«Интермузей» с мамонтами и эскимосами

Музейное сообщество предъявило визитную карточку.
Гостей «Манежа» встречает трехметровый мамонт с лохматым мамонтенком из музея «Ледниковый период». 
фото: Ксения Коробейникова


Увидеть существ или предметы, исчезнувшие десятки лет назад или хранящиеся в сотнях километров от Москвы, — теперь никакая не фантастика, а самая настоящая реальность, пусть иногда и виртуальная. Погрузиться в нее можно на масштабном фестивале «Интермузей» — ежегодном смотре музейных инноваций, ставящем перед собой амбициозную задачу: представить храм искусств будущего. В этом году фестиваль, считающийся визитной карточкой музейного сообщества России, посвящен арт-пространству без границ. Так что большинство проектов — а их более трехсот — представят уникальные экспонаты, программы в цифровом формате и программы для людей с ограниченными возможностями.


География. Так как организаторы отменили взносы и аренду для участников, их число заметно возросло: на этот раз музеев 315 (в прошлом году их было 232), из которых 38 частные. Так что на четыре дня в столице оказались арт-площадки почти всех регионов, стран СНГ и дальнего зарубежья. Самые желанные гости — ДНР и ЛНР. Директор Донецкого краеведческого музея Денис Кузнецов рассказал, как после обстрелов в 2014 году разрушились часть здания и крыша, погибли природоведческая экспозиция, диорама «Лиманский лес», богатая коллекция фарфора и фаянса. Он поделился опытом восстановления пространства за два года в условиях военных действий.


фото: Ксения Коробейникова


Атмосфера. В уголке Музея природы и человека Югры натянуты веревки: приветливый эскимос развешивает на них железные цепочки и колокольчики, а позже примется издавать из странного набора инструментов шаманские звуки. За столиком Тобольского историко-архитектурного музея мастерицы в ситцевых нарядах вяжут из крапивных нитей узорчатые платки. Их мастер-класс собирает с десяток старушек, которые поначалу шепчутся от стеснения, а расслабившись, присоединяются к вязанию. Стенд Нижнетагильского музея изобразительных искусств украшают жостовские подносы, а пышногрудые красавицы в бальных платьях с глубоким декольте обучают рисованию цветов в этой росписи. В это время мамочки с детьми толпятся у места Музея русского лубка и наивного искусства на презентации «потешного райка». Устройство для просмотра лубков выглядит как избушка на колесах с ручкой, крутя которую меняешь картинки быта русского народа. Все это происходит под звуки мугама «Хейраты» в исполнении музыкантов Азербайджана.


фото: Ксения Коробейникова


Чинуши. «Мы могли сыграть неритмичный мугам, но подумали: ритмичный мугам гораздо лучше подходит для министра культуры», — говорит руководитель ансамбля Мунис Шарифов. Да, здесь не только советник президента по культуре Петр Толстой, начальник столичного департамента культуры Александр Кибовский, но и Владимир Мединский. Вокруг последнего участники фестиваля так и скачут. Однако смелостью в обращении с чиновником отличились московские стрельцы. На вопрос Мединского, почему их бердыши наточены только с одной стороны, стрелец ответил: «Так положено, товарищ министр, с двух сторон только в сказках точат». Тогда Мединский недоумевающе спросил, почему его назвали товарищем... У стенда Третьяковки министр засматривается на памятник Булату Окуджаве. Остается гадать: понимает ли он весь ужас распоряжения о слиянии музея поэта с ГЛМ и увольнении с должности директора вдовы Окуджавы, Ольги Арцимович. Гадать — потому что поговорить о животрепещущем вопросе с Мединским не представляется возможным — через его свиту не пробиться.

Посетители. Памятники Окуджаве и Жванецкому Третьяковка представляет в рамках проекта «Язык скульптуры по Брайлю», который позволяет людям с ограниченными возможностями «читать» экспонаты руками. Музеи Кремля тоже подготовили социальную разработку: на их стенде слепые познают купол Успенского собора с помощью 3D-модели храма, которую можно щупать. «Я с детства люблю ходить в Московский Кремль, заряжаться энергией его соборов и древних стен. Но из-за инвалидности по зрению, не могу ощутить всей красоты, а здесь, потрогав купол, я представила себе его», — рассказывает студентка МПГУ Зоя Калинина. Но самый большой ажиотаж среди детей и подростков с ограниченными возможностями у стенда Красноярского краеведческого музея, где вяжут фей радости.


фото: Ксения Коробейникова


Эксперт. Эрмитаж показывает фотографии восстановленного Генштаба и макет разрушенного в Пальмире храма Ваала с описаниями его уникальных особенностей. «Важная черта нашего собрания — это использование новейших технологий правильно. Ведь они могут и задушить проект. Музей — это не только виртуальность, но прежде всего подлинность, которую передают памятники культуры. А сегодня некоторые из них гибнут, и мы видим, что с ними происходит, если в головах людей нет понимания их ценности. Музеи стоят на рубежах защиты культуры, и их уничтожают первыми. Это урок не только для Пальмиры, но и для всех нас», — говорит директор Эрмитажа Михаил Пиотровский. После чего гостям стенда музея предлагают раскрасить копию льва Аллат, разрушенного в Пальмире, и построить из кубиков храм этого комплекса. Кстати, в «Интермузее» стало известно об открытии центра-спутника Эрмитажа в Барселоне, которое планируется провести через два-три года. Сейчас только начинается его строительство.


В Москве начался фестиваль "Интермузей"


Кино. В честь Года кино построили кинозал. Детям тут показывают мультфильмы из собрания Музея анимации, а взрослым — легендарные советские фильмы. Их афиши развесили на первом этаже «Манежа». Для выставки «История советского кино в киноплакате. 1919-1991» собрали 300 произведений художников-графиков в стиле конструктивизма. Самые любопытные из них — афиша братьев Стенберг к «Девушке с коробкой», киноплакаты к первому советскому фантастическому фильму Якова Протазанова «Аэлита» и знаменитому «Броненосцу «Потемкин» Сергея Эйзенштейна.

Премия. Жюри во главе с Еленой Гагариной определило победителей фестивального конкурса. За первенство в четырех номинациях боролись 17 музеев. Гран-при взял Дарвиновский музей. Лучшим проектом по презентации и интерпретации материального и нематериального культурного наследия назвали «Бориса Годунова» Музеев Московского Кремля. В качестве лучшего проекта в сфере музейного образования выбрали «Новую Ферму» музея-заповедника «Петергоф». Приз за лучший проект по работе с людьми с ограниченными возможностями достался «Гатчине» с «Ощущением дворца». А лучший проект, направленный на социальное взаимодействие, оказался у Ярославского историко-архитектурного и художественного музея.

Среди специальных наград расклад такой: за серию выставок одного художника — музей Анатолия Зверева, за популяризацию реставрационной деятельности — Центр Грабаря, за лучшую авторскую программу по работе с посетителями — Ирина Антонова как директор ГМИИ им. Пушкина, за работу с музейным сообществом — библиотека для слепых и слабовидящих.
Автор
Ксения Коробейникова
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе