К 600-летию Аристотеля Фиораванти

15 апреля 2015 года стартует новый музыкальный проект Музеев Московского Кремля – дань памяти великому архитектору эпохи Возрождения Аристотелю Фиораванти, 600-летний юбилей которого отмечается в 2015 году.

Успенский собор – сердце архитектурного ансамбля обновленного Московского Кремля – стал первым сооружением русской столицы, возведенным мастером из ренессансной Италии. Фиораванти, приглашенный ко двору Ивана III по совету его супруги Софьи Палеолог, чья юность прошла в ренессансном Риме, соединил в этом главном кафедральном соборе русского государства черты старинной русской архитектуры с новыми строительными принципами Возрождения.



.
Исследователи русской средневековой музыкальной культуры полагают, что именно окончание строительства Успенского собора в 1479 г. явилось стимулом к созданию древнейшего из известных профессиональных хоровых коллективов – корпорации государевых певчих дьяков, учрежденной по указу Ивана III. В самостоятельную традицию начала выделяться инструментальная музыка, которая быстро распространялась в быту, в салонах, при дворах и в церкви.

В программе музыкального фестиваля, который пройдет с 15 по 19 апреля 2015 года, отражены направления в музыкальной культуре XV – XVI веков, её церковная и светская составляющие. В продолжение этой линии один из концертов посвящён духовной и светской музыке русских и европейских композиторов XVIII – XIX веков. Избранные произведения прозвучат в исполнении лучших российских музыкальных ансамблей старинной музыки «Alta capella» и «Солисты барокко».
Alta Capella — первый в России костюмированный ансамбль ренессансных и барочных духовых инструментов. Свою миссию ансамбль видит в знакомстве русских слушателей с европейской духовной и светской вокально-инструментальной музыкой XIV — XVII веков, используя исключительно аутентичные инструменты (сакбуты, кулисная труба, а также цинки, шалмеи, бомбарды, дульциан др.).

Московский камерный ансамбль «Солисты Барокко» – один из немногих российских коллективов, исполняющих музыку периода XVII — XIX веков в исторически достоверной манере. На протяжении многих лет ансамбль занимается исследовательской деятельностью, работает в библиотеках и архивах, собирая музыкальные произведения австрийских, итальянских, немецких, французских и русских композиторов, которые позволяют по-новому взглянуть на исторические и культурные процессы в Европе XVII – начала XIX веков.

В фестивале также примут участие замечательные хоровые коллективы – Государственная Академическая капелла имени А.А. Юрлова и Академический Большой Хор «Мастера хорового пения».
 
В концертах фестиваля участвуют солисты Московского театра имени Е.В. Колобова «Новая опера»: Ольга Ионова, Ярослав Абаимов и Анджей Белецкий.

Концерты фестиваля пройдут 15, 17 и 19 апреля. Завершит программу Пасхальный концерт в Патриаршем дворце и колокольные звоны на Соборной площади Московского Кремля.

Художественный руководитель фестиваля – Леонид Розов.

Программа фестиваля:

15 апреля, 19.00. Оружейная палата.

«Цветок на ветру…» Посвящение А. Фиораванти. Музыка эпохи Возрождения.
Исполнители:
Ансамбль старинных инструментов «Alta Capella».

17 апреля,19.00. Патриарший дворец.

«Радуйся, Русско земле!» Несколько исторических новелл из жизни русских композиторов»
Исполнители:
Ансамбль солистов Академического Большого хора «Мастера хорового пения».
Ансамбль старинной музыки «Солисты барокко» под управлением А. Спиридонова.
Солист — Олег Шагоцкий (баритон) — Лауреат международных конкурсов.

19 апреля, 17.00 . Патриарший дворец.

Колокольные звоны на Соборной площади. Успенская звонница (начало в 16.30)
Художественный руководитель — Игорь Коновалов.
Академический большой хор «Мастера хорового пения».
Художественный руководитель и дирижер — Народный артист России, профессор Лев Конторович.
Солисты: Юрий Ростоцкий (тенор), Анджей Белецкий (баритон), Ольга Ионова (сопрано).

Биография Аристотеля Фиораванти

Сам Аристотель Фиораванти впервые упоминается в хронике Болоньи в 1436г., когда он и литейщик Гаспар Нади отлили колокол для городской башни Аринго и подняли его туда. Следующий колокол в 1453г. отлили те же мастера и подняли наверх при помощи специального подъемного устройства, разработанного Фиораванти, который был не только архитектором, но и инженером.

Карьера Аристотеля началась блестяще. С 1447г. продолжал работы отца, вместе с дядей-архитектором работал над рядом сложных инженерно-строительных проектов. Под его руководством в 1455г. была передвинута колокольня Св. Марка в Болонье, за что городской совет присвоил ему звание старшины лоджии каменщиков родного города и назначил пожизненное обеспечение. Тогда же Фиораванти выпрямил колокольню в городе Ченто и башню при церкви Св. Ангела в Венеции. Последняя из-за слабости грунта простояла всего двое суток и рухнула, задавив нескольких человек. Из-за этой трагедии Аристотель немедленно покинул Венецию и больше не возвращался.

В 1458г. он отреставрировал древний мост в Павии, а в 1459-1460 гг. устроил Пармский канал. С 1458г. он находился на службе у Миланского герцога Франческо Скорца, и вернулся в Болонью только в 1464г. Главным образом в это время Аристотель был востребован как инженер, так как в городах северной части Италии, в том числе в Милане,  важном военном и политическом центре, требовались именно эти навыки. В Милане он работал с известным архитектором Антонио Аверелино по прозванию Филарете, автором бронзовых дверей собора Св.Петра в Риме. Филарете в трактате об архитектуре несколько раз с большой похвалой отзывался о Фиораванти.

Вскоре после возвращения в родной город, в 1465г. Фиораванти был приглашен ко двору венгерского короля Матиуша Корвина, но городская коммуна каменщиков отпустила его в Венгрию только в 1467г. При дворе венгерского короля Аристотель строит в основном мосты через Дунай.

 По возвращении в Италию Фиораванти работает в Риме и Болонье, и в 1473г. случается событие, вероятно, подтолкнувшее архитектора к отъезду в Россию по приглашению русского посла.

В июне 1473г. Аристотель Фиораванти был неожиданно арестован и обвинен в сбыте фальшивых монет, за что его лишили всех имевшихся привилегий. Обвинение оказалось ложным, и в 1474г. состоялась встреча его с русским послом Семеном Толбузиным, присланным в Италию на поиски архитектора для работы в Москве.

Успенский собор Московского Кремля Ивану III срочно необходим был опытный и талантливый архитектор, так как в 1474г. в Московском Кремле произошла катастрофа – рухнул почти достроенный новый Успенский собор. Псковские мастера, осматривавшие обрушившееся здание, сделали вывод, что во всем виноват плохой раствор. Строители собора Кривцов и Мышкин возобновлять работы отказались, и Семен Толбузин был по совету Софьи Палеолог немедленно отправлен в Италию за подходящим специалистом.

Вероятно, встреча Фиораванти с Толбузиным состоялась в Риме, и после подписания контракта в 1475г. шестидесятилетний архитектор с сыном и слугой в составе посольства отправился в Московское княжество.  

О прибытии итальянского архитектора в Москву свидетельствует Первая Софийская летопись, где значится, что он приехал «на Велик день» (на Пасху), и не один, а «взят же с собою тот Аристотель сына своего Андреем зовут, да паробка, Петрушею зовут».

Работа Аристотеля Фиораванти в Москве началась с разборки главного собора Кремля – Успенского. Расчистка места для нового собора заняла всего неделю – за 7 дней было полностью убрано то, что строилось три года. Снос остатков стен велся при помощи «барана» – дубового бревна, окованного железом, которое подвешивалось к «пирамиде» из трех брусьев и, раскачиваясь, било в стену. Когда этого было мало, в нижнюю часть оставшихся обломков стен вбивали деревянные колья и поджигали их. Разбор стен окончился бы и раньше, если бы рабочие успевали быстрее выносить камень со двора.



Для возведения нового собора необходим был материал – белый камень. Древние разработки белого камня в Мячкове под Москвой были сочтены пригодными, и оттуда Аристотель начал получать материал. Кроме того, нужен был кирпич. Тот, что делали прежде, был плохого качества, поэтому Фиораванти предварительно, до начала стройки, поставил кирпичный завод в Андроникове на берегу Москвы-реки; кирпич этого завода был намного крепче старого.

Фундамент Успенского собора был заложен на глубине двух саженей (т.е., около 4,5 м), и предварительно в грунт были вбиты дубовые сваи, что для московского строительства было новшеством. Таким же новшеством была и кладка стен: между наружными и внутренними белокаменными стенами делалась полноценная крепкая кирпичная кладка, намного усиливающая здание. Выводить стены начали уже в 1475г., тогда же поставили внутренние столбы, на которые должен был опираться свод. Форма столбов также была новшеством, так как прежде они всегда делались крестообразными в срезе, а Фиораванти поставил четыре круглых и два четырехугольных.

Собор был закончен к 1477г., хотя оставалась еще внутренняя отделка, которая заняла еще около двух лет. 15 (26) августа 1479г. состоялось торжественное освящение собора.



Внешне Успенский собор очень близок к одноименному собору во Владимире, который и был взят за образец, хотя отличается рядом архитектурных особенностей. Впервые в русской архитектуре огромный собор не был разделен внутри на небольшие пространства, а, напротив, представал во всем объеме.

Роскошная живопись в основном была завершена еще при жизни архитектора, а к 1515г. собор был полностью расписан изнутри. Росписи многократно поновлялись, а в 1914г. началась их реставрация под руководством ученых-исследователей. 



Кроме Успенского собора, в России Фиораванти не строил зданий, но есть основания полагать, что именно ему, знаменитому мастеру фортификационных работ, был заказан генеральный план новых стен и башен Кремля, которые планировалось возвести вместо старых обветшавших белокаменных. Также Аристотелю приписывают устройство Пушечного двора (на месте нынешней Пушечной улицы).

В 1482г. Фиораванти в качестве начальника артиллерии участвовал в походе Ивана III на Новгород, и во время этого похода навел очень прочный понтонный мост через р. Волхов. После этого похода мастер хотел возвратиться в Италию, но Иван III не отпустил его, а, напротив, арестовал и посадил в тюрьму после попытки тайно уехать. Но долго держать Фиораванти в тюрьме он не мог себе позволить, так как в 1485г. намечался поход на Тверь, где гениальный инженер был необходим. После этого похода имя Аристотеля Фиораванти больше не встречается в летописях; нет и свидетельств о его возвращении на родину. По-видимому, в этом же году или годом позже он скончался.  

Аристотель Фиораванти – мастер, прославившийся в России только одним произведением, но произведением, достойным множества любых других. Однако нельзя сказать, что кроме Успенского собора он не создал ничего выдающегося. Множество инженерных решений, предложенных им, оказали большую услугу строительству не только Москвы, но и – на много лет раньше – Италии, где также сохранилось только одно его произведение.

Автор
по материалам прессы
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе