Топ-50 самых влиятельных фигур в русском искусстве 2014 года

«Артгид» представляет ежегодный рейтинг самых влиятельных людей в современном искусстве.

Зачем мы это делали. В 2004 году мы (тогда многие из нынешней команды «Артгида» работали в редакции журнала «Артхроника») впервые решили подвести итоги года в форме рейтинга, — но рейтинга не самих событий в мире искусства, а людей, благодаря которым эти события произошли. 

В 2009 году в «Артхронике» сменился главный редактор, а вскоре после этого издание покинули и большинство сотрудников прежней редакции, воссоединившись потом для создания журнала и сайта «Артгид» и его раздела «Процесс», посвященного аналитике текущего художественного процесса. Летом 2013 года журнал «Артхроника», ежегодно публиковавший «Топ-50», перестал издаваться, и мы решили продолжить некогда придуманный нами проект уже на сайте «Артгида». В этом году мы составляем ежегодный рейтинг во второй раз. Рейтинг никогда не являлся для нас ярмаркой тщеславия — скорее это попытка анализа художественных событий года.

Инфографика: Вадим Семенов/Артгид

Как мы это делали. В прошлом году мы пригласили войти в жюри рейтинга только журналистов и арт-критиков. Именно их первейшей обязанностью являются описание и интерпретация художественных событий и культурной политики, они первыми высказывают мнение о том или ином проекте или событии и тем самым формируют мнение читателей и будущих исследователей. В этом году мы сформировали три профессиональных жюри: в одно вошли журналисты, в другое — культуртрегеры (прежде всего главы и сотрудники ведущих музеев и арт-центров страны), а в третье — художники. Мы предложили нашим экспертам два списка для голосования — в одном были представлены кураторы, сотрудники музеев, чиновники, галеристы, издатели, арт-менеджеры и др., в другом — активно работавшие в этом году художники. К необходимости такого разделения нас привел опыт работы над подобными рейтингами: в их предыдущих редакциях художники крайне редко попадали на верхние позиции, что кажется нам не совсем адекватным отражением ситуации — ведь искусство невозможно без художников, следовательно, именно они в первую очередь являются самыми влиятельными фигурами в художественном мире. В списке топ-50 самых влиятельных фигур в русском искусстве 2014 года вы практически не найдете имен арт-критиков и журналистов (за исключением тех, кто в этом году кроме критической и журналистской деятельности занимался чем-то еще — например, делал выставки), потому что их влиятельность нам и без того очевидна. Сегодня мы представляем вам сводный рейтинг, полученный сложением результатов голосования всех членов жюри (а это 28 человек), а также три рейтинга, полученных в результате голосования трех профессиональных жюри. Этот эксперимент нам кажется интересным: публикуя рейтинги, полученные в результате голосования профессиональных жюри, мы имеем возможность посмотреть на художественный мир глазами журналистов, культуртрегеров и художников.

Голосование происходило следующим образом: мы попросили наших экспертов поставить в длинном листе номинантов напротив каждой фамилии баллы от 1 до 10 в зависимости от степени влияния номинанта на художественный процесс в 2014 году (10 баллов — очень сильно повлиял, 1 балл — не повлиял никак). Как голосовать за самого себя — каждый член жюри решал на свое усмотрение. Далее баллы, полученные каждым кандидатом, суммировались, и первые 50 (среди арт-деятелей) или 20 (среди художников) персон, получившие наибольшее количество баллов, попали в финальный список.

По мнению всех

Михаил Пиотровский

Директор Государственного Эрмитажа в этом году пожинал многочисленные лавры вместе с музеем, отпраздновавшим 250-летие. Музей прирос зданием Главного штаба с залами, специально предназначенными для современного искусства. Эрмитаж показал работы Фрэнсиса Бэкона, Билла Виолы, движения Fluxus. Одним из главных арт-событий года стала «Манифеста 10», прошедшая летом — осенью на базе Эрмитажа и по его приглашению. Пиотровскому делает честь жесткая позиция, касающаяся автономии музея, мало зависящего от политических и идеологических обстоятельств.

Екатерина Деготь

Некогда ведущий российский художественный критик, а теперь активный международный куратор, Екатерина Деготь в этом году стала арт-директором Академии искусств мира в Кельне: она является одним из считанных российских арт-деятелей, полноценно вышедших на международную орбиту. Кроме того, в начале года она получила премию «Инновация» за сделанную ею выставку Юрия Альберта в ММОМА, а осенью — премию Игоря Забела.

Ольга Свиблова

Гранд-дама российского современного искусства, директор Мультимедиа Арт Музея, Москва, Ольга Львовна Свиблова в уходящем году продолжала свою бурную деятельность — в частности, совместно с Жан-Юбером Мартеном курировала выставку Ильи и Эмилии Кабаковых «Странный город» в рамках проекта Monumenta в парижском Гран Пале.

Роман Абрамович и Дарья Жукова

Основатели «Гаража», который в этом году перестал быть центром современной культуры и стал музеем. В 2014 году достижения «Гаража» были отмечены премией фестиваля «Интермузей-2014» в номинации «За музейную инициативу», а Дарья Жукова вошла в топ-100 самых влиятельных женщин арт-мира по версии Artnet и в топ-100 самых стильных женщин мира по версии журнала Harper’s Bazaar. Следующим летом «Гараж» планирует открыть новое выставочное пространство в павильоне «Времена года» в Парке Горького и порадовать нас новыми проектами Эрика Булатова, Рикрита Тиравании и — главное — выставкой Луиз Буржуа.

Тереза Мавика

Арт-директор фонда V—A-C («Виктория — искусство быть современным»), негласный министр иностранных дел русского искусства. В этом году фонд продолжил издательскую программу (например, выпустил монографии Натали Эник «Слава Ван Гога. Опыт антропологии восхищения» и Джонатана Крэри «Техники наблюдателя»), провел третью летнюю кураторскую школу, совместно с Музеем современного искусства Антверпена запустил направленную на поддержку молодого поколения художников в России программу, а также помог реализовать несколько проектов, среди которых выставки «Десять тысяч уловок и сто тысяч хитростей» кураторского коллектива What, How and for Whom в Институте Африки РАН, «Зелень вешняя» Лаборатории городской фауны в павильоне «Зерно» на ВДНХ, персональные проекты «Вне зоны видимости» Михаила Толмачева в Центральном музее Вооруженных Сил РФ и Total Picture Сергея Сапожникова в музее Польди-Пеццоли в Милане. Кроме этого V—A-C запустил в Whitechapel Gallery в Лондоне серию выставок работ из коллекции фонда, а также расширил программу сотрудничества с галереей Тейт.

Василий Церетели

В этом году Московскому музею современного искусства (ММОМА), исполнительным директором которого является Василий Церетели, исполнилось 15 лет. Эту дату Василий Зурабович отметил проектом «Музей с предсказаниями», который продемонстрировал собирательские и стратегические амбиции музея. Кроме этого, в 2014 году мы увидели ретроспективы Юрия Соболева, Паши 183, выставки «Детектив», «Сальвадор Дали и медиа», скандальный проект Exhibit B, а также немецкое искусство из собрания ifa и коллекцию Министерства внутренних дел РФ.

Елена Селина

2014 году сооснователь XL Галереи и куратор Елена Селина показала вторую часть мегапроекта «Реконструкция» в фонде «ЕКАТЕРИНА» и ожидаемо получила за весь проект премию «Инновация» в номинации «Кураторский проект». Активной жизнью жила и галерейная площадка на «Винзаводе», порадовав нас выставками Кирилла Кто, Ирины Кориной, Юлии Заставы, групп «Синий суп» и «МишМаш», а также группировки ЗИП.

Марина Лошак

Директор ГМИИ им. А.С. Пушкина успешно развивает музей. В этом году там прошли выставки Ман Рея, Вима Дельвуа, Пауля Клее, а также старых мастеров — на все экспозиции, как и прежде, стояли очереди. Был проведен новый конкурс на реализацию концепции «Музейного городка» (победил проект архитектурного бюро, возглавляемого Юрием Григоряном). В тяжелую минуту Лошак поддержала президента разрушенного Музея кино Наума Клеймана, пригласив его на работу в ГМИИ с перспективой создания в музее специального отдела мирового кинематографа.

Иосиф Бакштейн

Главное достижение «Мастера Йоды русского искусства» — отвоеванная у министра культуры Владимира Мединского Московская биеннале, которая пройдет в 2015 году в шестой раз. Все облегченно выдохнули, когда 31 октября 2014 года было объявлено, что куратором биеннале назначен директор знаменитого Музея современного искусства в Антверпене Барт де Баре. Теперь всех волнует, на какой площадке развернется ее главный проект. В качестве таковой называются Музей Москвы и один из павильонов обновленной ВДНХ.

Дмитрий Ханкин и Емельян Захаров

алеристы, владельцы галереи «Триумф» — рекордсмена 2014 года по производству выставок (только за этот год под маркой «Триумфа» открылось 35 выставочных проектов). Ханкина и Захарова хватает не только на проекты на своей площадке в самом центре столицы, но и на организацию экспозиций в музеях Москвы и за рубежом (среди них стоит отметить выставку Виноградова — Дубосарского в Музее Москвы и группы AES+F в Музее изящных искусств Ла-Шо-де-Фона в Швейцарии), а также на программу выставок молодых художников «Большие надежды» в Манеже.

Борис Гройс

Философ и теоретик искусства, сделавший «московский романтический концептуализм» официальным термином и интернационально известным явлением, профессор Нью-Йоркского университета Борис Гройс продолжает осмыслять взаимоотношения современного искусства, культуры и общества. В этом году в издательстве Verso Books вышла англоязычная версия его известной книги «О новом».

Антон Белов

Этот год стал для директора Музея «Гараж» годом больших свершений. Шутка ли, руководить реконструкцией здания павильона «Времена года» (по проекту Рема Колхаса) и приспособлением его под музейные нужды? Несмотря на интенсивные строительные работы, в 2014 году «Гараж» продолжил активную выставочную деятельность, показав выставки The New International, «Перформанс в России: картография истории», «do it Москва», раздал гранты молодым художникам, продолжил издательскую программу, открыл новую экспериментальную платформу для представления проектов художников разных поколений Project Space, совместно с Международной ассоциацией независимых кураторов (ICI) провел первый кураторский интенсив, открыл публичную библиотеку, посвященную современному искусству, и снизил цены на билеты на большинство мероприятий на 20%.

Андрей Ерофеев

Пламенный борец с системой, ценитель радикального искусства Андрей Ерофеев в этом году выступил одним из кураторов выставки современной истории поп-арта Post Pop: East Meets West, открывшейся при поддержке Tsukanov Family Foundation в лондонской Saatchi Gallery.

Виктор Мизиано

Отец отечественного кураторства, бессменный главред «Художественного журнала» и один из самых почитаемых обитателей российского арт-небосклона выступил в этом году с серией докладов в Москве и Петербурге, включая лекцию «Ценности вместо качества» (в рамках совместного проекта ГЦСИ, ММОМА и Гете-института «Что такое хорошо… в искусстве»), выпущенную потом отдельным изданием.

Александра Обухова

Архивист, основатель архива и фонда «Художественные проекты». Руководитель научного отдела Музея современного искусства «Гараж». Куратор масштабного выставочного проекта-исследования «Перформанс в России: картография истории» (совместно с Юлией Аксеновой) в Музее «Гараж» и редактор-составитель его каталога. В декабре 2014 года в «Гараже» состоялось открытие публичной библиотеки по современному искусству, к созданию которой она имела непосредственное отношение.

Григорий Ревзин

Ведущий архитектурный критик России, прекрасный публицист Григорий Ревзин в этом году был личным распоряжением министра культуры РФ Владимира Мединского без объяснений отстранен от должности комиссара павильона России на архитектурной биеннале в Венеции — за три месяца до открытия биеннале. В своем facebook Ревзин дал комментарий: «А нечего про Крым писать!». Вот так кабинетные ученые переквалифицируются в оппозиционеров. Надеемся, что отход от практической суеты выльется у Григория Исааковича в новые исследования и статьи.

Александр Мамут

Предприниматель, председатель попечительского совета Института медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка». Этот год стал триумфальным для «Стрелки» — павильон России на 14-й архитектурной биеннале, который готовила кураторская команда «Стрелки», получил специальное упоминание жюри.

Инна Баженова

В этом году коллекционер и издатель русской версии газеты The Art Newspaper стала владельцем всего (sic!) международного издательского дома The Art Newspaper. Летом при участии ее нового фонда In Artibus в Университете Ка Фоскари в Венеции прошла выставка Михаила Рогинского «По ту сторону Красной двери», а в конце года выставкой Владимира Вейсберга «Влюбленный в классическое искусство» открылось выставочное пространство фонда в Москве.

Леонид Михельсон

Председатель правления ОАО «Новатэк», коллекционер, основатель фонда V—A-C («Виктория — искусство быть современным»), член попечительского совета Нового музея в Нью-Йорке. В этом году V—A-C запустил в Whitechapel Gallery в Лондоне серию выставок работ из коллекции фонда, и у любопытных появилась возможность получить представление о богатстве его собрания.

Владимир Овчаренко

Владелец галереи «Риджина», учредитель первого российского аукциона современного искусства VLADEY, который в 2014 году провел двое невероятно успешных (50% и 70% проданных работ) для современной конъюнктуры рынка современного искусства торгов. Помимо этого в «Риджине» прошли персональные выставки Сергея Браткова, Влада Кулькова, Алексея Каллимы, Егора Кошелева, Марии Серебряковой, а представленный зимой проект Павла Пепперштейна «Святая политика» был отмечен премией Кандинского.

Анатолий Осмоловский

В рейтинг самых влиятельных деятелей искусства Анатолий Осмоловский был номинирован прежде всего за свою культуртрегерскую деятельность. Основанный в 2012 году Осмоловским институт «База» успешно работает, а Анатолий Феликсович совершенствуется в кураторском ремесле — в первой половине года он совместно с Евгенией Кикодзе прокурировал проект «Расширенная живопись» в Музее Москвы, а в декабре открыл в Центре современной культуры «ВИНЗАВОД» выставку «Вечно живой труп», где представил живописные (и постживописные) работы студентов «Базы».

Анна Гор

Директор Приволжского филиала Государственного центра современного искусства Анна Гор с нуля создала крупный арт-центр «Арсенал» в Нижнем Новгороде. Он работает уже довольно давно и успешно (кроме всего прочего, в этом году сотрудники Приволжского филиала запустили новый формат фестиваля текстов об искусстве «Вазари»), а сейчас Анна Марковна готовит к открытию его вторую очередь — в наступающем 2015 году Центр удвоит свои выставочные площади.

Олеся Туркина

Ведущий научный сотрудник отдела новейших течений Русского музея, искусствовед и куратор Олеся Туркина в этом году совместно с Виктором Мазиным курировала первую выставку (и одну из лучших) параллельной программы «Манифеста 10» — «Жизнь замечательного Монро» Владислава Мамышева-Монро в петербургском Новом музее, а также (совместно с Евгенией Кикодзе) масштабную выставку петербургского искусства «Другая столица» в Музее Москвы. А еще у Туркиной вышла на английском языке и сразу же стала хитом продаж в Европе и Америке книга о советских собаках в космосе.

Владимир и Екатерина Семенихины

Меценаты, коллекционеры, основатели Фонда культуры «ЕКАТЕРИНА». В 2014 году в фонде, в частности, состоялись вторая часть мегапроекта «Реконструкция», посвященного художественной жизни Москвы 1990-х годов, за который его куратор Елена Селина получила премию «Инновация», персональная выставка Олега Целкова и групповая выставка молодых художников «Говорит Москва».

Стелла Кесаева

Президент Stella Art Foundation, коллекционер, комиссар павильона России на 56-й Венецианской биеннале. В этом году в выставочном зале фонда в Скарятинском переулке прошли, среди прочих, выставки Ирины Кориной, Алены Кирцовой и Сергея Шеховцова. Россию на 56-й Венецианской биеннале будет представлять Ирина Нахова (куратор — Маргарита Мастеркова-Тупицына). Подробности проекта держатся в тайне, хотя стало известно, что павильон обретет свой исторический цвет — зеленый.

Николай Молок

Покинувший весной пост директора по развитию Stella Art Foundation, Николай Молок в этом году был координатором параллельной программы европейской биеннале современного искусства «Манифеста 10», прошедшей в июне — октябре в Санкт-Петербурге. Разветвленная параллельная программа насчитывала около 50 выставок и событий и, по мнению многих зрителей, была ярче и живее, чем основной проект биеннале в Эрмитаже. Также его книга «Русские художники на Венецианской биеннале. 1895–2013» получила премию газеты The Art Newspaper.

Дмитрий Озерков

Глава отдела современного искусства Государственного Эрмитажа и проекта «Эрмитаж 20/21» Дмитрий Озерков сыграл ключевую роль в приглашении в Петербург европейской биеннале современного искусства «Манифеста 10», ставшей одним из главных арт-событий года. Это заставило резко подскочить его акции в топе арт-функционеров. Кроме того, созданный им отдел регулярно радует выставками звезд современного искусства. А еще Дмитрий в этом году женился, с чем мы его поздравляем.

Владимир Потанин

Бизнесмен, много лет поддерживающий российские искусства и образование, учредивший собственную стипендию для одаренных студентов, купивший и подаривший Эрмитажу легендарный «Черный квадрат» Казимира Малевича, Владимир Потанин продолжает свою меценатскую деятельность, в том числе грантовую программу «Меняющийся музей в меняющемся мире».

Сергей Капков

Глава департамента культуры Правительства Москвы, реформатор и борец за современные формы культуры. Этот год был отмечен противостоянием Капкова и художника Ильи Глазунова, который потребовал отдать Манеж под выставку молодых художников-реалистов, но получил отказ от главы департамента. Не лыком шитый основатель и ректор академии имени самого себя подключил мощный административный ресурс, и Капков был вынужден уступить. Впрочем, осенью Сергей Александрович взял реванш, проведя в ЦВЗ «Манеж» форум «Культура. Взгляд в будущее».

Дмитрий Аксенов

Бизнесмен, владелец ярмарки VIENNAFAIR, прошедшей в этом году в третий раз. Также в 2014 году Дмитрий Аксенов совместно с издательством «Ад Маргинем Пресс» запустил собственную издательскую программу — посвященную русским художникам серию книг-эссе на русском и английском языках, и объявил о реструктуризации венской ярмарки. Отныне она будет именоваться Vienna Contemporary и базироваться в историческом здании рынка в восточной части Вены.

Каспер Кёниг

Каспер Кёниг, входящий в топ-десятку европейских кураторов современного искусства, двенадцать лет заведовавший Музеем Людвига в Кельне, инициатор фестиваля Skulptur Projekte в Мюнстере, профессор Штедельшуле во Франкфурте-на-Майне, спустился на российский небосклон в этом году в качестве куратора европейской биеннале «Манифеста 10», прошедшей летом — осенью в Санкт-Петербурге и ставшей одним из главных арт-событий года.

Ирина Антонова

Президент ГМИИ им. А.С. Пушкина. В этом году ее идея музейного городка вышла на новый этап — был объявлен победитель стартовавшего в апреле архитектурного конкурса на реализацию новой концепции «Музейного городка», предполагающей объединение всей территории музея в общественную пешеходную зону. Победил проект бюро «Проект Меганом», возглавляемого Юрием Григоряном. Помимо этого инициировала лекционную программу для людей «третьего возраста» (то есть пенсионеров), участие в которой осуществляется только при наличии соответствующего удостоверения.

Валентин Дьяконов

Арт-критик, обозреватель газеты «Коммерсантъ» и кандидат культурологии Валентин Дьяконов вошел в число номинантов нашего рейтинга не за свои тексты, а за активную кураторскую деятельность и жизнь в искусстве. В 2014 году он сделал в ММОМА выставку «Детектив», выступил куратором проекта Антонины Баевер и Дмитрия Венкова «Времени больше не будет» в ЦВЗ «Манеж» и принял участие в проекте группы «МишМаш» «ОГЛЯНАЗ» в галерее «Роза Азора».

Игорь Цуканов

Коллекционер, меценат. В ноябре в лондонской Saatchi Gallery при поддержке Tsukanov Family Foundation открылась подготовленная международной группой кураторов (среди которых Андрей Ерофеев) и посвященная современному бытованию поп-арта выставка Post Pop: East Meets West.

Ольга Шишко

Директор и куратор проектов Центра культуры и искусства «МедиаАртЛаб», заместитель генерального директора МВО «Манеж» по инновациям в современном искусстве. В этом году курировала два масштабных проекта: показ мультимедийной инсталляции Питера Гринуэя и Саскии Боддеке «Золотой век русского авангарда», сопровождаемый обширной образовательной программой, и цикл персональных выставок молодых медиахудожников «Большие надежды», организованный совместно с галереей «Триумф», итоговая экспозиция которого откроется 27 декабря 2014 года.

Шалва Бреус

Коллекционер, издатель, председатель Попечительского совета премии Кандинского, а также инициатор создания частного музея современного российского искусства в здании бывшего кинотеатра «Ударник». В этом году Шалва Петрович ввел в премию Кандинского новую номинацию — «Научная работа. История и теория современного искусства» (лауреатом премии в этой номинации стал философ Михаил Ямопольский), а также провел архитектурный конкурс на проект реконструкции здания «Ударника».

Герман Титов

Издатель, основатель «Библиотеки московского концептуализма», в этом году не только выпустил двухтомник «Пустотный канон», в который вошли семь книг из «канона» группы «Инспекция “Медицинская герменевтика”», но также показал в Мультимедиа Арт Музее, Москва, свой новый фотопроект «Лес».

Алиса Прудникова

Директор Уральского филиала ГЦСИ в этом году боролась за 3-ю Уральскую индустриальную биеннале, которая была перенесена с 2014 года на 2015-й (биеннале пройдет с 9 сентября по 10 ноября 2015 года). Результатом борьбы стало обретение биеннале главной площадки, которой стал памятник архитектуры конструктивизма — гостиница «Исеть» в Екатеринбурге.

Кейт Фаул

Главный куратор Музея «Гараж» выступила, наконец, в Москве с дебютом — выставкой The New International, посвященной феномену 1990-х годов. Среди работ, включенных в этот небольшой, но емкий проект, можно отметить инсталляцию группы IRWIN, посвященную их проекту «Посольство NSK в Москве», и видео Йохана Гримонпреза «наберите И-С-Т-О-Р-И-Я». Также совместно с Международной ассоциацией независимых кураторов (ICI) Фаул представила проекты первого в России интенсива для кураторов. Следующий год будет для Кейт особенно напряженным: в июне грядет открытие нового здания музея, для которого готовят свои проекты Эрик Булатов и Рикрит Тиравания, а осенью в нем пройдет выставка «клеток» Луиз Буржуа

Михаил Миндлин

Директор Государственного центра современного искусства по дзен-буддистски спокойно пережил в своем кресле множество смен правительств, идеологий и министров культуры. Миндлин (и ГЦСИ в целом) более десяти лет вынашивали проект создания на основе коллекции ГЦСИ музея современного искусства. В этом году планы сдвинулись в сторону реализации: на музей «дано добро», и 4 ноября на Ходынском поле в Москве был заложен символический первый камень будущего здания.

Алексей Новоселов

Руководитель выставочного отдела Московского музея современного искусства (ММОМА). Среди особенно запомнившихся нам проектов музея (который сейчас отмечает 15-летие) — IV Международная биеннале молодого искусства, выставки Паши 183, Юрия Соболева и Василия Шухаева. Также Новоселов зажег кураторскую звезду Алены Долецкой, главного редактора журнала Interview Russia, удачно предложив ее кандидатуру на роль куратора выставки «Сальвадор Дали и медиа».

Евгения Кикодзе

Куратор Музея Москвы. В этом году вместе с художником, издателем и основателем института «База» Анатолием Осмоловским организовала выставку «Живопись расширения», а чуть позже в коллаборации с куратором и научным сотрудником Русского музея Олесей Туркиной показала в Музее Москвы широкий смотр современного искусства из Петербурга «Другая столица».

Маргарита Мастеркова-Тупицына

Философ, теоретик искусства, живущая в США, в этом году была назначена куратором российского павильона на предстоящей 56-й Венецианской биеннале, которая откроется в мае 2015 года. Курировать она будет проект Ирины Наховой.

Маргарита Пушкина и Сандра Недвецкая

Учредители ярмарки современного искусства Cosmoscow, которая в этом году состоялась во второй раз. Первая ярмарка Cosmoscow прошла в далеком уже 2010 году, и мало кто верил, что, прервавшись на целых три года, эта инициатива получит свое продолжение. Однако в этом, не самом благоприятном для художественного рынка году, ярмарка не только вернулась, но и триумфально обосновалась не где-нибудь, а прямо у стен Кремля, в ЦВЗ «Манеж». Организаторы обещают проводить ее раз в год.

Юлия Аксенова

Куратор Музея современного искусства «Гараж» в этом году совместно с Александрой Обуховой создала масштабный проект «Перформанс в России: картография истории» и курировала в «Гараже» выставку «Личный выбор».

Ирина Лебедева

Директор Государственной Третьяковской галереи, главного музея русского искусства, не могла не войти в число влиятельных лиц по умолчанию. В этом году ГТГ показала такие выставочные проекты, как «Георгий Костаки. “Выезд из СССР разрешить”. К 100-летию коллекционера» (правда, до Москвы так и не доехала греческая часть собрания Костаки), «Драгоценная оправа. Картина и рама. Диалоги», «Дмитрий Пригов. От Ренессанса до концептуализма и далее».

Екатерина Бобринская

Доктор искусствоведения, сотрудник Государственного института искусствознания, автор целой библиотеки изданных трудов по истории авангарда, советского нонконформизма и современного русского искусства. В этом году Бобринская получила премию фонда Тамаза и Иветы Манашеровых «U-Art: Ты и искусство» за изданную в 2013 году книгу «Чужие?», посвященную мифам, стратегиям и концепциям неофициального русского искусства.

Рем Колхас

Звезда архитектуры, Рем Колхас был куратором 14-й архитектурной биеннале в Венеции, на которой павильон России получил специальное упоминание жюри. Сейчас по его проекту реконструируется для Музея «Гараж» павильон «Времена года» в Парке Горького в Москве. Результат работы Колхаса и команды «Гаража» мы увидим летом 2015 года.

Екатерина Андреева

Доктор искусствознания, старший научный сотрудник Русского музея Екатерина Андреева — официальный летописец «Новых художников» и Новой академии изящных искусств и один из считанных искусствоведов, кто не отвлекается на текущие события, а пишет большие теоретические книги. Член жюри премии Кандинского. В этом году она курировала разделы, посвященные Тимуру Новикову и Владиславу Мамышеву-Монро на «Манифесте 10».

Антонио Джеуза

В этом году историк и куратор Антонио Джеуза был сосредоточен на образовательных программах, гастролировал по городам, весям и институциям с лекциями (например, в марте 2014 года в Санкт-Петербурге он прочел курс «Длинная извилистая дорога видеоарта»), а также курировал образовательную программу биеннале молодого искусства «Время мечтать». Среди выставочных проектов Джеузы стоит отметить очередную выставку премии Кандинского в «Ударнике».

ArtGuide

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе