Лишь бы не втыкали палки в колеса

Виктор Тырышкин - известный московский предприниматель, спонсирующий возведение Успенского собора. Он в нашем областном центре гость теперь частый, периодически приезжает, чтобы посмотреть, как идет работа на строительной площадке, и обсудить возникающие в связи с этим проблемы. 

Наш корреспондент встретился с Виктором Тырышкиным. 

СТРОИТЕЛЬСТВО Успенского собора в Ярославле до сих пор вызывает много споров и разногласий. Еще с момента проведения конкурса на проект собора некоторые местные и столичные специалисты - археологи, историки, архитекторы, реставраторы, а также представители общественности выражали протест по поводу возведения храма. А когда начались строительные работы, научные сотрудники из Рос-охранкультуры и ВООПИК выступали против того, чтобы на месте утраченного собора поставить новый, причем гораздо больших объемов. И согласование на его строительство было получено лишь частично, при условии максимального соответствия храма облику утраченного Успенского собора. 



Сегодня работы на строительной площадке идут полным ходом. Собор высотой 53 метра уже хорошо просматривается со всех сторон. Но из-за финансового кризиса темпы строительства снижены, и завершить работы к тысячелетию, скорее всего, не удастся. На более поздний срок теперь планируется и возведение колокольни. 

- Виктор Иванович, скажите, пожалуйста, насколько серьезно мешает кризис строительству собора. 

- Я бы не сказал, что в связи с кризисом случились какие-то очень серьезные проблемы. Строительная корпорация «ВИТ» работает в нормальном режиме, по большому счету ничего не изменилось. Все зависит от того, как относиться к этому кризису. Думаю, не стоит нагнетать обстановку. А что касается храма - на все воля Божия. Хорошо, что у нас есть единомышленники и многие понимают важность происходящего. Возведение Успенского собора - очень значимое событие для Ярославля. 

- Хотелось бы узнать вашу позицию по поводу проекта храма. Как вы относитесь к тем спорам и недовольствам, которые возникают до сих пор? 

- На самом деле ничего ужасного не происходит. В течение двух лет в Ярославле шло обсуждение: каким быть собору? Насколько мне известно, подавляющее большинство жителей высказались за его строительство. Причем голосовали именно за тот проект, который мы сейчас реализуем. Обсуждение проекта было публичным, голосование - всенародным. Поэтому я не вижу причин для недовольства. Ярославцы сами сделали свой выбор. И я не понимаю возмущения по поводу высоты собора. Он вовсе не портит градостроительную композицию и отлично вписывается в окружающую обстановку. А по большому счету ни один храм еще не испортил и никогда не испортит вид города. 

- Вас совсем не пугают трудности? 

- А кто сказал, что строить храмы легко? Очень сложно. Легко строить рестораны и торговые центры. А возводить храм трудно, это непременно вызывает негативную реакцию и противодействие определенных групп людей. Но бояться такой реакции не нужно. С молитвой и Божией помощью все у нас получится. 

- А от кого сегодня зависит получение согласования на строительство собора? Мне кажется, ситуация мучительно затянулась. Как скоро будет разрублен этот гордиев узел? 

- Не так давно мы провели экспертизу проекта. Кроме того, по настоянию общественности была проведена и независимая экспертиза: нам сделали одно замечание, но никаких грубых нарушений не отмечено. Все недостатки устранены, проектная документация приведена в соответствие. Сейчас многое зависит не только от реакции столичных чиновников, но и от поддержки местных властей. Вы знаете, что на протяжении двух лет на территории будущего строительства собора велись археологические раскопки. Каждый найденный экспонат, каждый булыжник, представляющий научную ценность, был пронумерован и отправлен на экспертизу и в музеи. Фактически эта территория теперь не является охранной зоной. 

- Уточните, пожалуйста, когда по срокам планируется завершение строительства собора. 

- Никаких четких сроков нет. Скажите мне: кто эти сроки устанавливал? Если мы хотим видеть собор к тысячелетию, то должны, во-первых, за это молиться, а во-вторых, поддерживать друг друга в наших устремлениях. Не устраивать травлю, а именно поддерживать! А если говорить о себе лично, то я сделаю все возможное, чтобы собор был. Но когда он будет окончательно готов - сказать трудно. У Господа нет понятия сроков, в его распоряжении вечность. Это у человека есть маленький кусочек жизни, который он должен потратить разумно. Мы приложим все усилия для того, чтобы завершить начатое дело. А на Пасху в соборе пройдет праздничная служба. 

- Какие конкретно работы сейчас ведутся в соборе? 

- Пока у нас нет электричества и не решен до конца вопрос с установкой подстанции, от которой будет питаться храм. Не проведены и все необходимые коммуникации. Сейчас заканчивается оштукатуривание подземной части и бетонирование собора - эту работу ведет ярославская бригада. Сейчас на возведении собора задействованы около ста человек. 

- Уже известно, кто будет расписывать наш храм? 

- Мысли на этот счет имеются. Но пока буду держать их в секрете. Всему свое время. Но в конечном итоге Успенский собор должен быть не менее замечательным, чем храм Христа Спасителя в Москве. Лишь бы никто не втыкал палки в колеса. 

Золотое кольцо


Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе