Каким Ростов увидим завтра

Этот апрельский день был не лучшим временем для прогулки по Ростову. Колючий ветер с озера Неро со свистом вырывался на улицы города и яростно набрасывался на редких прохожих. Но ветер и холод удручали не так сильно, как обшарпанные стены старинных особняков, былой гордости Ростова. Полуразрушенные стоят они - без окон, дверей, крыш в заповедной части города. Тут же и обгоревшие руины Конюшенного двора - памятника архитектуры XVII века, о чём уведомляет прикреплённая к оставшейся стене здания табличка.



Ростовцы помнят, как начал разрушаться Конюшенный двор. Фёдору Лощенкову, тогдашнему секретарю обкома КПСС, показалось, что здание закрывает вид на кремль - главный туристский объект города. Добротное, в нём размещалась воинская часть. Его решили снести. Военных переселили. Пригнали технику и начали рушить здание. Но горожане встали на его защиту и отстояли.

В стране начались перемены - перестройка, и тут уж стало не до Конюшенного двора. Нашлись среди ростовцев и такие, кто по кирпичику стал растаскивать памятник на собственные нужды, потом случился пожар. И только после этого в городе вновь всерьёз заговорили о Конюшенном дворе, о необходимости изучения территории, на которой он стоит, о консервации сооружения.

- От XVII века здесь остался небольшой фрагмент стены. Здание не раз перестраивалось. Последние лет 150 оно было известно как воинская казарма, - рассказывает директор музея-заповедника «Ростовский кремль» Андрей Евгеньевич Леонтьев. - Здание было передано музею. Здесь проводились раскопки, давшие интересные находки. Что же касается будущего Конюшенного двора, то в любом случае это будет новодел. Инвестиционные проекты есть. Нет инвесторов. Деньги нужны большие.

Картинная галерея современных художников, музей огородничества или музей ремёсел, наверное, вполне могли бы разместиться в здании на месте бывшего Конюшенного двора. Но мнения горожан по поводу дальнейшей судьбы нынешних развалин разнятся. Одни говорят, что их надо сохранить до лучших времен. Другие - снести. Всё равно, мол, разрушается. 

А за безобразие, что столько лет «красуется» в центре города, просто стыдно.

Примеры же того, что ростовцы и в наши времена могут и умеют из ничего создавать нечто интересное, здесь есть. Хотя бы дом-музей Алексея Леонтьевича Кекина, знаменитого купца и предпринимателя, мецената, основателя ростовской гимназии. Гимназия, к слову, и по сей день служит отечественному просвещению. В советские годы здесь находилась школа-десятилетка, нынче вновь в соответствии с веяниями превращённая в гимназию. Тоже здание-памятник. А в доме Кекина - экспозиция, рассказывающая о его жизни и деятельности, о ростовских купцах и предпринимателях XIX - XX веков.

Музей воссоздаёт атмосферу купеческого дома, быт начала ХХ века, а за его окнами на улице Ленинской - словно продолжение того условного мира, что создан в нём самом. Одноэтажные деревянные, каменные двухэтажные с мезонинами особнячки - лик Ростова. Вслед за уникальными памятниками храмового зодчества они могли бы тоже стать визитной карточкой города. Во всяком случае, эта улица уж точно того заслуживает. Нынешняя Ленинская - любимое место прогулок горожан. Здесь нет безвкусных новоделов, которые всё настойчивее вклиниваются в соседние улицы и искажают лицо старого города.

Михаил Юрьевич Припоров, начальник управления строительства, архитектуры, реконструкции и перспективного развития Ростова, рассказывает:

- Старый Ростов - это в основном частная застройка. А в старых домах живут и старые люди. Они, может, и хотели бы что-то подремонтировать, изменить в своих домах, но не могут - дорого, нет сил. 

Есть и другая сторона проблемы. Некоторые из владельцев частного сектора имеют жильё в благоустроенных домах, а здесь, в старом городе, держат место, стремясь, и это их право, при случае подороже его продать. Вкладываться в благоустройство они не будут.

- Отсюда столько полуразрушенных или вовсе разрушенных зданий, - подытоживает Михаил Припоров.

Так уходит старый Ростов. Уходит он и в буквальном смысле. В землю. Оказывается, большинство домов строили здесь без фундамента. Просто вырывали яму до воды, а она начинается здесь на глубине 50 сантиметров, туда набрасывали булыжник с извёсткой, и на этом основании возводилось здание, в том числе и каменное.

На рабочем столе коллеги Михаила Юрьевича молодого архитектора Ольги Казаковой, начальника управления градостроительного планирования городского поселения Ростов, альбомы с эскизами застройки завтрашнего Ростова. Трёхэтажные дома со скатными крышами, коттеджи, зелёные дворики конструктивно как бы повторяют черты малоэтажного города, сохраняя его идею.

- Новый жилой микрорайон № 3 появится в северо-восточной части города Ростова. Здесь будет создана единая социальная и инженерно-техническая инфраструктура современного города - с детским садом, магазинами, спортивно-досуговым центром. Свободной территории в Ростове крайне мало, но город должен развиваться, - объясняет Ольга. - Резервной площадкой для будущих инвестиционных вложений в строительство является пойменная часть озера Неро в юго-западном районе города. Кроме того, импульсом к развитию производства на территории города может стать размещение технопарка в существующей промышленной зоне, имеющей резервы площади для новой застройки (северная часть Ростова). Технопарк - это комплекс производств, развивающихся в системе общих транспортных и инженерно-технических сетей. Эти производства дадут городу новые рабочие места и налоговые поступления в бюджет.

Большой проблемой для существующих и будущих объектов в центральной части Ростова остаётся система канализации. В этом году администрация города планирует провести проектные работы по строительству сети канализации центра города с возведением насосной станции. На это в бюджете города уже заложены необходимые денежные средства.

Рассказ вновь продолжает Михаил Юрьевич Припоров:

- Город вошёл в программу расселения граждан из аварийного и ветхого жилья по упрощённой схеме софинансирования. По ней планируется расселить 52 семьи. 32 квартиры для них уже куплены. А в 2010 году дома, где проживали эти люди, - в старой части города - будут снесены, участки, на которых они стояли, проданы. Так рождается завтрашний день Ростова. Мы решаем проблемы инфраструктуры. Планируем провести реконструкцию существующих сетей, в том числе и ливневой канализации, которая в городе всегда была открытой. Программа рассчитана до 2015 года. Только по городу предстоит проложить 30 километров сетей. Провести сразу такой объём работ нам не по силам, к тому же столько лет в городе в этом плане ничего не предпринималось.

Ведутся работы и по теплоснабжению. В городе есть крупная котельная РОМЗа, которая изначально строилась для отопления всего Ростова. Сейчас она используется только на 30 процентов, а город отапливается с помощью мелких, довольно ветхих котельных. Чтобы восстановить их рабочее состояние, нужно не менее 20 миллионов рублей, а на восстановление теплотрассы до РОМЗа - восемь, - уточняет Михаил Юрьевич.

За окнами кабинета, где мы вели этот разговор о прошлом и будущем Ростова, мельтешит мелкая снежная пороша, покрывая старый город. Найдётся ли ему место в новых градостроительных планах? Сохранит ли Ростов свой неповторимый облик в проектах, почему-то всё-таки несколько стилизованных «под Европу»? Вот бы заглянуть в это будущее хотя бы лет через десять!



Северный край
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе