О чём нам будут врать через 10 лет

Об эстетике, которую еще предстоит придумать.
Сейчас можно ностальгировать о чем угодно. Поп-культура предлагает неоновые 80-е, а паблики ВК — 2007-й. Государство без тормозов тарабанит по ушам советскими мантрами, а отдельные маргиналы пишут в соцсетях дореволюционным стилем.

Может сложиться страшное ощущение: мы так и не придумали новую реальность.

Но погодите. Пройдет лет 10-15, и нынешняя эпоха разольется рекой слезливых воспоминаний. Конечно, это нормально. 90-е для многих тоже казались печальной серостью, но ничего — нашли что извлечь, отретушировать и подать под саундтреки из “Брата”. Ностальгируем, вздыхаем и заказываем на “Авито” приставку “Денди”.

Фраза “Эх, вот это были времена” будет и про сегодня. Ничего в этом плохого нет. Только люди будут врать и недоговаривать. Но не из корысти, а просто, чтоб доказать в споре, почему 20-е годы — перманентное говнище. Поэтому давайте заранее поговорим о вещах, которые окажутся поводом мысленно нырнуть в 2018-й.



Свободный интернет и журналистика 

Тут хочется постучать по дереву и перекреститься. Вдруг действительно телегу закроют и нам придется общаться на корявых форумах через VPN. А всем относительно нормальным СМИ — арендовать офисы в Риге.

История же говорит другое: островок свободы нам дарят, чуть-чуть его забирают, и в целом жить можно. Но горячие новости держат всех в напряжении, заставляя думать, что все — привет, КНДР.

Поворотных маршрутов было много: от дела ЮКОСа и убийства Политковской до разгона старой “Ленты.ру”. Только трагические и просто неприятные события ничего не меняли. Зуд и ощущения пустоты проходили, и вместо них удивительным образом появлялась ностальгия. Целое поколение интеллигентов, например, скучает по олдовому НТВ, хотя оговорок о свободе того телевидения миллион.

Сейчас мы живем в период, когда каждый день то за репост посадят, то на какого-нибудь журналиста надавят. Но ничего — это забудется, и через 10 лет мы будем помнить о том, как бойкотировали депутата Слуцкого, обсуждали митинги, были молоды-бодры и вообще вот тогда журналистики и свободы хватало, а сейчас пишем отчеты Роскомнадзору.

К несчастью, такой спекулятивный подход к ностальгии ничего не меняет. А именно — все “украденные свободы” бьют по совершенно малой части народа. И нам в будущем продолжат затирать об уникальных журналистских коллективах, совершенно забывая, что так и не оторвали страну от Соловьева.



Реальная политика

“Выборы в 96-м — последние свободные!” — скажет вам какой-нибудь дед из Facebook. И придется плодить треды, доказывая, что, ну… совсем нет, постойте! Легко представить, что и нынешнее политболото покажется нам оазисом демократии.

Будут выходить откровенные интервью. Грудинин, как и Зюганов в 96-м, расскажет, что с подсчетом голосов намудили, и вообще он — легитимный вождь. А политтехнологи Собчак запустят байку, будто бы Путин, перед тем как поехать на инаугурацию, позвонил ей и сказал: “Ксюша, у России через шесть лет надежда только на тебя”. Но потом почему-то передумал.

НУ А НАВАЛЬНЫЙ ПРЕВРАТИТСЯ В ГЛАВНЫЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ МИФ. САМ ОН НЕ УСТАНЕТ РАССКАЗЫВАТЬ О ЕДВА СОРВАВШЕЙСЯ РЕВОЛЮЦИИ. ОППОЗИЦИЯ КАЖДЫЙ МАРТ БУДЕТ НЫТЬ НА ТЕМУ, ЧТО ВОТ НАДО БЫЛО ШКОЛЬНИКАМ ОСТАВАТЬСЯ НА УЛИЦАХ. И ВСЕ КРУГЛЫЕ СТОЛЫ СВЕДУТСЯ К ТЕМЕ, ЧТО 2017-2018 ГОДЫ БЫЛИ ПОВОРОТНОЙ ТОЧКОЙ И ПОСЛЕДНИМ ШАНСОМ ИЗМЕНИТЬ РОССИЮ.

Но добавляя “а если бы тогда” к политике, у нас точно нет шансов прийти к чему-то новому. Рефлексия по старым именам-событиям так прочно засела в нашем коде, что давайте хотя бы по этим незначительным бульканьям не будем скучать.



Культурный взрыв

Хороший тон — хвалить новую русскую культуру. Альбом Хаски или фильм Хлебникова. Главное увидеть нечто новое и провозгласить эстетический подъем. Но достаточно заглянуть в недавнее прошлое и оценить, как с нами остаются в основном мемы. 

Вот смотрите, что было такого интересного в культуре нулевых, по чему мы ностальгируем? Это старые составы “ВИА Гры”, ТВ-шоу “Слабое звено”, рэпер Гуф или песня “Сентябрь горит”? Сложно сказать, но почему-то в голову лезет все наивное и попсовое, от чего тогда приходилось плеваться. Сериал Lost и группа Linkin Park куда четче работали над масштабом духовного, чем все наши продюсеры.

Десятые получаются куда интереснее. Благодаря интернету. Но и тут мы опять возвращаемся к ностальгии. Ищем новую Земфиру и культивируем Егора Летова. Кто-то поклоняется “Зеленому слонику”. И без перерыва хватаемся за возможность бодаться с мейнстримным “Ой, на Западе все в сто раз круче делают”.

ПРОБЛЕМА В ТОМ, ЧТО ЧЕРЕЗ 10 ЛЕТ БОЛЬШИНСТВО НЫНЕШНЕГО МАТЕРИАЛА ПРОСТО ЗАБУДЕТСЯ. И МЫ СКОРЕЕ ВСПОМНИМ ДИАНУ ШУРЫГИНУ, А НЕ ГРЕЧКУ. НО ПРИ ЭТОМ СОХРАНИТСЯ МИФ О ПЛОДОВИТОЙ КУЛЬТУРЕ, С ОЧЕНЬ РАСПЛЫВЧАТЫМИ ПРИМЕРАМИ И ОДАМИ НЕ КУЛЬТУРЕ, А СВОЕЙ МОЛОДОСТИ.

Да, у нас останутся рецензии Долина и воспоминания жителей “Ионотеки”. На уровне “Было вот когда-то каефно”, но названия андер-ансамблей и уж тем более их песни станут гиковскими артефактами. 

“Афиша” будет ждать очередной фильм Звягинцева и продолжит искать нового Оксимирона. Пока в паблике “наши десятые” кто-то спросит “А вы помните группу “Грибы”?

Конечно, психология ностальгии такова, что в прошлом мы ищем то, чего не хватает сейчас. И тут только остается верить: Россия не поедет кукухой настолько, чтобы обожествить, к примеру, группу “Хлеб”. Но мы к этому идем. Просто подождите.

Автор
Дмитрий Проскурин
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе