Сергей Есенин. Много значит он для нас…

"Ревизор.ru" – к 125-летию со дня рождения Сергея Александровича.
Сергей Есенин.
Фото: detibib-nevelsk.ru


Сергей Есенин родился в 1895 году в ничем не примечательной семье, прославился как выдающийся литератор и погиб в 1925 году. Пожалуй, это единственное, что о нем можно сказать с уверенностью. Фигура Сергея Александровича окружена сплетнями, мифами, исследованиями и разоблачениями, за туманом которых с трудом просматриваются некие очертания.


Максим Горький в свое время сказал о Есенине: "Какой чистый и какой русский поэт!". По этому "постулату" советские школьники писали сочинения. В массовом сознании сложился примерно такой образ: златокудрого парубка, рубахи-парня, выходца из деревни, "бравшего от жизни все" своим талантом и обаянием. Картинка выходит несколько лубочная, но симпатичная. Она так "приросла" к Есенину, что все попытки рассмотреть его в ином ракурсе вызывают неприятие и отторжение. Не оно ли лежит в основе острой критики совсем нового памятника Есенину работы Григория Потоцкого, в канун юбилея установленного на территории столичного музея рязанского поэта?..

Между тем одномерные образы никогда не бывают справедливы – это аксиома. Есенин намного сложнее и богаче имиджа "рязанского Леля". О том, каким он был в действительности, написаны тома. Помогли ли они приблизиться к подлинной сути Сергея Александровича? По-видимому, нет. По крайней мере, все время появляются новые авторы, которые хотят найти что-то доселе неизвестное, сказать что-то новое о Есенине и пишут новые тома.

Показательна в этом смысле книга Захара Прилепина "Есенин: Обещая встречу впереди...", вышедшая в самом начале юбилейного для покойного классика года. Пожалуй, она претендует на исчерпывающую и очень подробную биографию Сергея Александровича. В книге более 1000 страниц! Основное ее преимущество в том, что Прилепин не только создает жизнеописание, но и пытается создать "психологический портрет" "рязанского соловья". А также реконструирует фон его жизни, начиная с того, что было до рождения Сергея (экскурс в историю села Константинова, рассказ о предках и семье поэта), и заканчивая тем, что осталось после него. Трагедия в "Англетере" – отнюдь не точка: за ней еще подробно рассматривается, откуда взялась легенда об убийстве поэта. Бесспорно, смерть Есенина – одна из захватывающих загадок русской литературы. Многие верят в его насильственную кончину, вызванную самыми экзотическими причинами. Увы им! Захар Прилепин в нее не верит и делает все, чтобы развеять убежденность и в читателе. Для него миф об убийстве – чушь, да еще и выпущенная в свет спустя почти 70 лет после 1925 года, когда не осталось в живых никого из современников Есенина. А они-то как раз не сомневались в том, что Есенин убил себя сам!.. Никто, начиная с матери и сестер.


Фото: ok.ru.


Прилепин цитатами из стихов Есенина доказывает суицидальные настроения, что преследовали его смолоду. Разбирает каждую из "схем", как происходило убийство (оказывается, ходит по свету едва ли не десяток!). Доказывает нелогичность каждой. Подытоживает: все варианты насильственной гибели не стыкуются, а стыкуется лишь один – тот, что Есенин сам это сделал.

"Обещая встречу впереди..." нетипична по языку и по диспозиции биографа. Ее автор находится не на почтительном расстоянии от Есенина, не на "научно-исследовательской" дистанции, не смотрит снизу вверх – а стоит прямо рядом. Едва ли не "свечку держит". Особенно когда заглядывает в мысли или в душу Сергея. Порой кажется: биограф так тесно "сжился" со своим объектом, что действительно стал прозревать некоторые детали. А может быть, даже принимать себя за него. Об этом говорит и панибратский слог Прилепина.

Труд "Обещая встречу впереди…" развенчивает последовательно все сусальные мифы о Есенине. Начиная с любви к матери, которой Есенин читал стихи за самоваром. По мнению Прилепина, поэт Татьяну Федоровну скорее ненавидел – в молодости она пыталась уйти от мужа, родила сына вне брака, все это Сергей прекрасно знал и не прощал, с незаконным братом не желал знаться. Биограф даже объясняет сложными отношениями с матерью вечные любовно-брачные несчастья Сергея Александровича. Фрейд, наверное, согласился бы с ним. Воспетая в трогательном стихотворении особа "в старомодном ветхом шушуне" – это не мать, а бабушка.

Подвергаются сомнению и такие, казалось бы, незыблемые черты Есенина, как любовь к родной деревне. По воспоминаниям и источникам выходит: как только он укрепился в столицах, перестал в Константиново нос показывать. Как близость к крестьянским корням. По мнению Прилепина, их вовсе не было. Есенин происходил из сельских лавочников по линиям отца и матери, а это совсем другой народ, нежели крестьяне. Поклонники считают, что врут мемуаристы, рисующие Сергея Александровича эгоцентричным, холодным, расчетливым человеком. А он был вполне себе не промах – издание книг имажинистов осуществлялось порой с почти бендеровскими финансовыми хитростями. Как любовь к крестьянскому труду. Прилепин обыгрывает крылатую строчку: "Что же, дайте косу, я вам покажу!..". Крестьянский труд – это когда человек никогда ничем иным не занимался, а не "я вам покажу!" на спор. Положи, Сережа, косу, ещё обрежешься. А вот эпатажные выходки, скандалы и драки и вправду были. Как и антисемитские настроения. Как и нелюбовь к сыну от Зинаиды Райх, потому что он "черный", значит, "жид" (в обвинениях жены в неверности поэт был несправедлив). Много за ним неприятных поступков. Но, как в бородатом анекдоте, мы Сергея Есенина любим не за это.


Фото: wholeworldmen.ru


"Приятельский" стиль изложения – неплохой прием для большей зримости текста: такое описание более убедительно, чем отстраненное умствование. По-человечески Есенин у Прилепина выходит отнюдь не ангелом без крыльев. Это живой, нервный, сложный характер, склонный к саморазрушению. Бывают такие натуры. Они чаще всего и оставляют в истории и культуре самые яркие следы. Как метеоры.

Что же до панибратства, то от него не свободны очень и очень многие. Бытовые мифы о крестьянском парне, ставшем, как сам писал, знаменитым русским поэтом, провоцируют иных рифмователей ставить себя на одну доску с Сергеем Есениным и посвящать ему стихи с обращением на "ты". Почему-то беспомощное рифмоплетство, склоняющее фамилию Есенина, называется "венком в честь" или в этом роде. Хотя оно, скорее, оскорбление памяти Есенина. Честно говоря, крестьянские стихи в наследии Сергея Александровича занимают не такое большое место, как считают их любители. И Есенин, в отрочестве писавший нескладные и нелепые стихи, с годами великолепно научился держать планку. А вот у его подражателей это, к несчастью, не получается... Как говорят литературоведы, Есенин блестящий и неординарный поэт, жаль, что из него сделали примитивную и аляповатую икону. Но на виду – именно оклад с позолотой.

А что под внешним сусальным блеском, то прочувствовал другой замечательный русский поэт - Николай Рубцов (их часто "объединяют" с Есениным на основании деревенской лирики, но и тут все сложнее).

Слухи были глупы и резки:
Кто такой, мол, Есенин Серега,
Сам суди: удавился с тоски
Потому, что он пьянствовал много.
 
Да, недолго глядел он на Русь
Голубыми глазами поэта.
Но была ли кабацкая грусть?
Грусть, конечно, была… Да не эта!
 
Версты все потрясенной земли,
Все земные святыни и узы
Словно б нервной системой вошли
В своенравность есенинской музы!
 
Это муза не прошлого дня.
С ней люблю, негодую и плачу.
Много значит она для меня,
Если сам я хоть что-нибудь значу.

Автор
Елена Сафронова
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе