Хочу остаться художником

Художник-реставратор по металлу из посёлка Некрасовское Андрей Прокофьев недавно получил приглашение принять участие во II-й Московской межрегиональной выставке-конкурсе народных мастеров «Русь мастеровая». Она состоится в День города Москвы в начале сентября. Проводит её Министерство культуры РФ и «Государственный Российский Дом народного творчества». Маститая комиссия отобрала работы нашего земляка из сотен и сотен изделий, присланных другими мастерами прикладного искусства изо всех уголков страны. И стать участником такой выставки – уже победа немалая!

ОТЧИЙ ДОМ


Любая дорога – в успех, в талант, да просто в жизнь – начинается с отчего дома. И хорошо, если он есть на земле. Родительскому дому Прокофьевых без малого два столетия. Стоит он как раз посередине Заречной набережной и всеми своими фасадными окнами смотрит на протекающую невдалеке реку Солоницу, которая качала на своих волнах и прадедов будущего художника, и дедов, и отца.


Все они, кстати, слыли заядлыми рыбаками. Не избежал этой страсти и наш герой, чьё детство, собственно, и прошло на зелёных берегах этой извилистой, наполовину заросшей лимонными кувшинками, белоснежными лилиями и трепещущей на ветру серебристой ряской речки. Наверное, именно поэтому на первых работах Андрея, не детских, уже взрослых, выполненных профессионально, изображена рыба, рыбаки, достающие сеть…


Хоть и родился Андрей в Костроме, но на каникулы на всё лето приезжал к бабушке… Помнит, как собиралось под сводами родового гнезда по двенадцать человек родственников сразу. Шум, гам, детский смех слышали его стены, почерневшие от времени, но места здесь всегда хватало всем. Гостеприимный дом. Дышится в нём легко. Деревянный, с двумя старинными русскими печками. Кряжистый, несмотря на возраст, ещё крепкий, словно белобородый старик из бабушкиных сказок… Третий год как перебрался художник, бывший горожанин, в отчие пенаты с печным отоплением.


– Вот вы говорите, что мечтаете когда-нибудь переехать сюда? А я не стал ждать старости. Хотел жить в этом доме и живу! Привыкать к деревен­ской жизни не пришлось. У бабушки ведь практически вырос. Мы здесь, как на хуторе – ещё три дома и начинаются заливные луга…


Тихо. Зелено кругом. У дома огромный раскидистый великан – дуб в три обхвата! Он намного старше самого дома. А на клумбе во дворе… васильки да ромашки. И пять хозяй­ских кошек и котов!


– Зачем столько? А мы собираем от нашей кошки котят всех мастей! – улыбается художник.– Топить разве лучше? Им тут на травке привольно!


А мне подумалось: «Вот она, родина!»


УРОКИ МАСТЕРСТВА


Везло моему собеседнику на учителей.


– В школе у нас необычные труды были. Мы табуретки или черенки для лопат не делали. Мы занимались именно резьбой. Вёл эти уроки Василий Николаевич Кодолов. На свой страх и риск, самовольно изменяя школьную программу. Жаль, что, несмотря на его старания привить своим ученикам любовь к прикладному искусству, никто, ну не считая одного-двух человек, этим серьёзно не увлёкся!


Но разве таланты рождаются партиями? Их нужно искать, словно драгоценные камушки, находить, пестовать и лелеять, а потом гордиться ими.


– Такие ученики, как Андрей Прокофьев, исключительны, а встречи с ними редки, – считает его бывший учитель, Василий Николаевич Кодолов. – Помню Андрея рослым мальчишкой с большими глазами и не по возрасту развитыми ладонями. До этого времени он занимался резьбой по дереву в кружке при школе-интернате. Три года учёбы в Поназырёвском СПТУ-16 на отделении художественной резьбы по дереву, овладение мастерством резчика и азами изобразительного искусства создали стартовую площадку для продолжения совершенствования собственного мастерства, становления художника!


Когда Андрей Игоревич уже учился в Суздальском художественно-реставрационном училище на отделении реставрации архитектурного металла, узнал от отца, учителя, журналиста, краеведа, что в их роду были известные на всю область кузнецы, лепщики, мастера – золотые руки! Вот от них-то и унаследовал молодой кузнец и резчик любовь к металлу и дереву. Двум, казалось бы, исключающим друг друга, совершенно несовместимым материалам. А Прокофьев не только сумел их совместить, но и добиться в своих произведениях уникального эффекта – целостности и единения. Как, например, в композиции с символичным названием «Жизнь». На панно изображены мужчина и женщина. Тёплые округлые формы дерева – это женское начало. А линии плечей и рук мужчины, бережно держащего в своих объятиях подругу, словно защищая её от всех невзгод, выполнены из металла…


– Дерево – это увлечение, – рассказывает Андрей Игоревич, – основная работа моя – ковка. Как приходят идеи? Спонтанно. Бывает, над какой-то работой очень долго трудишься. А вообще, одну заканчиваю, другая в процессе, а третья – в проекте!


– А что повезёте на выставку в Москву?


– Работ пять, что можно на себе увезти! Наверное «Троицу», «Светлый образ», «Дракошу и Всадника»… Пока не решил.


– А панно в народном стиле из серии «Пословицы и поговорки»? Оно напоминает русский лубок. Почему именно пословицы?


– А вы послушайте: «Без мужа, что без головы, без жены, что без ума!», «Добрая жена да жирные щи, другого добра не ищи»! Разве не правда?!


– Мне никогда не приходилось видеть такие панно, как у вас – на них отдельные деревянные детали могут быть соединены обычной пеньковой верёвкой?


– Я с детства любил что-нибудь конструировать. А это моя находка! Также с изделиями из металла. Сварка намного легче, а я нет – клёпочки поставлю. Всё по технологии. Поэтому и обращают внимание на мои работы. Все сейчас деньги зарабатывают, а я вот такой неправильный – меня деньги не интересуют. Приходится платить «за удовольствие»! А главное, я никогда не буду опускаться до уровня ремесленника, чтобы зарабатывать на хлеб. Хочу остаться художником!

Северный край

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе