Нормальные люди: Юлия Кривцова и Сергей Кремнев

Организаторы фестиваля «Архитектура движения» в Ярославле о том, как превратить целый город в площадку для экспериментов

Сергей Кремнев и Юлия Кривцова — организаторы фестиваля в Ярославле
© Ярослав Неелов
Сергей Кремнев и Юлия Кривцова в 2006 году организовали в Ярославле региональное агентство творческих инициатив «Лифт». Среди проектов «Лифта» — городские фотокроссы, открытые лекции, фотовыставки, перформансы, воркшопы. Для своих активностей команда выбирает не выставочные помещения, а городскую среду: если фотовыставка — то на центральной улице, если перформанс — то на подземной — С чего началась ваша работа с культурным пространством Ярославля?

Сергей: Еще до регионального агентства мы с Юлей работали координаторами проектов в ярославском центре современного искусства «Арс-форум». Там мы проводили выставки, устраивали перформансы и кинопоказы. Для нас это была первая работа с пространством и действием.

Юлия: Нам захотелось вывернуть пространство наизнанку, чтобы люди, которые приходят в «Арс-форум», не понимали, где они. Так, мы провели выставку «Куда-когда», на которую нас вдохновила моя знакомая, занимающаяся мейл-артом. Мы собрали открытки, которые она отправляла своим друзьям в течение нескольких лет, завесили выставочный зал старыми почтовыми ящиками (удалось достать их на почтамте) и в каждый почтовый ящик положили открытки.

Сергей: С помощью выставки мы переосмысливаем значение почтового ящика, в последние годы превратившегося в место сбора рекламных проспектов, а не ценных новостей от друзей. Важно, что гости выставки могли на месте подписать почтовые открытки и опустить в специальный ящик.

О проекте

В рубрике «Нормальные люди» мы рассказываем о тех, чья деятельность делает нашу страну нормальной — открытой, дружелюбной, удобной для жизни. Выбор героев субъективен. Поэтому если вы считаете, что мы должны обязательно написать о ком-то, то просто предложите героя в комментариях к любой статье рубрики.

Юлия: Выставку критиковали все кому не лень. В уважаемой газете «Северный край», которую тогда читали многие, вышла разгромная рецензия. Основная мысль была вроде «ребята выставляют в зале грязные почтовые ящики, зачем все это надо?». Вскоре произошло расставание с «Арс-форумом». У нас не стало площади, что казалось мне катастрофой. Сережа тогда перевернул ситуацию, сказав, что, по сути, теперь у нас есть целый город.

Сергей: Я по образованию архитектор, Юля — кандидат искусствоведения, автор диссертации по перформансу. И нам обоим было интереснее работать с пространством городской среды, а не со стенами выставочного зала. Здорово ведь, когда, не покупая билета в музей, ты во время прогулки по городу встречаешь что-то интересное. И мы решили создавать это «интересное» для себя и горожан.
Юлия Кривцова: То, что мы делаем в Ярославле, — это живая материя, природа, которая в Европе уже невозможна: их система организации городских мероприятий продумана и устроена максимально точно


Юлия Кривцова: То, что мы делаем в Ярославле, — это живая материя, природа, которая в Европе уже невозможна: их система организации городских мероприятий продумана и устроена максимально точно
© Ярослав Неелов

— Как появилось региональное агентство творческих инициатив «Лифт»?

Юлия: Юридическое лицо НКО «РАТИ» нам отдал известный бизнес-консультант Владимир Захаров. Он придумал организацию, чтобы она генерировала культурные активности города и создала музей под открытым небом. Наша деятельность оказалась близка такой идее. Увидев это, Захаров подарил нам юрлицо. Теперь мы могли подавать заявки на гранты и принимать участие в международных проектах.

Ежегодный фестиваль «Архитектура движения» — самое масштабное из мероприятий «Лифта», а ключевые события фестиваля-2013 намечены на ближайшие выходные в Ярославле. В этот раз Кремнев и Кривцова предлагают горожанам пройтись с экскурсией по отдаленным районам города, посмотреть фильмы под открытым небом, поучаствовать в нескольких воркшопах и пикнике.

Сергей: Первыми проектами РАТИ стали городские фотокроссы (творческие соревнования для любителей фотографии) и регулярные кинопоказы. Мы сняли квартиру в центре города. В одной комнате жили, в другой — работали. Эта квартира была для нас большим экспериментом. Тогда я осознал: чтобы сделать галерею, необязательно иметь идеальные стены, световое оборудование и бабушку-билетера. Ты можешь сделать выставку в своей собственной квартире. Реализация идеи оказалась важнее соответствия стереотипам.

— Почему у вас появилась уверенность, что ваши проекты нужны городу?

Юлия: Никакой уверенности не было.

Сергей: Мы просто чувствовали, что проекты нужны нам. Когда провели первый фотокросс, у нас было чувство, что мы приводим город в движение.

Юлия: Мы создавали активность на пустом месте. У тебя нет денег, партнеров, спонсоров, но ты проводишь мероприятие. И вдруг вокруг тебя возникают прекрасные люди. Они необычно проводят день в городе и вместе с тобой заново его открывают.

В День города ты видишь все и сразу: мужчина тянет «КамАЗ» за канат, тут же девушки в сарафанах танцуют русские народные танцы. И ты ясно понимаешь, что на этот праздник жизни ты идти не хочешь

— Как возникла идея фестиваля «Архитектура движения»?

Юлия: Фестиваль родился из прогулок по городу. Мы все время бродили и обсуждали, что и как устроено в городе, почему. Нам было интересно прокладывать необычные маршруты и делиться ими с другими. Во время фестиваля «Архитектура движения» мы приглашаем людей на прогулки в те районы города, куда не принято ездить, если ты там не живешь.

Сергей: Для нас важно, что сейчас люди приходят на наши проекты не просто развлечься, а чтобы найти единомышленников, друзей и, возможно, партнеров для своих инициатив. Мы предлагаем новый формат мероприятий, на которых собирается несколько поколений, но все они имеют возможность видеть, слышать друг друга и общаться.

Юлия: Это важно, поскольку городские мероприятия не дают такой возможности, ведь они проходят по принципу: справа у нас площадка для молодежи, слева — для пенсионеров. Или, наоборот, в День города у нас работает 20 площадок, где ты видишь все и сразу: мужчина тянет «КамАЗ» за канат, тут же девушки в сарафанах танцуют русские народные танцы и мальчик играет на скрипке. И ты ясно понимаешь, что на этот праздник жизни ты идти не хочешь.

— Кто помогает вам в подготовке проектов?

Сергей: У нас есть список из 30 волонтеров. Все они пришли на первую встречу, заявили о желании помочь в подготовке фестиваля. Но когда я звоню с конкретной просьбой помочь завтра, ни один не может.

Юлия: Есть и обратная сторона: совершенно неожиданно и без всяких объявлений находятся нужные люди. Так, мы две недели вели с компанией переговоры, чтобы получить на фестиваль брендированные подушки. Никак не могли прийти к компромиссу. И тут мне звонит незнакомая девушка и предлагает пуфы для фестиваля!
Сергей Кремнев : В Европе люди яснее понимают, что город, в котором они живут, — это их город. А я вот живу в Ярославле и до сих пор не понимаю, чей это город? Мой ли он?


Сергей Кремнев : В Европе люди яснее понимают, что город, в котором они живут, — это их город. А я вот живу в Ярославле и до сих пор не понимаю, чей это город? Мой ли он?
© Ярослав Неелов

Сергей: Особым уровнем наших проектов мы обязаны волонтерам, приезжающим на фестиваль по программе Европейского волонтерского сервиса. Когда ты работаешь с людьми из разных стран в одном пространстве, говоришь с ними на разных языках, ты ощущаешь себя частью международной команды и иначе относишься к тому, что создаешь.

— Где вы нашли финансовую поддержку для своих проектов?

Юлия: Мы подавали документы во всевозможные грантовые программы, дошли до Фонда Форда. Получить постоянное финансирование под уставную деятельность НКО нам не удалось ни разу. Собирать бюджет под конкретные проекты оказалось проще. Мы работаем с государственными программами поддержки НКО и маркетинговыми партнерами. С последними стараемся выстраивать очень тонкие истории. Например, в областной библиотеке мы проводили выставку, посвященную Александру Македонскому. Звучит не слишком интересно. Как под это можно найти деньги? Мы обратились в спортивный магазин с предложением о размещении в выставочном пространстве самого лучшего горного велосипеда вкупе с рассказом о том, как на нем сегодня можно преодолеть горный хребет, покоренный в свое время Александром Македонским, — и получили финансовую поддержку.

Для государственных структур наш фестиваль — некий динозавр, с которым непонятно как дружить

Сергей: Когда у нас родилась идея «Архитектуры движения», мы отправились по всем государственным кабинетам и на протяжении двух лет пытались объяснить, что мы делаем большой культурный городской проект, который может быть интересен министерству по туризму и городской администрации. Призывая к диалогу, мы просили в первую очередь не финансовую поддержку, а понимание, что мы делаем действительно важную для города вещь.

— Вам удалось добиться этого?

Юлия: Нет. До сих пор этого понимания нет.

Сергей: Для государственных структур фестиваль «Архитектура движения» — некий динозавр, с которым непонятно как дружить.

Юлия: Никто не понимал, что за фестиваль мы делаем. Театральный фестиваль — это понятно: спектакль в театре. Музыкальный фестиваль — тоже понятно: концерт в филармонии. Что такое фестиваль «Архитектура движение», оказалось не так очевидно.

Сергей: Тем временем мы стали замечать, что наши мероприятия посещают люди, работающие в госструктурах. Так мы познакомились с заместителем начальника управления культуры мэрии города Ярославля Александром Муравьевым, который пришел посмотреть на фотокросс. Юля приняла его за участника и предложила сдать получившиеся фотографии.
В ближайшие выходные в Ярославле пройдут ключевые мероприятия фестиваля «Архитектура движения»


В ближайшие выходные в Ярославле пройдут ключевые мероприятия фестиваля «Архитектура движения»
© Ярослав Неелов


— Какую финансовую поддержку от государства вам удалось получить на фестиваль?

Юлия: Мы подаем заявки на все субсидии и гранты, которые возможны. В целом в этом году на фестиваль мы получили четыре государственные субсидии — на 30 тыс., 70 тыс., 70 тыс. и 90 тыс. Если говорить о примерах, мы каждый год участвуем в конкурсе поддержки НКО, который проводит городской департамент культуры. За последние два года на фестиваль «Архитектура движения» мы получили по 70 тыс. руб. Мы уже прикладываем к заявке презентацию, фотоотчет, пресс-клипинг (в прошлом году в СМИ вышло 135 публикаций о фестивале). Я просто не понимаю, что нам еще сделать, чтобы получить более ощутимую поддержку. В конкурсе НКО мы соревнуемся с такими организациями, как музей «Музыка и время», Союз художников. Очевидно, что мы для департамента не в приоритете.

— Ваши проекты вдохновили горожан на свои начинания?

Юлия: Появляются люди, которые сначала активно включаются в наши проекты, затем создают свои. Так, одна девушка организовала летний лекторий в парках города, собирая на встречи по 30–50 человек. Другая девушка сейчас занимается организацией первого городского бегового клуба. В прошлом году в Ярославле стартовал фестиваль «Социальная революция», и первой темой стало социальное жилье: ребята искали ответ на вопрос, можно ли построить дом за 300 тыс. руб. В этом году на фестивале обсуждали вопрос благоустройства парков.

Акцию «Живое кольцо ЮНЕСКО» власть посчитала выступлением против точечной постройки, а меня вызывали в полицию для дачи разъяснений

Сергей: Конечно, за последние два года стало модным обсуждать вопросы переустройства города, проявлять гражданскую и политическую активность. Наши проекты стали звеньями большой цепи, благодаря которой люди понимают, что в городе есть пространство для реализации.

— Есть ли акции, проведение которых вам согласовать не удалось?

Юлия: Сейчас согласовывать проекты чуть проще, чем раньше: помогает репутация. Формулировка же «современное искусство» по-прежнему не работает и даже пугает.

Единственная акция, которую нам не согласовали, — «Живое кольцо ЮНЕСКО». Тогда, в 2009 году, приблизительно 2,5 тыс. человек должны были взяться за руки вокруг территории Ярославля, относящейся к зоне ЮНЕСКО. Цель акции была показать, где проходит зона ЮНЕСКО. Власть посчитала акцию провокацией, выступлением против точечной постройки или вроде того. Акцию нам не согласовали, а меня вызывали в полицию для дачи разъяснений.

В этом году мы впервые провели в Ярославле «Большой обед». За день до мероприятия начальник мэрии города написал мне в фейсбуке: «Я получил ваше письмо, мероприятия не будет». Оказалось, что если бы мы были, например, ЗАО «Соцпитание», то пожалуйста, а региональное агентство творческих инициатив проводить «Большой обед» не может. Я объясняла сначала с юмором: «Если бы вы знали, как я готовлю, вы были бы уверены, что никто не придет». Оказалось, что чиновнику не до шуток. Хорошо, что у нас в партнерах было кафе, от его имени и подали заявку, и мероприятие состоялось.

Сергей Кремнев и Юлия Кривцова
© Ярослав Неелов



— Можете сравнить отношение человека к городскому пространству в Европе и, например, в России?

Сергей: В Европе люди яснее понимают, что город, в котором они живут, — это их город. А я вот живу в Ярославле и до сих пор не понимаю, чей это город? Мой ли он?

Например, нашему сыну Марку уже три года, а у подъезда до сих пор нет пандуса для детской коляски. И я задаюсь вопросом: почему я, архитектор, до сих пор не мог сделать пандус? Возможно, в такие моменты о себе дают знать установки из детства, когда нам повторяли: не тронь, это не твое, и пр.

Юлия: Или ты останешься в бездействии, потому что боишься, что кто-то придет и окажется недоволен: «Какое твое право?» Ты все время сомневаешься, вправе ли ты проявить инициативу, и в итоге чтобы поставить лавочку во дворе, мы пишем письма депутату, хотя гораздо проще сделать все самим.

— Каковы ближайшие планы регионального агентства творческих инициатив?

Юлия: Мы мечтаем о своей площадке, которая могла бы стать центром современной культуры. Сейчас мы получили годовое госфинансирование (30 тыс. руб. в месяц) на проект Textil. В нашем распоряжении цех бывшей Ярославской большой мануфактуры. Там мы будем проводить мероприятия: концерты, выставки, перформансы, лекции, уик-энды уличной еды, фримаркеты. Надеемся, что Textil станет той площадкой, о которой мы мечтаем. А пока ищем инвесторов, спонсоров, партнеров и думаем, как оживить отопление, чтобы не замерзнуть здесь зимой.

Cергей: Еще нам интересно было бы запустить интерактивную карту городской активности, где каждый мог бы анонсировать свои начинания.

У нас нет проработанных механизмов, никому непонятно, что и как делать. Ты творец: ты приводишь город в движение, исходя из собственных ресурсов

— И все-таки почему вы не уехали в Европу, где под ваши проекты было бы проще найти финансирование и обратную связь со стороны горожан?

Сергей: В этом городе у нас есть те возможности, которых мы не получим ни в одном другом.

Юлия: То, что мы делаем в Ярославле, — это живая материя, природа, которая в Европе уже невозможна: их система организации городских мероприятий продумана и устроена максимально точно. У нас же нет проработанных механизмов, никому не понятно, что и как делать. И здесь ты творец: ты приводишь город в движение, исходя только из своих идей, сил и ресурсов.

Кроме того, за годы проведения фестивалей мы обросли важным для нас сообществом, появились люди, которые имеют для нас особую ценность, и мы не хотим растерять обретенные связи.

Сергей: Мы живем и творим в Ярославле, но путешествуем и участвуем в международных европейских проектах и стажировках. Такие поездки дают уверенность: то, что мы делаем в Ярославле, — это естественно и необходимо.
Московские новости
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе