Названы самые исполняемые композиторы 2012 года

Наиболее популярным среди ныне живущих творцов оказался эстонец Арво Пярт Интернет-портал Bachtrack, ведущий относительно полную статистику концертов классической музыки на Западе, опубликовал традиционный рейтинг самых активных участников мирового музыкального процесса. В списке наиболее часто исполняемых композиторов первую строчку неизменно удерживает Бетховен, вторую — Моцарт. Растет популярность Чайковского: с 2010-го он ежегодно поднимается в рейтинге на один пункт, добравшись в 2012-м до шестого места.
А вот самым популярным из ныне живущих композиторов оказался эстонец Арво Пярт, в 1979 году эмигрировавший из СССР. У Пярта — 54-е место, что тоже почетно, поскольку все предыдущие ушли представителям минувших эпох. В последние годы Пярт осуществил несколько громких премьер сочинений, посвященных Анне Политковской, а также Михаилу Ходорковскому и «всем остальным бесправным узникам в России».

Председатель Союза композиторов России Владислав Казенин считает лидерство Пярта абсолютно справедливым.

— Он очень активно пишущий композитор, обладающий особым стилем и отношением к культуре. У него феноменальные хоровые сочинения, — сказал Казенин «Известиям».

На вопрос, связана ли популярность Пярта с относительной простотой его музыкального языка, г-н Казенин ответил, что «Моцарт тоже прост, но гениален».

Кроме Пярта в топ-100 композиторов попали лишь двое ныне живущих авторов — Эрик Уайтакер и Джон Адамс, оба американцы. Ни одной женщине — как из прошлого, так и из настоящего — войти в сотню не удалось.

Bachtrack назвал и самых востребованных дирижеров года. Статистика выступлений учитывает только симфонические концерты, и то не все, поэтому наиболее трудолюбивым маэстро оказался шеф нью-йоркских филармоников Алан Гилберт (80 вечеров), а Валерий Гергиев, традиционно считающийся лидером, занял лишь седьмое место (55).

На одну ступень Валерия Абисаловича обошел 70-летний Даниэль Баренбойм, давший 56 симфонических концертов, помимо 49 оперных и 15 фортепианных.

«Кроме Гергиева, он единственный классический музыкант, который притягивает внимание всей планеты и может говорить с мировыми лидерами с глазу на глаз», — комментирует британский журналист Норман Лебрехт.

В действительности времени на болтовню с мировыми лидерами у Гергиева куда меньше, чем у Баренбойма. Пресс-секретарь Мариинского театра Оксана Токранова сообщила «Известиям», что только в России Гергиев дает около 240 спектаклей и концертов в год. По другим данным, общее число его выступлений в пределах земного шара колеблется между 300 и 400 ежегодно. Так что осетинский маэстро остается главным «рабом на галерах» не только российской, но и мировой музыки.
 Известия
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе