Павел Фокин: " Музей не аттракцион, а заповедник".

Интервью "Ревизора.ru" с заведующим московским музеем-квартирой Фёдора Достоевского.
Павел Фокин. 
Фото из личного архива.


На IX Международном конгрессе "Русская словесность в мировом культурном контексте. Классика и мы: к 200-летию со дня рождения Ф.М. Достоевского", проходившем в Подмосковье с 14 по 17 мая 2021 года, выступил Павел Фокин, заведующий московским музеем-квартирой писателя, с докладом "Затерянные и забытые воспоминания современников о Достоевском. По материалам собрания А.Г. Достоевской". Также Павел Евгеньевич говорил о масштабной реставрации столичного музейного объекта, связанного с именем писателя – Московского дома Достоевского. "Ревизор.ru" посвятил интервью с Павлом Фокиным этому вопросу и другим аспектам современного музейного дела.


Павел Евгеньевич, давайте начнем с парадокса последнего времени: московская квартира-музей Ф.М. Достоевского считается старейшим музеем писателя в мире, она существует более 90 лет, вместе с тем в публичном пространстве периодически встречается информация о создании нового Московского дома Достоевского. Как это понимать? Что именно происходит сейчас, и что за учреждение начнет работу в ноябре 2021 года?

Действительно, музей Достоевского в Москве был создан в 1928 году. Он открылся в здании флигеля бывшей Мариинской больницы для бедных, в котором находилась квартира штаб-лекаря Достоевского — отца писателя. Здесь прошли детство и отрочество великого романиста. Отсюда в возрасте 15 лет он уехал в Петербург. В одной из мемориальных комнат и был открыт музей. Позже, в 1956 году, когда весь мир отмечал 75-летие со дня смерти Достоевского, музею была выделена дополнительная площадь, и он развернул свою деятельность в пространстве первого этажа трёхэтажного здания. К 200-летию со дня рождения писателя было принято решение о передаче музею всего здания, то есть ещё двух этажей. Естественно, это стало стимулом для разработки новой структуры и концепции музея, который видится нам теперь не только как экспозиционное пространство, но как многофункциональный культурный центр с большим потенциалом различного рода активностей. Мы придумали ему название "Московский Дом Достоевского". Так что в какой-то степени это будет новый музей, но мы не намерены отказываться от своей истории, от своих традиций. Напротив, они станут основой нашей деятельности. Юридически мы остаёмся в прежнем статусе отдела Государственного музея истории российской литературы имени В.И. Даля, так что никаких новых учреждений в ноябре 2021 на улице Достоевского открываться не будет. 


Московский музей-квартира Достоевского.
Фото: goslitmuz.ru


На сайте музея указано: "С 16 декабря 2019 года Музей-квартира Ф. М. Достоевского закрывается для посетителей в связи с проведением ремонтно-реставрационных работ. Обновленный Московский дом Достоевского откроется в 2021 году к 200-летнему юбилею писателя". И тут же: "…помещение никогда не перестраивалось, стены, печи и перекрытия сохранились такими, какими они были при жизни писателя". Останется ли актуальным второе утверждение после текущей реставрации?

Безусловно. Работы ведёт высокопрофессиональный коллектив АО "Ренессанс-Реставрация", имеющий большой опыт восстановления исторических зданий. Они трепетно относятся ко всем историческим мелочам и деталям. Прежде, чем начались работы, было проведено тщательное обследование здания, изучена имеющаяся документация, архивы, свидетельства современников. Конечно, обветшавшие, а местами просто сгнившие за 200 лет детали конструкции (в первую очередь это касается перекрытий чердачного уровня) будут заменены. В целом же здание дошло до нашего времени в удовлетворительном состоянии. Умели строить наши предки!

Лично вы возглавляете отдел "музей-квартира Достоевского" с 2017 года. Что дали вам эти почти уже пять лет, чем помогли научной, изыскательской деятельности? Узнали ли что-то радикально новое о Достоевском?

Я занимаюсь исследованием творчества Достоевского с 1988 года, регулярно бываю на ежегодных конференциях в Петербурге и Старой Руссе, участвую в симпозиумах Международного общества Достоевского, поэтому работа в музее (а я в отделе с 2013 года) стала органическим продолжением моей научной деятельности. Естественно, пребывание в этих стенах помогло мне глубже осознать — я бы даже сказал пережить — роль Москвы в жизни Достоевского, её значение в формировании его личности. Сегодня для меня совершенно очевидно, что Москва — важнейший фактор биографии Достоевского, без учёта которого невозможно понять многие особенности его мировоззрения и судьбы. Благодаря такой "коррекции зрения" я стал отчётливее видеть многочисленные следы московского детства в романах Достоевского, и это меня чрезвычайно увлекает.


Интерьер Московского музея-квартиры Достоевского.
Фото: goslitmuz.ru


На прошедшем в мае Конгрессе Достоевского несколько раз прозвучали высказывания о катастрофе в музее Достоевского в Даровом под Зарайском. Можете ли прокомментировать тамошнюю ситуацию?

Я бы  не стал её драматизировать. Прежде всего, хочу сказать, что впервые за многие десятилетия вопросом мемориализации усадьбы Достоевских в Даровом занялись профессионалы. До недавнего времени усадьба была в запущенном состоянии. За  прошедшие годы накопилось большое количество проблем, которые невозможно решить за раз. Руководство музея-заповедника "Зарайский кремль", в состав которого входит Даровое, последовательно их "разгребает", с учётом всех возможностей и обстоятельств. Многие вопросы решаются очень медленно в силу существующих регламентов их решения. Даровое не находится в каком-то волшебном тридевятом царстве, в котором действуют сказочные законы, оно — часть нашей современной жизни, опутанное бесчисленным количеством юридических, хозяйственных, имущественных и прочих отношений. Там, между прочим, живут живые люди, со своими интересами, и не всем по нраву соседство с классиком. Музейная деятельность по воссозданию усадьбы только начинается и будет длиться десятилетиями. Надо это хорошо понимать и не впадать в алармизм.


Домик Достоевских в Даровом.
Фото Е. Сафроновой. 


На Конгрессе Достоевского также должен был прозвучать доклад литературоведа Владимира Ивановича Новикова "Достоевский и Высоцкий". К сожалению, этого не произошло. Вы тоже специалист по творчеству Владимира Высоцкого, составляли и комментировали одно из его современных собраний сочинений. Как бы вы осветили параллель между этими двумя авторами?

Это предмет специального исследования. Я бы с интересом послушал Владимира Ивановича. Замечу здесь только, что творческая жизнь Высоцкого-актёра "закавычена" достоевскими образами. Его первая театральная роль в учебном спектакле школы-студии МХАТ — Порфирий Петрович (кстати, спектакль игрался в стенах нашего музея), ну, а последний его выход на сцену должен был быть в образе Свидригайлова: последний раз Высоцкий пришёл в Театр на Таганке 21 июля 1980 года, чтобы сыграть в спектакле "Преступление и наказание", но, увы, сил у него уже не было.

Каковы современные тенденции развития и совершенствования музейного дела в целом? Что, на ваш взгляд, здесь наиболее важно?  

Сегодня много говорят о новых музейных технологиях. На мой взгляд, слов больше, чем реальных дел. В музейное дело сейчас тащат всё, что под руку попадётся, лишь бы заявить инновации, получить грант или словить профессиональный хайп (а то и всё сразу). По-настоящему прорывных идей немного. Поэтому, на мой взгляд, важно за нововведениями, модными трендами и разнообразными техническими возможностями, не забывать первоначальное значение музея, его социальную роль и метафизику. Это место встречи человека с памятью, с культурой, с историей — и с самим собой. Встреча с подлинным и достоверным. Музей не аттракцион, а заповедник.


Фото из Московского музея-квартиры Достоевского: сайт goslitmuz.ru


То значимое, о чем я не спросила, но сказать обязательно нужно?

"Московский Дом Достоевского" откроется 11 ноября 2021 года, но до этого времени поклонники Достоевского могут посетить масштабную юбилейную выставку "Ѳедоръ Достоевскiй. Сильные впечатления", которая открылась 12 мая в главном здании Государственного музея истории российской литературы имени В.И. Даля по адресу: Москва, Зубовский бульвар, 15 (метро "Парк Культуры-Кольцевая"). Выставка расположена на двух этажах и состоит из 15 тематических блоков. На ней представлены находящиеся в фондах нашего музея уникальные материалы из собрания А.Г. Достоевской, мемории, редкие издания, работы выдающихся отечественных художников-иллюстраторов ХХ века, а также черновые рукописи Достоевского к романам "Преступление и наказание", "Бесы", "Подросток", "Братья Карамазовы", хранящиеся в Российской государственной библиотеке, документы из Российского государственного архива литературы и искусства, живопись из собрания Государственной Третьяковской галереи, мультимедийные инсталляции и видеофильмы, созданные нашими партнёрами из Германии. Выставка будет работать всё лето.

Спасибо за интервью! До встречи в обновленном Московском Доме Достоевского!

Автор
Елена Сафронова
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе