их хата с краю. Сегодня ясно как дважды два, что даже самые тихие, незлобивые и традиционно консервативные люди имеют шанс почувствовать себя в шкуре "радикалов".
Два процесса много способствовали вовлечению всего общества в эстетические, а главным образом идеологические распри. Это судебный процесс над организаторами выставки "Запретное искусство" Андреем Ерофеевым и Юрием Самодуровым и широкое обсуждение проекта и принятие закона о передаче объектов религиозного назначения церкви. В первом случае появился прецедент решения художественного спора с помощью судебных приставов. Но несмотря на абсурдность этого судебного процесса, тут можно считать, что катализатором бурной общественной реакции послужили работы художников. Во втором случае появился опыт рассмотрения памятников культуры (в том числе находящихся под охраной ЮНЕСКО) просто как объектов недвижимости. В этом случае инициатором приватизации памятников культуры выступила церковь, которую поддержали законодатели. Таким образом, как говорил один известный политик, "процесс пошел". Причем так быстро, как если бы бикфордов шнур запалили сразу с двух сторон.