Где кончается искусство?

Радикализация общественной и политической жизни не могла не сказаться на искусстве. И прошедший год продемонстрировал это со всей очевидностью. Причем годом раньше казалось, что страсти и "обострение" чувств касаются только политизированных "левых" художников, а остальные могут надеяться, что их хата с краю. Сегодня ясно как дважды два, что даже самые тихие, незлобивые и традиционно консервативные люди имеют шанс почувствовать себя в шкуре "радикалов".

Два процесса много способствовали вовлечению всего общества в эстетические, а главным образом идеологические распри. Это судебный процесс над организаторами выставки "Запретное искусство" Андреем Ерофеевым и Юрием Самодуровым и широкое обсуждение проекта и принятие закона о передаче объектов религиозного назначения церкви. В первом случае появился прецедент решения художественного спора с помощью судебных приставов. Но несмотря на абсурдность этого судебного процесса, тут можно считать, что катализатором бурной общественной реакции послужили работы художников. Во втором случае появился опыт рассмотрения памятников культуры (в том числе находящихся под охраной ЮНЕСКО) просто как объектов недвижимости. В этом случае инициатором приватизации памятников культуры выступила церковь, которую поддержали законодатели. Таким образом, как говорил один известный политик, "процесс пошел". Причем так быстро, как если бы бикфордов шнур запалили сразу с двух сторон.

Вопрос, где кончается искусство и культура и начинается идеология и духовность, перестал быть академическим. Может быть, кого-то это радует. Но мне-то кажется, что само это решительное размежевание - симптом радикализма. Сама болезненность этого размежевания доказывает, что режем по живому и без наркоза. Во всяком случае нельзя не видеть, что для значимых событий художественной жизни это размежевание неактуально. Я имею в виду выставку "Небеса ручной работы" в ВХНРЦ им. И.Э. Грабаря, тогда еще не горевшем. На ней были представлены отреставрированные "небеса" - деревянные росписи северных церквей и часовен XVIII-XIX веков, расположенные на территории национального парка "Кенозерский" в Архангельский области. Реставрация, выставка, книга и фильм о "небесных часовнях" Кенозерья стали плодом совместной работы центра им. И.Э. Грабаря, музейной программы "Первая публикация", Гуманитарного проекта Ивана Полякова. Точно так же именно музейщикам, реставраторам, исследователям творчества Андрея Рублева мы обязаны выставке к 650-летию иконописца, которая сейчас проходит в ГТГ. Точно так же невозможно и не нужно разделять художественное и духовное на одной из лучших выставок этого года - выставке картин Марка Ротко, показанной в Центре современной культуры "Гараж". Или на редкой в наших краях выставке Марианны Веревкиной в ГТГ. Я уж не говорю о собравшей толпы поклонников выставке Пикассо в ГМИИ им. А.С. Пушкина.

Вообще слухи о "бездуховности" современного искусства сильно преувеличены. Другое дело, что художники не оповещают о своей особенно насыщенной внутренней жизни аршинными буквами. Их поиск не публичен, но результаты его всегда явлены публике. Отсюда - столь частая драма "невстречи" со зрителем. Но, на мой взгляд, лучшие ретроспективы, которые проходили в ММСИ в Ермолаевском: Леонида Тишкова "В поисках чудесного" и "Лабиринты" Ивана Чуйкова - своего зрителя нашли.

С каждым месяцем разница ощущалась все больше. На телеэкранах почти десятилетие заученно улыбались и "пели" под фонограмму одни и те персонажи. При этом некоторые певцы тратили на макияж, визажистов и маникюр суммы, не доступные фотомоделям. Иногда рассказывали о затратах на подтяжку лица. Выпускали пар и коготки на тех, кто попадал не в настроение.

А между тем в Интернете, на MP3 и MP4-плеерах, на дискотеках и в дружеских компаниях люди все чаще слушали абсолютно другую музыку. И этот разрыв между реальными героями буден и теми, кто благодаря большим деньгам и пиар-агенствам ощутил себя "поп-звездами навсегда", в 2010 году стал уж очень велик.

Один мудрый и эрудированный критик точно разделил последнее десятилетие на две пятилетки. Первая была - Земфиры. И соответственно - метафор, пронзительных страстей наотмашь и душевных метаний. Вторая - певицы Максим и ее ритмично-романтичных хитов, проникновенно теплых и по своей сути - позитивных и светлых.

2010 год стал особенным, переходным - от гламура к большей искренности.

Процесс этот идет трудно. Он почти не поддерживается телевидением. Почти десятилетие те же звезды, только бриллианты новые. В канун 2009 года мы разговаривали за кулисами клуба "Икра" с Ильей Лагутенко. Репортер с MTV попросила сказать тост. И лидер "Мумий Тролля" поднял бокал за то, что на музыкальном телевидении еще есть музыка. Тогда я подумал: глумится. Теперь ясно: опять "Мумий Тролль" оказался прав. Даже на MTV преобладают зарубежные сериалы. Оттого молодая аудитория уходит в Интернет - смотрит там интернет-телевидение, в частности новый канал "Дождь", где за музыкальную политику замысловато отвечает создатель "Нашего радио" Михаил Козырев.

А на контрасте с попсой, где одинаковые по вокалу и внешним данным исполнительницы (в моде блондинки) дежурно выпевают простенькие мелодии с крайне ограниченным набором слов (печаль, любовь, уходи, скучаю, ночь - многие ли еще вы сможете добавить?!) - неожиданную силу и популярность обретает рэп. Хотя бы за счет того, что это искусство более искреннее, в нем люди поют-читают о себе, своих мыслях и переживаниях. Не стараясь пустить звездную пыль в глаза. Черная музыка, часто с белыми стихами. В лидеры продаж в декабре уже выбился совместный диск рэперов - Ноггано из "Касты" и Гуфа (экс-участника группы Centr). Новые люди пишут песни дома, сидя за компьютером и ритм-боксом. Их треки - как школьные сочинения на вольную тему: 5 баллов получает только тот, у кого есть мысль.

Ну а самыми успешными артистами года стали Хор Турецкого и Стас Михайлов. Только они (регулярно гастролирующие и без телерекламы) смогли собрать каждый на три концерта главную площадку страны - Государственный Кремлевский дворец. Благодаря высокому профессионализму, но и в не меньшей степени искренности того, как живут-поют на сцене...

Жанна Васильева

события и комментарии

В этом году великая русская балерина Майя Плисецкая отмечала юбилей. Мы можем сколько угодно говорить о достижениях культуры нынешнего или какого-то другого года - все течет, все изменяется. Неизменной остается истина: всякая национальная да и мировая культура держится на плечах самых выдающихся ее представителей. Счастья и успехов вам в наступающем Новом году, Майя Михайловна!

Российская газета
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе