Вот жертвой таких интриг стал целый сенатор Олег Пантелеев. Именно на него обрушился гнев прогрессивного человечества, включая меня, когда он озвучил довольно странный букет претензий к театру, на который уже давно никто не обращает внимания.
Игорь Мальцев. Фото из личного архива
Тут всё было прекрасно: типа в театре «пропагандируется насилие, гомосексуализм, педофилия, суицид». Кроме того, Пантелеев утверждает, что 15 марта в театре прошел документальный фестиваль «Майдан», на который пришли люди с символикой украинских националистов. Сенатор также заявил, что руководство театра заказало писателю Дмитрию Быкову пьесу, высмеивающую российские органы безопасности, а на 9 мая руководители назначили премьеру спектакля по пьесе Михаила Гринькова «Сны о войне», смысл которой, по мнению Пантелеева, сводится к вопросу, стоит ли защищать свою родину?
Налицо стремление государства раздавить последний оплот театральной свободы, который давят уже лет пятьдесят и никак не раздавят. Но, судя по шумихе, которая поднялась вокруг театра, именно сенатору Пантелееву это почти что удалось. Правда, средства массовой информации перешли к широким обобщениям, и вот уже в уничтожении островка свободы в искусстве оказались виноваты вся система, вертикаль и почти что нерушимая стабильность.
Практически все дежурные комментаторы на предмет ужасов проживания в Москве произвели то, что Филип К. Дик называл Total Recall — вспомнили героического Любимова, трагического Мейерхольда, убиенных поэтов и полную невыносимость бытия. Реально кошмарная картина вырисовалась. Потому что в перечень Пантелеева попало всё, над чем недолгие годы трудилась пропагандистская машина, — оскорбленные ветераны, страшные геи, кошмарные педофилы и, о ужас — насмешка над единственным светлым пятном нашей истории — конторой глубокого бурения. Про насмешку над православием я, наверное, просто пропустил случайно.
Вот этот-то наборчик и заронил сомнения в коварстве режима. Уж больно всё как по писаному — идеальный образ врага, затаившегося в пыльных кулисах. К тому же показалось, что для того, чтобы так глубоко погрузиться в драматургию и тонкости постановки, у уважаемого политика (кстати, а от кого он сенатор-то?) просто нет времени — надо же каждую минуту с думкой о родине вглядываться в законотворческие бумаги.
Но так как мы только что прошли второй информационный фронт с встречными потоками лжи, которую все радостно постили в соцсетях в зависимости от своих как бы убеждений, будем честны друг перед другом — веры уже истеричным «постам и каментам» просто нет.
Дело только ухудшилось, когда творцы начали оправдываться перед фантомной угрозой: «Говоря о постановке, запланированной к 9 мая, Семенышева подчеркнула, что там нет никакого негативного отношения к ветеранам — напротив, «это очень патриотичный спектакль» под названием «День Победы». И т.д. И что Юрий Юлианович с его саундтреком тоже не является смертельной угрозой идеологическому порядку, а сценарий димыбыкова (пишется слитно с маленькой буквы) — тем более, хотя он еще и не написан. Эти оправдания выглядели не меньшим позором, чем сенаторский наезд на советскую Мельпомену.
Потому что оправдываться-то нечего. Ну просто нечего, и всё.
Зато очень интересно буквально за полтора хода выяснить, кто же подсунул сенатору для озвучки весь этот бред, смахивающий на донос?
Тут начинается самое интересное. И про два профсоюза в рамках одного театра. И про то, что из одного профсоюза («в котором десять человек», по словам местных) постоянно исходят обращения во все органы для усиления бдительности, письма и прочие звонки. И в Госдуму, и в Союз театральных деятелей, и куда только не. Похоже, что там у них внутри, как это принято среди творцов, идет информационная война и в этом малом деле все средства хороши. В конце концов творец — он часть общества и легко воспринимает от общества флюиды, а также методы и методички борьбы.
То есть был конкретный стук. И вертикаль тут ни при чем. Вы же сами друг друга задушите в смертельных объятиях.
Игорь Мальцев
Известия