22 апреля 2010 ● Константин Мильчин
Владимиру Войновичу удалось почти одновременно сделать две несовместимые друг с другом карьеры: успешного советского писателя и влиятельного диссидента-эмигранта. В 1960-м он написал стихи «Заправлены в планшеты космические карты…», Оскар Фельцман положил их на музыку, и песню «Четырнадцать минут до старта» сразу запела вся страна. В 1962-м его приняли в Союз писателей СССР, у него было все: квартира, публикации, признание, привилегии, деньги, поездки в санатории. А он вдруг принялся подписывать письма в защиту диссидентов, сочинил роман-анекдот про солдата Ивана Чонкина, да еще и опубликовал его за границей. Естественно, его выгнали из Союза писателей. За ним следили, его пытались отравить, в конце концов недвусмысленно предложили уехать из СССР. В 1980 году Войнович уехал в ФРГ. Он путешествовал по миру, написал одну из главных антиутопий ХХ века — «Москва 2042» и много чего еще. При этом автора и его героев, включая персонажей вышедшего в этом году мемуарного романа «Автопортрет», всегда объединяла глубоко коренящаяся в их душах советскость, против которой Войнович всегда боролся — и в себе, и в советских людях, и в диссидентах, и в демократах 90-х