Глина, которую хочется ласкать

Есть в Ярославской области добрая традиция: поддерживать социально значимые проекты в сфере культуры
и искусства специальными грантами губернатора. Они присуждаются на конкурсной основе один раз в два года. Ровно год назад в июле губернатор области Сергей Вахруков вручил десять грантов на общую сумму 750 тысяч рублей, выбрав наиболее интересные с его точки зрения проекты из почти пятидесяти присланных на конкурс заявок.

Нам показалось интересным проследить судьбу некоторых проектов-победителей, которым присуждённые губернатором гранты давали шанс воплотиться в реальности. Так мы оказались в Рыбинске.


Автора! Автора!

Авторов проекта «Глиняное воплощение красоты» двое - Александр Павлович Скачков и Андрей Сергеевич Васильев (на снимке). Придуманный ими проект по возрождению старинного производства изразцов в Рыбинске получил поддержку со стороны правительства области - грант губернатора на 75 тысяч рублей.
Александр Павлович - инженер по образованию, специалист по ремонту, обслуживанию и модернизации промышленного оборудования, возглавляет фирму ООО «СИНТЕК - Синтез технологий». Андрей Сергеевич - художник, директор Центра народного творчества Рыбинска. И, казалось бы, сам Бог велел идее возрождения старинного изразцового производства появиться в вольнодумной голове художника Васильева, вообще склонного к разного рода масштабным культурным проектам: то по его инициативе весь Рыбинск от мала до велика лоскутный плат-оберег для родного города кроит-вышивает; то грозится всех вооружить лопатами, саженцами и отправить на облагораживание берегов городской речки Черёмухи - сажать, конечно, предполагается исключительно кусты черёмухи и сирени, чтобы создать «черёмуховый сад на берегу Черёмухи»... Ан нет: первым «заболел» изразцами инженер-практик Александр Скачков.
Дело было так. Как всякий мастеровой русский мужик Александр Павлович построил дом, сложил в нём печь и задумался, как бы эту печь приукрасить. С давних пор известно, что самый красивый и функциональный способ отделки печей - облицовка изразцами. Да вот вопрос, где их взять? Эти размышления привели Скачкова в Центр народного творчества, где он и познакомился с художником Андреем Васильевым. Сказать, что тот день и ночь бредил изразцами, - покривить душой, но, будучи человеком пытливым, о глине знал не понаслышке. Как директор Центра народного творчества, всерьёз подумывал о популярной ныне керамической сувенирной продукции: тарелках, магнитах, тех же изразцах с символикой Рыбинска. Словом, зерно идеи о возрождении изразцового промысла упало в плодородную почву: так родился проект «Глиняное воплощение красоты».

И сердцу делается веселее

Для начала задумались вот о чём: если издавна славился Рыбинск знаменитыми изразцами местного купца Аксёнова, то где-то поблизости должен быть и глиняный карьер. Не возили же в старину глину за тридевять земель! Стали расспрашивать местных старожилов, перелопатили горы литературы и нашли... в деревне Аксёново. Отправились туда. По воле провидения их проводником к глиняному карьеру оказался внук бывшего главного инженера гончарного завода Аксёнова, Павла Александровича Михрютина. Специалист, говорят, Михрютин был редчайший: качество глины определял, не копая шурфов, а лишь по тому, какая трава растёт на приглянувшемся ему месте.
- За знакомством да разговором подошли к озеру, берег которого был глиняный. Взял я кусочек, стал разминать в ладони и вспоминал слова одного специалиста: «Трудно объяснить, какая глина подходит для формовки. Но если возьмёшь её в руки, то сразу поймёшь - она! Её можно сравнить с телом юной красавицы, которое хочется ласкать, гладить и... мять». Эта глина была именно такой! - с явным удовольствием вспоминал подробности той экспедиции Александр Скачков.
Со старинными изразцами, сделанными из той самой глины, Скачков и Васильев познакомились уже в доме Зинаиды Павловны, дочери мастеровитого инженера гончарного завода. На тыльной стороне у них не было видно следов раствора, благодаря этому чётко различалось фирменное клеймо Аксёнова. А как они радостно были расписаны! Да и Зинаида Павловна подтвердила, что много чего она в жизни красивого видела, но ничто не может сравниться с домами Аксёнова:
- Я видела их в детстве. В то время один дом был отдан под сельсовет, второй занимала почта, в третьем был магазин. Они полностью были отделаны изразцами. Когда всходило солнце, то всевозможные драконы и другие сказочные звери, изображённые на них, словно оживали среди причудливых деревьев и цветов...
Женщина призналась, что два старинных изразца сохранились чудом, зато, когда бывает тяжело или неприятности какие, она их достаёт, смотрит, вспоминает что-то радостное. И делается сердцу веселее!

Промысел
как он есть

Глина была найдена. Существование глиняного карьера купца Аксёнова, являющегося частью крупного Логиновского месторождения глины, подтверждено и геологоразведочными работами, проведёнными ещё в 1962 году. Так был решён вопрос с сырьевым обеспечением проекта.
Мастерскую, пока учебную, решили организовать при Центре народного творчества. На выделенный губернатором грант (напомним, 75 тысяч рублей) первым делом приобрели печь. Честно говоря, на этом приобретении весь финансовый эквивалент гранта и был исчерпан, так как промышленная печь подобного объёма стоит даже дороже, сто тысяч рублей. Однако авторы проекта уверены, что грант надо рассматривать куда шире его денежной составляющей.
- В первую очередь, это общественное признание нашего проекта. А сам факт осознания того, что наша задумка признана дельной на уровне правительства области, дорогого стоит, - уверен Александр Скачков.
Почти сам собой решился и другой не менее важный вопрос: а кто, собственно, будет эти изразцы изготавливать? Оказалось, что учащимся художественного отделения лицея № 32 необходимо где-то проходить практику. Что называется, срослось и в этом вопросе.
- Вообще научиться изготовлению изразца может любой желающий, - горячо убеждал меня Андрей Васильев.
- Так получается, это не творчество, а ремесло? - не удержалась я от вопроса-«шпильки».
- Почему ремесло? Промысел, - ловко парировал Андрей Сергеевич, - то есть добыча средств к существованию.
- А как же художественная составляющая? Вон ваши изразцы какие красивые, - я кивнула на тиснёный жизнерадост­ный подсолнух, на другую плитку с витиеватым орнаментом.
Оказалось, что вначале изготавливается модель изразца из скульптурного пластилина. Это действительно задача для профессионального художника. Приглянувшиеся мне изразцы придумала и выполнила ярославская художница Елена Максимова. Всего в мастер­ской есть пока пять разновидностей изразца. Немного, соглашаются авторы проекта, но лиха беда начало. Потом по этой модели отливается гипсовая форма. А дальше начинается тот самый промысел: если речь не идёт о последующей ручной росписи каждой плитки (у купца Аксёнова было именно так), то начинается обыкновенная штамповка. Согласно «Технико-экономическому обоснованию проекта предприятия по производству изразца» (проект «Глиняное воплощение красоты» уже стал полигоном для защиты дипломных студенческих проектов, это - один из них) предполагаемая продажная цена одного изразца - сто рублей.
Где же Аксеновские изразцы?
Запустить производство можно в любой момент. Дело за заказчиками. А тут вот какая нестыковка: старинный промысел, которым был славен Рыбинск в позапрошлом веке, так прочно оказался стёрт из памяти современных горожан, что даже мои собеседники, будучи, что называется, в теме, и те не смогли сходу вспомнить, где в их родном городе в интерьерах или в облицовке зданий сохранились знаменитые аксёновские изразцы. Фотограф Николай Палькин, покопавшись в памяти, назвал навскидку лишь бывший туберкулёзный диспансер, где были две роскошные изразцовые печи. А вот аксёновские ли там изразцы... Не смогла получить более точную информацию я и в местном историко-архитектурном музее. Вроде были в экспозиции, посвящённой купечеству, какие-то изразцы, сомневалась администратор музея, а вроде и нет. Только в любом случае в настоящее время та экспозиция демонтирована, а про то, что есть в музейных фондах - отдельный запрос делать нужно.
Ну да ладно, был бы товар, а покупатель найдётся со временем.
Тем более что Александр Павлович Скачков (на снимке) на достигнутом останавливаться явно не собирается. У него запущен уже новый проект, куда масштабнее прежнего. Речь идёт о создании целого туристического комплекса в районе реки Кормы «Мир водяной мельницы», ориентированного на интерактивный туризм. Сюда органично должны войти и действующие мастерские по различным народным промыслам, в том числе и вышеописанное производство изразцов. Этот проект признан привлекательным для инвесторов и предложен для экспонирования на VIII ежегодном международном инвестиционном форуме «Сочи-2009».
Вместо послесловия.
А для своей собственной печки, с которой, собственно и началась история возрождения изразцового производства в Рыбинске, Александр Павлович Скачков изразцы так и не изготовил. Руки пока не дошли.

Северный край
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе