Культурные события 2014 года

О чем больше всего писали российские СМИ в уходящем году

Статистика подтвердила старую истину из учебника по рекламному бизнесу для начинающих. Скандал – лучшая реклама. «Бородатая женщина», как годом раньше Pussy Riot, вызвала бурление дискуссий, задев одну из самых любимых тем в спорах российских консерваторов и либералов. То, что нельзя пропагандировать детям. Кончита Вурст отодвинула на второй план даже дядюшку (он же золотая статуэтка) «Оскара» и церемонии вручения других престижных премий, как за рубежом, так и в России. 

В самом деле, что интереснее обсуждать – глубину морального разложения Европы или кинокартину «12 лет рабства»? Да что там лучший фильм года по версии американской киноакадемии, если бородатой женщине уступили даже «Левиафан» Звягинцева и «Солнечный удар» Михалкова?*

Особняком в рейтинге культурных событий стоят три мэтра, покинувших этот мир в 2014 году. Все трое были на пике популярности в одну эпоху. Роман Габриэля Гарсиа Маркеса «Сто лет одиночества» в переводе Бутыриной и Столбова. Легендарная Таганка Юрия Любимова. Донатас Банионис – самый стильный «иностранец» советского кинематографа. Кто, не подглядев в Google, вспомнит название песни Кончиты Вурст? А ведь судя по цифрам рейтинга, эта песенка стоит трех Гамлетов Высоцкого и четырех столетий одиночества.

1

Фото: Yves Herman/Files, Reuters

10 мая. Победа Кончиты Вурст на конкурсе «Евровидение» в Дании

В Копенгагене победой Кончиты Вурст из Австрии завершился финал международного конкурса песни «Евровидение». Россия, которую представляли победительницы детского «Евровидения-2006» сестры Анастасия и Мария Толмачевы, заняла седьмое место.

2


Фото: Reuters

3 марта. Вручение премии «Оскар»

86-я церемония «Оскара» продемонстрировала идеально отлаженный механизм награждения заранее известных победителей, которому уже вряд ли что-то может вернуть давно утраченную увлекательность. Единственное развлечение зрителя в этой ситуации — подсчет номинаций: сколько было до церемонии и сколько статуэток удалось обналичить в итоге. В этом смысле «неудачным» фильмом может считаться почти проигнорированная киноакадемиками «Афера по-американски» Дэвида О.Расселла, лидировавшая по числу номинаций вместе с «Гравитацией» — у обеих картин их было по 10, на одну больше, чем у «12 лет рабства», оказавшихся менее результативными количественно (три «Оскара»), зато в очередной раз подтвердивших репутацию киноакадемии как серьезного заведения, руководствующегося в своем выборе прежде всего социально-политической значимостью.

3


Фото: AP

12 января. Вручение премии «Золотой глобус»

На торжественной церемонии, состоявшейся в Лос-Анджелесе, были объявлены имена лауреатов премии «Золотой глобус». Лучшей драмой признан фильм режиссера Стива Маккуина «12 лет рабства». Победа этой картины во многом обусловлена актуальностью темы, затронутой режиссером, считали эксперты и пророчили фильму дальнейший успех.

4


Фото: Reuters

26 января. Вручение премии «Грэмми»

Церемония вручения премии Grammy в этом году была поставлена на широкую ногу, а выбор Американской академии звукозаписи временами вызывал у критиков приятное удивление. Например, в случае с юной новозеландской певицей Лорд, урожденной Эллой Марией Лани Йелич-О'Коннор. 17-летняя автор и исполнительница получила Grammy за «Лучшее сольное поп-исполнение» и «Лучшую песню года» — дебютную «Royals». В этом году Grammy получил и российский музыкант. Родившийся в Саратове Антон Заславский был награжден за песню «Clarity» в номинации «Лучшая танцевальная запись».

5


Фото: Анатолий Жданов, Коммерсантъ

5 октября. Смерть основателя Театра на Таганке Юрия Любимова

Актер и режиссер Юрий Любимов прожил почти век и подарил нам один из лучших русских театров ХХ столетия: Театр на Таганке. У миллионов зрителей, не забывавших режиссера даже во времена его изгнания, был свой Любимов и собственная любимовская история.

6


Фото: Reuters

17 апреля. Смерть писателя Габриэля Гарсиа Маркеса

Маркес очень долго болел. Еще в 1999 году все решили, что дни его сочтены — тогда врачи поставили великому колумбийцу диагноз «лимфома». Он и сам решил примерно так же — на всякий случай решил все отведенное ему время посвятить написанию мемуаров, ради которых почти полностью прекратил все свое общение не только с внешним миром, но и с близкими.

7


Фото: Ирина Бужор, Коммерсантъ

9 октября. Премьера фильма «Солнечный удар» Никиты Михалкова

«Солнечный удар» Никиты Михалкова снят по одноименному рассказу Ивана Бунина, а также отчасти представляет собой если не экранизацию бунинских же «Окаянных дней», то кинематографический отпечаток того брезгливого ужаса, который испытывал аристократический писатель перед «грядущим хамом».

8


Фото: Петр Кассин, Коммерсантъ

18 апреля. Вручение наград «Золотая маска»

Решения жюри в этом году были, так скажем, столь же странны в частностях и столь же обыденны в совокупности, как и решения экспертного совета. Судьи, возглавляемые мудрым Адольфом Шапиро, словно ответили экспертам по принципу «каков вопрос — таков ответ». Поэтому и метод распределения, и фактический итог можно назвать рутинными.

9


Фото: Михаил Гутерман, Коммерсантъ

4 сентября. Смерть актера Донатаса Баниониса

В возрасте 90 лет умер литовский актер и режиссер Донатас Банионис, известный своими ролями в фильмах «Солярис», «Никто не хотел умирать», «Берегись автомобиля». Известно, что в последнее время актер болел, у него были проблемы с сердцем.

10


Фото: Олег Никишин, Коммерсантъ

25 мая. Победа фильма «Левиафан» в Каннах в номинации «Лучший сценарий»

Фильм не лишен проблем, обычно сопутствующих большому стилю,— тем более в такой эклектичной и молодой культуре, как русская. «Левиафан» имеет больше общего с романами Достоевского или даже Сорокина, чем с «правильными шедеврами». Перепады от гротеска к трагедии, от драмы к притче контрастируют с четко просчитанным жанровым и стилевым заданием в подавляющем большинстве фильмов каннского конкурса; но именно это поднимает работу Звягинцева высоко над его уровнем, делая одним из трех китов, на которых держится программа.

*События ранжированы по их упоминаемости в центральных российских СМИ (выраженное в процентах отношение количества материалов, освещавших событие, к общему количеству материалов за выбранный период). Отчетный период включает день события и четыре недели после него (за исключением событий, происшедших в конце ноября - декабре). Замеры проводились по ресурсам электронной библиотеки информагентства Integrum (более 4 тыс. источников, в том числе центральная пресса, информагентства, теле- и радиокомпании).

Информационный центр ИД «Ъ», Алексей Алексеев

Коммерсантъ

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе