Культурно-символические ресурсы города

Ассоциация менеджеров культуры (АМК) в партнерстве с Ярославской областной научной универсальной библиотекой и Региональным агентством творческих инициатив (Ярославль).

Ассоциация менеджеров культуры – профессиональная культурная сеть, объединяющая экспертов, консультантов и менеджеров социокультурных проектов из разных регионов России. Профессиональные дискуссии АМК основаны на реальном проектом опыте. Мы представляем и обсуждаем инновационные практики уже отмеченные экспертным сообществом как наиболее успешные и значимые в сфере культуры.

Организаторы

Ассоциация менеджеров культуры (АМК) в партнерстве с Ярославской областной научной универсальной библиотекой и Региональным агентством творческих инициатив (Ярославль).

Ассоциация менеджеров культуры – профессиональная культурная сеть, объединяющая экспертов, консультантов и менеджеров социокультурных проектов из разных регионов России. Профессиональные дискуссии АМК основаны на реальном проектом опыте. Мы представляем и обсуждаем инновационные практики уже отмеченные экспертным сообществом как наиболее успешные и значимые в сфере культуры.

I. Презентационная часть.


Игорь Сорокин. Проект «Музейная долина» и другие проекты Дома-музея П.Кузнецова, Саратов.
Проектная группа не случайно назвала свой проект «Музейная Долина», зарифмовав его таким образом с Силиконовой долиной и золотыми долинами Клондайка – где действуют первопроходцы и новаторы. Мы считаем, что пространство любого города таит в себе несметные культурно-символические сокровища. Вопрос в том, как заставить их работать на благо развития территории? Можно ли современными средствами, опираясь на инновационные управленческие, социальные и арт-технологии изменить что-то к лучшему, как в облике территории, так и в сознании людей? Проекты, направленные на эту проблему, достаточно успешно реализуются в столицах и иных городах, где культура рассматривается как необходимый ресурс социального развития и улучшения качества жизни. А если это не столичный город, а если усложнить задачу и взять не центральный благополучный район, а так называемое городское дно, до которого никак не доходят руки городских властей. Поэтому мы сформулировали миссию проекта как: Капитализация жителями символического сокровища города через культурное освоение жизненной среды.

Екатерина Ойнас. Проект «Знаковый ландшафт: чувственный город», Кострома.
Проект направлен на формирование альтернативного существующему, нового образа города Костромы, основанного на эмоциональном чувственном восприятии горожанами определенных городских мест. Основной метод картирования городского пространства – это экспертные интервью, выставка, дискуссионные форматы и творческие акции.
Итогом изучения городской среды становится карта не знаков-объектов (памятники, природные ландшафты, городская застройка и т.д.), а знаков-«отображений», фиксирующих эмоциональное личное восприятие горожан своего постоянного места обитания. Знаковый ландшафт в нашем понимании воссоздает «субъективный» чувственный облик городской среды, указывающий на пустоты, проблемные зоны (дефициты) и места, «расцвеченные» личными переживаниями и отношениями горожан (культурные ресурсы/запасы). Такое вскрытое восприятия города становиться культурной платформой для конструирования развивающегося управляемого городского бренда.
Результаты исследования обобщены и представлены на специальной выставке-акции, в буклете и в рамках публичной кампании по проблемному обсуждению итогов с участием городской и региональной общественности.

3-й Международный Фестиваль видеоарта на экранах наружного видео «OutVideo_2006»
Москва, Санкт-Петербург, Волгоград, Воронеж, ,Екатеринбург, Калининград, Краснодар, Пермь, Ростов-на-Дону, Рязань, Самара, Сочи, Сургут, Уфа, Ярославль
Девиз фестиваля «Смотри!»
С 5 июня по 5 июля в третий раз пройдет не имеющий аналогов в мире фестиваль 30 секундных  видеоработ. В течении двух лет фестиваль проходил в Екатеринбурге на сети экранов наружного видео. Успех фестиваля и международный резонанс позволили проекту обрести нового стратегического партнера – компанию «City Vision», благодаря поддержке которой, фестиваль 2006 года развернется по городам России, открывая новый масштаб интеграции современного искусства в стране.
В течение месяца на сети экранов наружного видео компании «City Vision» будет показываться видеоискусство современных художников со всего мира. Работы будут транслироваться ежедневно на всей сети экранов (адреса будут вывешены на сайте фестиваля). Дневная программа будет демонстрироваться в течение месяца непосредственно в рекламных блоках, - каждый день новая работа, интервал показов 5 минут. Одновременно с трансляцией на экранах,  работы можно будет просматривать на сайте фестиваля -  www.artpolitika.ru. Дневная программа формируется на основе открытого конкурса и решения международного жюри.

Проект "Сказки о клинской земле" - победитель областного конкурса "Культура - Подмосковью". Заявитель проекта - Центральная детская библиотека им.А.П.Гайдара г. Клина Московской области.
Проект родился как одно из направлений краеведческой работы библиотеки и решает задачи вовлечения детей в творческий процесс создания иллюстрированной книги сказок о крае для детей. Также в рамках проекта были созданы аудио версии сказок для слепых и слабовидящих детей. Кроме того, по сюжетам сочиненных сказок будут созданы мультфильмы совместно с ОАО "Елочка", которое изготавливает елочные игрушки специально для фильма.  Управление образования Клинского района на основе сюжетов сказок разработало экспериментальную программу для дошкольников и младших школьников по курсу краеведения.
Работа над проектом  - по словам его руководителя Ирины Викторовны Овчинниковой, - пользуется постоянным интересом в городе и вниманием средств массовой информации.

Наталья Никитина, Наталья Попова. Проект «Парк на один день», Воскресенск, Московской области.
Ближнее Подмосковье… небольшой городок… приветливые люди… старый, заброшенный усадебный парк с тенистыми прудами в самом центре города… Это могло бы быть более чем романтично, если бы не один печальный факт – усадьба почти разрушена, а её уникальный парк пропадает на глазах. Речь идет об усадьбе Кривякино (в ранних упоминаниях «Красное сельцо») в г. Воскресенске, славившейся своей первозданной красотой, регулярным парком и владельцами. В настоящее время парк представляет собой «белый лист» - старое разрушено, а новое ещё не создано. Администрация города имеет серьезное намерение привести парк в порядок и наполнить его культурным предложением по образцу типовых парков «культуры и отдыха», не используя уникальный ресурс культурного наследия – парк является памятником садово-паркового искусства 18-го века федерального значения.
Проект представляет собой публичную акцию «Парк на один день». На основе историко-архивных изысканий, посредством возведения арт-объектов на существующем в настоящее время уникальном ландшафте парка усадьбы «Кривякино» воссоздан образ регулярного парка 18-го века. В результате осуществления проекта получен уникальный продукт: образ, существующий короткое время, не требующий значительных материальных затрат, но обладающий силой эмоционального воздействия, сравнимой с оригиналом, способный стать началом изменения взглядов и позиций общественности в отношении к городу и его историческому наследию.
Структурно проект разделен на 2 активные фазы: культурная акция-презентация и разработка и продвижение инвестиционных пакетов. При этом первая фаза носит презентационный и PR характер, а вторая направлена на практическое участие бизнеса и власти в решении судьбы парка.

Николай Прянишников. Проекты "Преображение" и "Евпраксия".

Ежегодный фестиваль "Преображение" в Ярославле
Уникальность этого события заключается в объединении двух древнейших русских музыкальных традиций - хорового пения и искусства колокольных звонов. Главная площадка фестиваля - Спасо-Преображенский монастырь (сейчас на его территории располагается Ярославский музей-заповедник), здесь проходят основные концерты и встречи. Главный день фестиваля - 19 августа, день Преображения Господня - престольный праздник Спасо-Преображенского монастыря. В честь этого церковного праздника 10 лет назад фестиваль и получил свое название.
Проект «Евпраксия»
Приближаясь к 1000-летию города Ярославля, Музей истории города предлагает мегапроект "Ярославль - купеческая столица Верхнего Поволжья". Цель проекта - показать роль купечества в социально - экономическом развитии города на протяжении нескольких столетий. С 15 декабря по 15 марта в музее работала первая выставка мегапроекта "Евпраксия", посвященная личности Е.Г. Оловянишниковой, почетной гражданки г. Ярославля. Торгово - промышленное товарищество, возглавляемое Е.Г. Оловянишниковой, являлось "поставщиком Двора Их Императорских Величеств". Продукция фирмы удостаивалась самых высоких наград на международных выставках и соперничала с продукцией всемирно известной фирмы Фаберже.

II. Игровая часть (лабораторное занятие).
Цель – первичная инвентаризация культурно-символических запасов города Ярославля.
Игру провели Н.Е.Прянишников и Е.В.Ойнас.

Все участники были поделены на 5 групп. Каждой группе необходимо было на карте Ярославля отметить 5 главных ключевых зон (точек роста, знаковых мест) на территории города и аргументировать свой выбор. Точки отбирались в соответствии с несколькими сценариями развития города:
1.    Ярославль – город развлечений.
2.    Ярославль – город труда.
3.    Ярославль – город истории.
4.    Ярославль – город будущего.
5.    Ярославль – город творчества.

После 20-минутной групповой работы, были представлены 5 карт города. В процессе докладов, участники группы отмечали цветными стикерами свои ключевые места на единой для всех групп карте Ярославля. В результате в конце работы получилась карта города с цветной разметкой, соответствующей различным сценариям развития города.

За сценариями закреплялись «комментаторы», которые должны были с определенной позиции, исходя из своей роли, критически отнестись к версиям групп, внести свои замечания и дополнения, обозначив проблематику в картировании города. Были выделены следующие роли для каждого из сценариев:
1.    Ученый для сценария «Ярославль – город развлечений».
2.    Бизнесмен для сценария «Ярославль – город творчества».
3.    Студент для сценария «Ярославль – город труда».
4.    Чиновник для сценария «Ярославль – город истории».
5.    Художник для сценария «Ярославль – город будущего».
Роли распределялись таким образом, чтобы сценарии соответствовали их нетипичным интересам, тем самым, расширяя поле для комментариев за счет пересечения различных логик в оценке потенциала городской среды. В качестве комментаторов выступали региональные эксперты (Александ Прохоров, искусствовед Ирина Реховских, Дмитрий Полознев и др.)

Общие выводы:
1.    Символическое пространство Ярославля заключено не только в центральной части города, но и на его окраинах. Оно рассредоточено, что позволяет развивать разные культурные продукты для различных городских сообществ.
2.    Для рассмотрения культурного пространства города необходимо иметь ввиду интересы, привычки, образы жизни всех городских групп. В этом смысле классификация этих групп может быть не только традиционной социально-демографической, но и учитывать специфику отдыха, работы, вкусовых предпочтений и т.д. горожан.
3.    Культура – не только там, где стоит театр, дом культуры или музей, где есть один вход и билет, но и в городских парках, дворах домов, улицах, набережных. Эти городские места имеют свои традиции, свою аудиторию, а, значит, требуют своего специального подхода,

Участники практикума договорились, что продолжение темы о культурно-символических ресурсах Ярославля состоится на Оловянишниковых чтениях в августе 2006 года. Или уже сейчас можно продолжать тему на портале Ярославля "Культурная эволюция">>

Благодарим за организацию практикума АМК в Ярославле членов Ассоциации - Дмитрия Полознева, директора Ярославской областной научной библиотеки и Владимира Захарова, консультант Регионального агетства творческих инициатив, а также всех, кто участвовал в дискуссии.

Екатерина Ойнас,
координатор проектов АМК
адрес статьи
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе