Увлекательное музейное путешествие

Самостоятельная прогулка с путеводителем в руках – такой способ изучения реальности стал привычным для людей готовых видеть «удивительное рядом».

/facebook.com/fundacjamama

Мы стали постигать не только незнакомые места, но и открывать для себя новое в пространствах, в которых живем порой большую часть жизни. И если хоть раз вы предпринимали такую прогулку, то на ваших маршрутах наверняка встречали таких же «путешественников», порой даже с теми же путеводителями в руках. Быть туристом в родном городе – это тренд последних лет.

И в этом смысле «Музейный гид», издаваемый Благотворительным фондом В.Потанина не только попал в точку, но и немного опередил моду. В нынешнем 2014 году в свет вышел уже третий выпуск, который Фонд представил публике в июне в рамках фестиваля «Музейный гид» (специальный гость международного фестиваля «Интермузей»).

Ежегодно посредством голосования публики на фестивале Фонд определяет 16 музеев-победителей, которым посвящена отдельная брошюра «Музейного гида». Все вместе эти небольшие книжки выполнены в едином стиле и собраны в футляр. Взяв в руки это уникальной собрание, вам сразу же захочется отправиться в одно из этих удивительных мест, может быть неподалеку от вашего города, а может быть – за сотни тысяч километров. Появление «Гида» стало результатом двух других давних проектов Фонда: фестиваля «Меняющийся музей в меняющимся мире», который ежегодно привлекает профессионалов и всех, кто интересуется жизнью музеев, и программы «Первая публикация», представляющей публике исчерпывающую информацию об уникальных коллекциях. Однако в отличие от шикарных фолиантов «Первой публикации», которые сами по себе становятся событием музейного и книжного дела, «Музейный гид» - издание утилитарное, которое удобно взять с собой в путешествие. Каждый выпуск «Гида» продается в музеях, участвующих в программе. К тому же, все книги в свободном доступе выкладываются в интернете на специальном сайте www.museumguide.ru.

Брошюры удобного формата придуманы и сделаны для широкой публики. В каждой книжке информация о музее изложена достаточно кратко. Ведь сегодня, в век интернета и постоянно ускоряющегося темпа жизни в больших городах, мы привыкли к компактной, но исчерпывающей информации. При общности идеи и концепции каждая брошюра «Музейного гида» представляет собой самостоятельное издание. Впрочем, создатели проекта подчеркивают: это не музейный путеводитель в традиционном понимании, где описывается каждый экспонат коллекции или же прописывается подробный маршрут. «Музейный гид» - это скорее ориентир, своеобразная дорожная карта.

Для создания серии путеводителей ежегодно Фонд В.Потанина привлекает команду самых разных авторов: искусствоведов, сотрудников музеев и журналистов. Однако главный и неизменный принцип состоит в том, что текст пишет человек, не являющийся сотрудником данного музея. Центральный раздел путеводителя так и называется – «Взгляд», и это взгляд на музей со стороны, когда безошибочно срабатывает эффект первого впечатления. Такой рассказ о музее будет интересен не только потенциальному путешественнику, но и сотрудникам, досконально знающим свои коллекции, и, быть может, не всегда по достоинству оценивающим какие-то из экспонатов.

Впрочем, в этом году брошюры «Музейного гида» были несколько изменены по сравнению с предыдущими выпусками – все же появилось краткое описание некоторых экспонатов музеев (рубрика «Коллекция»), раздел, посвященный самому необычному экземпляру собрания («Первый план») и ценная и полезная информация о других достопримечательностях города, гостиницах и ресторанах (рубрика «Окрестности»).

Каждый выпуск «Гида» – это результат совместной работы авторов и сотрудников музеев. И об этом на презентации в рамках фестиваля «Музейный гид» было сказано много комплиментарных слов. Однако не побоялись создатели поведать и о некоторых сложностях в работе. Ни для кого не секрет, что музеи, а особенно провинциальные, испытывают недостаток средств. Порой на детальное исследование коллекции и некоторых ее предметов элементарно не хватает людей и ресурсов. В результате некоторые экземпляры музейных коллекций «обрастают» легендами. Именно такая ситуация сложилась и в этом году с одним из экспонатов Ивановского государственного историко-краеведческого музея им. Д.Г. Бурылина. Это уникальные астрономические часы, которые составляют гордость музея, однако, по мнению куратора «Музейного гида» этого года и искусствоведа Натальи Золотовой были недостаточно детально исследованы. В результате совместной работы музей получил расширенное описание часов, что, возможно, поможет его сотрудникам в будущем.

Впрочем, провоцировать музеи на новые открытия и проекты всегда было главной задачей деятельности Благотворительного фонда В.Потанина. «Фестиваль «Музейный гид» – это новый взгляд на среду, в которой живут и работают музеи, их сотрудники и посетители, – подчеркивает исполнительный директор Фонда Оксана Орачева. – Мы стремимся не просто показать проекты, поддержанные Фондом, но, главное, технологии и находки, которые могут быть интересны музейщикам в их повседневной работе. Нам кажется важным продемонстрировать то, что может быть востребовано зрителями – открытые подходы, которые делают музей интересным и уникальным».

Анна Кочарова

CHASKOR.RU

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе