У «Серебряных» – особая миссия

Где-то рабочих увольняют, а в артелях и на предприятиях, выпускающих изделия народных промыслов, – острая нехватка кадров

В Ярославской области возрождаются, казалось бы, почти утраченные народные промыслы, например чернолощеная керамика. Основателям новых школ в декоративно-прикладном искусстве присваивается высокое звание «народный мастер». На всю область таких – чуть больше двух десятков. 

Вместо бедуинов – богатыри 

Любая так и просится на выставку... Много удивительных вещей в кабинете председателя художественно-экспертного совета по народным художественным промыслам Ярославской области Александра Алферова. Вот, например, в скромной деревянной вазочке на столе – ландыши. Тонкие их листики просвечивают на солнце, изящный стебель склонился под тяжестью крошечных колокольчиков. И трудно поверить в то, что цветы, так же как и сама ваза, сделаны из дерева. Они будто настоящие – разве что не благоухают! Это творения ярославских умельцев.


Вырезать по дереву, лепить из глины, делать чеканку, вышивать, рисовать и заниматься иными видами декоративно-прикладного творчества может каждый. И неспециалисту сложно определить, где просто красивая поделка, а где – традиционный народный промысел. 

Зерна от плевел отделяет художественно-экспертный совет по народным художественным промыслам Ярославской области, организованный при департаменте промышленности, предпринимательской деятельности и транспорта. Пятнадцать экспертов – от религиозных деятелей до искусствоведов – дают профессиональную оценку творческим порывам ярославских умельцев. 

– Мы защищаем национальную культуру, – говорит председатель художественно-экспертного совета Александр Алферов.– Оригинальное изделие всегда несет на себе отпечаток личности автора. 

Один из таких уникумов – Валерий Куртмулаев, скульптор, мастер глиняной миниатюры. В народе говорят: куртмулаевские свистульки не спутаешь ни с чем. Особенные цвета и технология резьбы по мокрой глине как по дереву выделают его из общего фона других умельцев. На выездных выставках, где он представляет нашу область, его изделия всегда вызывают большой интерес. Валерия Николаевича ценят даже в Италии – на проходившем там международном конкурсе он занял третье место. 

Трудно поверить в то, что премудрости своей профессии постигал Куртмулаев вовсе не на Ярославской земле. В свое время он приехал из Средней Азии, и тогда его творения украшали все больше восточные рисунки. Принес он их экспертам художественного совета – а они удивились: при чем же тут ярославские художественные промыслы? 

Пришлось Куртмулаеву учиться по новой, постигать особенности местного культурного колорита. Он изучал архивные документы, разрабатывал собственные методики. Зато теперь в его работах вместо бедуинов в чалмах, скачущих на верблюдах, – русские богатыри. А тонкость исполнения – изумительная. 

– Мне нравится все необычное. Вот, например, свистулька. С одной стороны посмотришь на нее – слон, а с другой – муха. В последнее время увлекся изображением древнерусских славянских божеств, таких как Ярило, Велес, – рассказывает мастер. 

Валерий Николаевич уже передает свой опыт угличским ребятишкам в художественной школе. А вскоре начнет проводить мастер-классы и в училище. 

– Сейчас все чаще туристы задают вопрос продавцу сувениров или иной местной продукции: мол, относится ли это творение к народно-художественным промыслам? – говорит Алферов. – Никто не хочет покупать подделку, народ становится более продвинутым в этом плане. 

Ярославские корни, индивидуальный авторский почерк – а на что еще обращают внимание эксперты? Разумеется, на грамотность выполнения. Один творец принес на художественно-экспертный совет икону. Писал ее долго и очень старательно – получилась роскошная работа общей стоимостью примерно в двести тысяч рублей. Только перестарался мастер! Раскрасил святому нимб, как кокошник. Пришлось заявку «иконописца» отправить на доработку. 

Штучный товар 

Два года назад на основе регионального закона о народно-художественных промыслах Ярославской области было разработано «Положение о народном мастере». Автор идеи – Александр Алферов. За это время звание «народного мастера», которое присваивается постановлением губернатора области, получил 21 народный умелец. Вместе со свидетельством о высоком признании вручается серебряный значок. Звание дает право бесплатно работать в Ярославском областном архиве, преподавать ряд дисциплин в учебном заведении, организовывать собственные творческие курсы. Так, например, в Угличском педагогическом колледже в следующем году откроется отделение декоративно-прикладного искусства и народно-художественных промыслов, где будут преподавать как раз «серебряные» мастера. 

Некоторые традиционные для Ярославского края ремесла, увы, утрачены! Так, в Пошехонье производили сусальное золото – до начала XX века. Инструменты остались, а мастеров нет – никто из них перед уходом в мир иной не передал свое умение потомкам. К счастью, многие народные промыслы удалось сохранить или возродить. Даже такие редкие, как чернолощеная керамика. Но даже в этом случае настоящие умельцы – штучный товар. Получается, что где-то рабочих увольняют, а в артелях и на предприятиях, выпускающих изделия народных промыслов, – острая нехватка кадров. 

– Мы могли бы выпускать каждый месяц изделий на полтора-два миллиона рублей, приходится ограничиваться объемом сбыта 600–800 тысяч, – рассказывает директор предприятия, выпускающего переславскую керамику, Любовь Орехова. – Печи некому обслуживать, поэтому они две недели работают, следующие две недели стоят. И так почти три года. Мы обращались в службу занятости. Люди устраиваются к нам, но быстро «устают» от ручной работы. А фабрика так нуждается в формовщиках, гончарах, литейщиках, обжигальщиках! 

Дефицит рабочей силы – преимущественно художников – наблюдается и на ЗАО «Ростовская финифть». Предприятие при помощи департамента промышленности, предпринимательской деятельности и транспорта заключило договор с Холуйским художественным училищем на обучение мастеров, и в будущем году там откроется отделение миниатюрной живописи по эмали. Набирать учащихся планируется на Ярославской земле, а после выпуска новоиспеченным художникам будут гарантированы рабочие места в цехах «Ростовской финифти». 

 

 

– Нашим ремеслам нужна новая струя, молодая кровь, – говорит Александр Алферов. 

Особое значение его слова приобретают в свете того, что правительством области поставлена задача развития туристического кластера. А он немыслим без современной индустрии производства сувениров. Значит, у «серебряных» мастеров особая миссия – стать эталоном ярославской народной культуры и достойно представить свой регион на российском и мировом уровне. 




Юность-Ярославль
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе