Остатки искусства в русской деревне

Иван Билибин о сохранении народного творчества

Эту статью Иван Билибин опубликовал почти 110 лет назад после своего путешествия по русским северным губерниям. Мы публикуем ее в надежде на озарение чиновников из министерства культуры.

Трудно подвести итог тому, что творится сейчас с народным творчеством. Несомненно одно — оно падает и вымирает.

Надо ли его поддерживать или оставить, как старика, для которого уже наступила агония? Каждый народ переживает эпоху, когда массовое, инстинктивное творчество падает, вымирает и заменяется индивидуальным.


Может быть, этот перелом и происходит сейчас с Россией. Пускай так, но не надо забывать, что народное творчество, умирая, оставляет бесценное духовное завещание отдельным творцам: поступайте так-то и так-то. Сырой материал, багатейший и великолепнейший, достоин того, чтобы каждый русский исторический художник, художник-декоратор и орнаменталист, а равно и зодчий, всецело вникли в оставшееся наследство от старого времени и обращались к нему, как первоисточнику.


Этот первоисточник покажет многое, что было забыто или осталось в пренебрежении; и, слава Богу, к нему уже начинает обращаться множество молодых русских живописцев и архитекторов, работающих в русском стиле. Этот первоисточник убьет тот известный в публике до сих пор псевдо-русский стиль, когда, например, на обложках изданий рисовались разные бессмысленные полотенца, петушки, какие-то ковшики, тройки и балалайки, и все это в самом пошлом стиле, пропагандировавшемся многими известными в свое время иллюстраторами, еще теперь живыми и, к сожалению, пускающими иногда в свет свои произведения, одинаково бойко изображающие и северный полюс, и русскую деревню, и киргиза на верблюде.

Был я в прошлом году в городе Вологде. Есть там земский музей кустарных произведений. Вхожу. В небольшой комнате расставлены эти произведения. Но я... испугался и подумал, здоров ли я и не брежу ли. Мне показалось, что я попал в какой-то магазин для туристов в Люцерне или Интерлакене: на столах стояли резные из дерева серны, швейцарские горные козлы, разрезальные ножики, имеющие вместо ручки козью ножку, и тому подобные шедевры. Пораженный этим скудоумием направителей кустарного дела, я обратился к присутствовавшему в магазине молодому человеку за разъяснениями; спросил его, почему тут почти не представлены вологодские знаменитые кружева и другие вышивки и почему тут вся эта «Швейцария».

Юноша глубокомысленно ответил какою-то тирадой в таком роде, что народ надо отучать от не имеющих культурного смысла каких-то вологодских кружев, являющихся старым пережитком, и наоборот, надо приближать его к Западной Европе, что и делается, и при этом... распределяются кустарям тотемским и сольвычегодским образчики швейцарского производства. Я бы порекомендовал устроителям этого музея распределить всю губернию на такие районы: скажем, Тотьма «отжаривает» Швейцарию, уезд Сольвычегодский занимается выделкой бумажных вееров в самом испанском стиле с торреадорами и быками, а уезд Вельский вяжет неополитанские колпаки.

Бедный юноша! он, вероятно, не знал, как ценятся теми же иностранцами те же самые презренные вологодские кружева!

Пусть он вспомнит, что такие, вероятно, и по его мнению, культурные государства, как Италия, Германия, Франция и Англия, дорожат каждым камешком своего исторического прошлого, и это не мешает им итти вперед и неустанно прогрессировать, — что есть город Нюренберг, который весь поддерживается в старо-немецком стиле, и что культура заключается не в том, чтобы откинуть все национальное.

Журнал для всех, №10, 1904 г. — Санкт-Петербург, 1904

Иван Билибин

Кириллица

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе