13 августа 2010 ● Владимир Громковский
На прошлой неделе писал про сокращение госаппарата , ранее – про беду с оценкой знаний школьников и студентов в нашем Отечестве . Теперь сведу эти темы воедино, обращаясь к двум замечательным источникам мысли. Первый – статьи великого деятеля России М.Н. Каткова, неустанного борца за классическое образование. Второй – книга звезд американского управленческого консалтинга (Питерса и Уотермена? — возможно, что и других: книгу читал в 1980?х, от книжной полки нахожусь за сотни верст, в сети искомого не нашел).
Катков требовал ограничить курс классической гимназии греческим и латынью: он видел в богатейших древних языках целостной, всесторонний и завершенный в развитии предмет, в отличие от любой другой науки, включая математику. Предмет, который, если заниматься только им, за время пребывания в гимназии ученики способны освоить полностью и, главное, получить понятие о познании на всю его глубину. Что позднее позволит студенту и ученому предъявлять к себе требования по системности и глубине усвоения любых наук. Древние языки у Каткова — методологический образец для прочих отраслей позитивного знания (любая наука — всего лишь особый язык, сопоставление ее с языками человеческими глубоко верно). Идея Каткова великая и гениальная. (И в частности, давно пора отречься от плода предрассудка большевицкого уравнительства, единой политехнической школы, возвратившись к дореволюционному многообразию средних учебных заведений, по образцу Царскосельского лицея, классических гимназий, реальных училищ и т.п.