В поисках соломонова решения

Ярославская епархия начала процесс возвращения ей пяти знаковых музейных храмов Ярославля Архитектурные памятники – шедевры, отражающие развитие ярославского храмового зодчества и иконописи в XVII веке, могут в ближайшие годы утратить свой музейный статус. Между тем это часть именно того исторического наследия, которым мы гордимся, когда позиционируем Ярославль как центр туризма не только российского, но и мирового значения.

Хранители

Ярославская епархия направила заявление о передаче ей в безвозмездное пользование пяти храмов, которые находятся в ведении государ­ственного архитектурно-художественного музея-заповедника. Речь идет о храмах Николы Надеина (1621), Ильи Пророка с колокольней (1650), Богоявления (1682), Иоанна Предтечи в Толчкове (1687), Рождества Христова (XVII в.) – подлинных жемчужинах нашей церковной архитектуры, полюбоваться которыми приезжают туристы со всего света.


– Федеральное законодательство предусматривает возвращение церкви имущества религиозного назначения, находящегося в государственной и муниципальной собственности, – говорит заместитель директора по научной работе Ярославского музея-заповедника Светлана Блажевская (на фото вверху). – Но если храм одновременно является архитектурным памятником мирового уровня, простые решения невозможны.


Если священники, говоря о таком храме, прежде всего пекутся о служении Богу, то музейщики думают о том, как разрушительно время и как трудно ему противостоять.


– Старинное здание подобно человеку в летах, которому нужны уход, внимание и лечение, – делится наболевшим Светлана Евгеньевна. – Реставрация и охрана обходятся очень дорого. К примеру, у церкви Ильи Пророка, которую периодически реставрируют, очень плохие фундаменты. Их цементирование не дало тех результатов, на которые рассчитывали ученые. В результате на галереях по-прежнему змеятся большие трещины. Необходимо продолжать исследовательские, инженерные, реставрационные работы, а это требует десятков миллионов рублей. Кровля храма Иоанна Предтечи – очень проблемная. Ею надо предметно заниматься. Кроме того, все храмы требуют реставрации монументальной живописи. Именно реставрации.


Беспокоиться есть о чем. Вспомним хотя бы Свято-Введенский собор Толгского монастыря.


– В нем фрески, по сути, переписали заново, – утверждает музейщик. – Да, максимально деликатно. Да, там работали очень хорошие художники. Но памятник-то мы потеряли! Живописи XVII века в Свято-Введенском соборе больше не существует.


История России полна жестоких коллизий, и музейщики на протяжении десятилетий хранили духовные ценности, спасая многие из них от гибели. Так случилось с храмом Ильи Пророка. В мае 1922 года он был взят на учет в губернском историческом музее, ему была присвоена высшая категория. В 30-е годы прошлого века воинствующие атеисты, собрав тысячи подписей горожан, обратились в городскую админи­страцию с требованием убрать с центральной площади советского областного центра культовое сооружение, чтобы на его месте установить памятник борцам революции. Представителям сектора архитектуры Главнауки Барановскому и Померанцеву, сотрудникам ярославского музея едва удалось отстоять храм. А ведь в то суровое время проявить такую инициативу значило подвергнуть риску собственную жизнь.


А вот обрушение колокольни храма Рождества Христова на улице Кедрова, увы, музейщики предотвратить не смогли, хотя и писали в ведающие финансами вышестоящие инстанции письма об ее аварийном состоянии.


Исторический центр Ярославля с его величественными церквями и соборами – это всемирное культурное наследие. Так, может, главное не в том, кто будет его хранить, а – как.

Путь компромиссов


– Мы действуем в соответ­ствии с Федеральным законом №327 от 30 ноября 2010 года «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности», – обосновал позицию Ярослав­ской епархии ее пресс-секретарь иерей Александр Сатомский. – Российское законодательство по примеру мирового опыта, а также учитывая условия, поставленные Советом Европы, обязало государст­венные структуры возвратить религиозным организациям отобранную у них в советское время собственность. К сожалению, многое утрачено безвозвратно. Из того немногого, что сохранилось, лишь крупицы были переданы ранее церкви, да и то в руинированном состоянии. Все мы помним Толгский монастырь 1987 года и видим, как выглядит он сейчас. Но до сих пор в храме Ярославских чудотворцев музея-заповедника из-за забеленных интерьеров глядят на праздничные шоу лики небесных покровителей Ярославля.


А мы в Успенском соборе Ростова пригласили на реставрационные работы профессионалов по согласованию с департаментом культуры области. Эти храмы посвящены нашими предками Богу. Понимая их исключительную ценность, епархия подала документы на передачу их в безвозмездное пользование, при этом они останутся в соб­ственности Российской Федерации, а вход в них после передачи епархии станет бесплатным для всех.


В мировой культуре уже наработан успешный опыт суще­ствования храмов-памятников – в положенные часы в них идут службы, в остальное время их посещают туристы. В Ярославле некоторые храмы годами епархия и музей тоже использовали совместно. В церкви Богоявления для круглогодичных богослужений выделен отапливаемый придел, теплоизоляционная штукатурка которого защищает от температурных колебаний фрески центрального храма. Другое дело, что в некоторых храмах-музеях для сохранения исторически ценных росписей и убранства ученые не рекомендуют проводить службы вообще или советуют ограничить их особым графиком. Но как на это посмотрит епархия?


Закон дает 6 лет для передачи объектов, но далеко не все еще отрегулировано. В каждом храме существует коллекция музейных предметов, которые являются неотъемлемой частью государственного музейного фонда, а он неделим согласно российскому законодательству.


– При передаче церкви Святой Троицы в Никитниках Государственный Исторический музей увез на новое место иконо­стас, элементы убранства храма и утварь. Мы не пойдем по этому пути. Ведь памятник самодостаточен лишь тогда, когда он целостен. С другой стороны, за предметы музейного хранения мы отвечаем. Поэтому нужно искать взаимоприемлемые решения на пути компромиссов, – считает Светлана Блажевская.


Здесь нелишне вспомнить библейскую притчу о царе Соломоне, в которой две женщины отстаивали право на ребенка, и настоящей матерью мудрец признал отнюдь не ту, которая тянула дитя сильнее. Если бы был разработан и утвержден особый порядок использования храмов – туристических объектов столицы Золотого кольца, то спорных вопросов возникало бы значительно меньше.

 Ярославский регион

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе