Победа над душевной пустотой

Совсем недавно ушел от нас Юлис Яковлевич Колбовский – еще не минули сорок поминальных дней. О нем редко писали газеты, всю свою жизнь работая для людей, на благо людей, он предпочитал не афишировать себя. И даже вездесущий интернет не знает о Юлисе Яковлевиче Колбовском ничего, что кажется просто невозможным! 

Физик по образованию, автор научных монографий, более 30 лет преподававший в Ярославском технологическом институте, подготовивший несколько поколений молодых инженеров и специалистов, Колбовский в 90-е годы стал одним из тех, кто закладывал традиции новой, демократической власти в Ярославской области. 

«Это был особенный человек, он относился к категории тех людей, которые пришли в наш мир с особой миссией, – говорит заместитель директора департамента образования области Михаил Груздев. – Именно их нравственный облик задает понятие нравственной нормы, как понятие юридической нормы определяют юристы и правоведы. Я бы поставил Юлиса Яковлевича в ряд с такими личностями, как Солженицын, отец Александр Мень». 

Сравнение не случайно, последние 8 лет, уже выйдя на пенсию, Колбовский опубликовал более шестидесяти серьезных статей по вопросам православия, о взаимоотношениях церкви и государства, о роли религии в жизни общества, о смысловых и духовных глубинах Нового Завета. 

Работал не ради славы – практически все его работы вышли под псевдонимами. 

Но, наверное, лучше начать с самого начала. В 1933 году в семье учителей русской словесности родился сын… 

Зачет за смекалку 

Юлис Колбовский всегда чувствовал зов времени. В дни его юности страна поднималась из руин, наступило время не лириков, а физиков. Были, как воздух, нужны рабочие, ученые, инженеры-практики. И он, сын педагога-гуманитария, становится именно физиком. В 1950 году, закончив физический факультет Днепропетровского университета, он приходит инженером на Никопольский южнотрубный завод и трудится там 8 лет. 

Однако личности такого масштаба редко имеют лишь одну запись в трудовой книжке, им нужны рост, развитие. Едва ушла в прошлое послевоенная разруха – и Юлис Колбовский уходит в науку. 

В 1958 году он преподает в Ярославском политехническом институте ( ныне – технический университет). Читает лекции на кафедрах физики и высшей математики (последней – много лет руководит). Пишет научные статьи и монографии. Занимается научно-практическими разработками в одном из самых прогрессивных и востребованных направлений, в области механики полимеров. 

Наверное, Юлис Яковлевич успевал так много, потому что был настоящим энтузиастом – человеком горячим, стремительным. Многие, из близко его знавших, вспоминают его как человека принципиального, неутомимого спорщика, порой резкого в суждениях, не терпящего малейшей фальши. И несмотря на такой «неудобный», свойственный всем настоящим подвижникам характер, Колбовский пользовался глубочайшим уважением коллег. А студенты его просто обожали. 

Вот характерное воспоминание одной из бывших его студенток: 

«На экзамене я решила задачу своим способом (потому что на лекции не ходила и не знала, как надо решать «правильно»). И мне влепили пару, незачет. Я в слезах пошла к Колбовскому, он посмотрел мое решение, хмыкнул: «оригинально, любопытно» и написал «зачесть» – за «мозги». 

Именно это, достаточно редкое в маститых профессорах (что греха таить!) умение видеть жизнь за забором правил и инструкций заставляло окружающих любить и уважать Юлиса Яковлевича. 

И вполне естественно, что в бурные годы становления российской демократии такой человек пришел на передний край борьбы за будущее нашего общества – в политику. Он не был политиком, но честь и жажда справедливости требовали им стать. 

Это был душевный порыв 

Юлис Колбовский баллотировался в Совет народных депутатов области (аналог нынешней Думы) кандидатом от Красноперекопского округа, по району т.н. частной застройки. Благополучие этого района и сегодня оставляет желать лучшего, а тогда «деревянный Перекоп» был сплошным клубком бытовых и социальных проблем. Люди требовали немедленного подведения газа, жаловались на бытовые неудобства и социальное неустройство, штурмовали приемные и кабинеты… 

Вспоминает Михаил Груздев: 

«Это было особое время, в политику пришли люди, от нее совершенно далекие. 

Решение Юлиса Яковлевича баллотироваться депутатом в Совет депутатов было на первый взгляд неожиданным. Но то был именно душевный порыв, обусловленный желанием что-то реально изменить в окружающей действительности». 

У кандидата Колбовского были сильнейшие оппоненты – политики, военные, бизнесмены, и возможностей воздействия на избирателей у них было не в пример больше. Юлис Колбовский шел на выборы без финансов, без административного ресурса, но с горячим желанием рассказать, как он видит правду, и спросить у людей, доверяют ли они ему? Он прошел в 1-м туре. 

Топор? Презираю! 

Политическая карьера депутата Колбовского будет успешной и яркой. Но, чтобы действительно понять, что за человек был Юлис Яковлевич, отвлечемся ненадолго от рассказа об успехах и свершениях. 

Августовский путч 1991 года. Сегодня те дни кажутся далекими и почти нереальными, история успела уйти далеко. Но тогда… это было действительно страшно. С телеэкранов вещал Янаев, по Москве ползли колонны танков. Для сегодняшней молодежи репрессии – лишь строка из учебника. Птенцы интернета и любители песен Бритни Спирс не могут себе даже приблизительно представить, как это – попасть в «психушку» за убеждения или погибнуть на лесоповале из-за анекдота. Не говоря уже о несогласии с «генеральной линией партии»... А тогда, в дни путча, перед людьми встал призрак «железной руки», нависшего над головой топора, они помнили, тоталитаризм был здесь еще вчера… 

Никто не знал, во что выльется путч. Что греха таить, были предприятия, на которых по общему радио объявили нечто вроде «наши пришли»! 19 августа газеты еще вышли, а потом наступило гробовое молчание. Благоразумные выжидали. 

А коммунист Колбовский 19 августа пришел в райком и сдал свой партбилет. Он не желал принадлежать к партии, вершившей политику топором, и вслух заявил об этом сразу, 19 августа. 

Тогда было совсем неясно – подчинится армия приказам маршала Язова или нет? И не придут ли завтра ночью «откуда следует», ведь ведомству Михаила Пуго известны адреса непокорных. 

Такая гражданская позиция не нуждается в комментариях. 

На всю оставшуюся жизнь 

В Совете, а позже в Думе Юлис Колбовский курировал всю социальную сферу. Можно смело сказать, что он стоял у истоков нашего регионального парламентаризма. Он участвовал в работе многочисленных дискуссионных клубов, сотрудничал с представителями самых разных групп и фракций. 

Многие абсолютно новые направления парламентской работы были разработаны и начаты лично Юлисом Яковлевичем. Одно из важнейших, ставших его судьбой на всю оставшуюся жизнь, – взаимоотношения государства с Русской православной церковью. 

Вспоминает отец Вениамин, настоятель Воскресенского собора г. Тутаева: 

«Я знал его не как ученого, преподавателя и специалиста, но как депутата областной Думы, а затем заместителя губернатора. В те сложные 90-е годы он много работал по проблемам церкви с Ярославской епархией, при его участии решались вопросы возвращения храмов, вопросы поддержки храмов, к нам в дом милосердия он приезжал… 

Он оставил у меня впечатление человека глубокого, вдумчивого, понимающего. Все вопросы, за которые брался, он непременно реализовывал. А потом я почувствовал его и как христианина, как человека глубоко нравственного. Он пришел к православию, принял его всей душой и не мог не говорить об этом другим». 

Однако полностью раскрыть свой живой интерес к вере Юлису Колбовскому доведется позже. В то бурное, а иногда и просто суматошное время у него было множество и сугубо земных забот. 

Толковый, инициативный депутат становится заместителем председателя областного Совета. Затем его яркий стиль работы и ее очевидные результаты привлекают внимание областной власти, и Колбовский принимает предложение занять высокую, ответственную и чрезвычайно хлопотную должность, становится заместителем губернатора по социальной политике. Он продолжает ведать широчайшим спектром социальных проблем. 

Еще через два года выходит на федеральный уровень – работает в должности помощника члена Совета Федерации Федерального собрания РФ Сергея Вахрукова, занимается проблемами межнациональных и межкультурных отношений, взаимодействием с Русской православной церковью, с общественными организациями. 

Вспоминает председатель экологического фонда «Зеленая ветвь» Лидия Байкова: 

«Я была знакома с Колбовским давно, когда он еще во власти был. И тогда он производил впечатление очень неравнодушного человека. Мы часто приходили к нему с вопросами, он никогда не отказывал и помогал нашему фонду. И всегда оставался очень думающим и интеллигентным человеком». 

Ум и интеллигентность Юлиса Колбовского очень пригодились при налаживании отношений новой власти с церковью. Вокруг этого вопроса тогда (как, впрочем, и сейчас) было множество сложностей, традиция нормального взаимодействия за 70 лет коммунизма была полностью уничтожена. Предстояло начинать практически заново, но как? Высказываться на тему места религии в жизни общества спешили сектанты, хозяйственники, воинствующие атеисты, представители светских наук, все, вплоть до психиатров… 

Дать именно светский (но не антиклерикальный) взгляд на религию, на историю взаимоотношений церкви с государством – такой была основная просветительская, социальная и даже миротворческая задача власти на пороге 90-х. 

Именно тогда, в начале 90-х, Юлис Колбовский взялся читать курс истории религии для старшеклассников в только что родившемся Провинциальном колледже. Вы только представьте, ну ради шутки – заместитель губернатора(!) читает лекции каким-то школярам! Разве ему оно «по чину», разве у него более важных дел мало? 

Но Юлис Яковлевич время для лекций находил всегда, не пропуская ни одной субботы. 

Вплоть до конца века трудился он в гуще земных социальных и духовно-религиозных забот. В 2000-м был вынужден уйти на пенсию, по болезни. 

Самый интересный в России 

Но никакие недуги не могли остановить духовных исканий. Юлис Яковлевич начинает серьезно исследовать священные тексты и историю христианства, пишет статьи по истории религии и Православной церкви. 

В 2004 году департамент образования Ярославской области задумал создать собственный региональный учебник по вопросам православия для старшеклассников. 

Несмотря на все разговоры о религиозном просвещении молодежи, о необходимости духовного развития, отравленного вульгарным атеизмом общества, федерального курса основ истории православия до сих пор нет. 

В регионах учебники существуют, но какие! Практически все они рассматривают вопрос с точки зрения клерикальной, требуя от читателя чуть ли не мгновенного принятия веры. Вдобавок большинство этих «региональных» учебников, вводящих в мир христианства, было написано с точки зрения нетрадиционных конфессий, некоторые из них вообще отрицают божественную природу Иисуса Христа. Так обстоят дела сегодня, так было и 4 года назад. 

Светский взгляд на православие отсутствовал, и выразить его в 2004 году было, казалось, некому. Краеведы, историки, музейщики – все эти люди сами были знакомы с основами православной веры «пунктиром». Большинство из них привыкли рассматривать жизнь с атеистической, советской точки зрения. Образованные, эрудированные специалисты, они могли написать отдельные главы, но не более. У них не было объединяющей все идеи. 

Между тем краеведческие изыскания по Ярославскому краю, богатство здешней культурной традиции давали все основания для создания курса православия на местном материале… 

И тогда департамент обратился к пенсионеру Колбовскому. 

Юлис Яковлевич предложил идею учебника «Православие и русская культура». Это пособие должно было рассматривать православие как феномен формирования самой русской культуры. Учебник был написан в соавторстве с Татьяной Степановой. 

Сегодня это пособие успешно выдержало уже второе издание. 

Все вопросы в нем поданы максимально корректно, и это очень важно – сегодня для образования вообще вопрос соотношения собственно образования и религии один из основных. 

В 2008 году учебник ярославцев изучали и анализировали виднейшие российские эксперты, причем со стороны духовных лиц, теологов, и признали его самым интересным пособием подобного рода в России. 

Вспоминает отец Вениамин, настоятель Воскресенского собора г. Тутаева: 

«Популяризаторская деятельность Колбовского – это особая тема… Его учебник – это настоящий вклад в приобщение молодежи (да и не только молодежи, и преподавателей) к православию». 

Духовное наследие 

Три года назад в Ярославле состоялась конференция по проблемам преподавания религии и знаний по истории религии в школе. Юлис Колбовский был уже серьезно болен, но нашел силы выступить на ней. Он говорил: «Религиозные знания необходимы человеку. Пренебрежение этими знаниями зачастую приводит к душевной пустоте, личным трагедиям, отсутствию интереса к жизни. Вспомним знаменитую формулу графа Уварова, министра просвещения: «Православие, самодержавие, народность». Православие в России сыграло роль той духовной силы, которая скрепляла народ. 

Тема «Православие и русская культура» может быть особенно убедительно раскрыта благодаря богатейшему духовному и культурному наследию Ярославской области…». 

Может быть, это слишком громко сказано? Вовсе нет. Потому что сказал это человек, вся жизнь которого – победа над душевной пустотой. И его жизнь и труд сами стали частью духовного наследия и Ярославской области, и России. 

Татьяна БРЕТАНИНА

Юность-Ярославль
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе