Смертельные объятия творческой интеллигенции

Писатель Игорь Мальцев — о том, кого на самом деле надо винить в скандале вокруг Театра на Таганке.

Для того чтобы творческая интеллигенция Москвы (предыдущее самоназвание креативного класса) сожрала сама себя, вовсе не нужен ни Троцкий, ни Суслов, ни Сурков. Хотя, конечно, хочется всё время на кого-нибудь свалить свой бесценный советский опыт интриганства и тотальной зависти.

Иногда мощь этого желания настолько сокрушительна, что под раздачу попадают даже такие интеллектуально невинные агнцы, как депутаты или сенаторы. 

Вот жертвой таких интриг стал целый сенатор Олег Пантелеев. Именно на него обрушился гнев прогрессивного человечества, включая меня, когда он озвучил довольно странный букет претензий к театру, на который уже давно никто не обращает внимания.

Игорь Мальцев. Фото из личного архива

Тут всё было прекрасно: типа в театре «пропагандируется насилие, гомосексуализм, педофилия, суицид». Кроме того, Пантелеев утверждает, что 15 марта в театре прошел документальный фестиваль «Майдан», на который пришли люди с символикой украинских националистов. Сенатор также заявил, что руководство театра заказало писателю Дмитрию Быкову пьесу, высмеивающую российские органы безопасности, а на 9 мая руководители назначили премьеру спектакля по пьесе Михаила Гринькова «Сны о войне», смысл которой, по мнению Пантелеева, сводится к вопросу, стоит ли защищать свою родину?

Налицо стремление государства раздавить последний оплот театральной свободы, который давят уже лет пятьдесят и никак не раздавят. Но, судя по шумихе, которая поднялась вокруг театра, именно сенатору Пантелееву это почти что удалось. Правда, средства массовой информации перешли к широким обобщениям, и вот уже в уничтожении островка свободы в искусстве оказались виноваты вся система, вертикаль и почти что нерушимая стабильность.

Практически все дежурные комментаторы на предмет ужасов проживания в Москве произвели то, что Филип К. Дик называл Total Recall — вспомнили героического Любимова, трагического Мейерхольда, убиенных поэтов и полную невыносимость бытия. Реально кошмарная картина вырисовалась. Потому что в перечень Пантелеева попало всё, над чем недолгие годы трудилась пропагандистская машина, — оскорбленные ветераны, страшные геи, кошмарные педофилы и, о ужас — насмешка над единственным светлым пятном нашей истории — конторой глубокого бурения. Про насмешку над православием я, наверное, просто пропустил случайно.

Вот этот-то наборчик и заронил сомнения в коварстве режима. Уж больно всё как по писаному — идеальный образ врага, затаившегося в пыльных кулисах. К тому же показалось, что для того, чтобы так глубоко погрузиться в драматургию и тонкости постановки, у уважаемого политика (кстати, а от кого он сенатор-то?) просто нет времени — надо же каждую минуту с думкой о родине вглядываться в законотворческие бумаги.

Но так как мы только что прошли второй информационный фронт с встречными потоками лжи, которую все радостно постили в соцсетях в зависимости от своих как бы убеждений, будем честны друг перед другом — веры уже истеричным «постам и каментам» просто нет.

Дело только ухудшилось, когда творцы начали оправдываться перед фантомной угрозой: «Говоря о постановке, запланированной к 9 мая, Семенышева подчеркнула, что там нет никакого негативного отношения к ветеранам — напротив, «это очень патриотичный спектакль» под названием «День Победы». И т.д. И что Юрий Юлианович с его саундтреком тоже не является смертельной угрозой идеологическому порядку, а сценарий димыбыкова (пишется слитно с маленькой буквы) — тем более, хотя он еще и не написан. Эти оправдания выглядели не меньшим позором, чем сенаторский наезд на советскую Мельпомену.

Потому что оправдываться-то нечего. Ну просто нечего, и всё.

Зато очень интересно буквально за полтора хода выяснить, кто же подсунул сенатору для озвучки весь этот бред, смахивающий на донос?

Тут начинается самое интересное. И про два профсоюза в рамках одного театра. И про то, что из одного профсоюза («в котором десять человек», по словам местных) постоянно исходят обращения во все органы для усиления бдительности, письма и прочие звонки. И в Госдуму, и в Союз театральных деятелей, и куда только не. Похоже, что там у них внутри, как это принято среди творцов, идет информационная война и в этом малом деле все средства хороши. В конце концов творец — он часть общества и легко воспринимает от общества флюиды, а также методы и методички борьбы.

То есть был конкретный стук. И вертикаль тут ни при чем. Вы же сами друг друга задушите в смертельных объятиях.

Игорь Мальцев

Известия

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе