В Ярославле хотят выселить из занимаемого помещения уникальный «Дом муз»

В Ярославле выгоняют на улицу «Дом муз» - один из первых в стране общественных музеев современного искусства, созданный заслуженным художником Российской Федерации Ариадной Соколовой.

«Я надеюсь только на резонанс со стороны общественности, к которой должен прислушаться мэр Виктор Волончунас», - заявила она корреспонденту Агентства национальных новостей.

История музея началась в 1989 году, когда ярославские власти решили снести старый красивый дом на улице Чайковского. Он был построен еще до революции хирургом Николаем Бибиковым, получившем известность также в качестве одного из авторов поэтического переложения «Слова о полку Игореве». При Советской власти в особняке сделали коммуналку, которую и начали расселять, чтобы стереть здание с лица земли. Но против этого выступила городская общественность. Ее голос был услышан, и дом, построенный в стиле модерн, сохранили, придав ему статус памятника истории и культуры регионального значения. А затем Ариадна Соколова предложила открыть в нем музей современного искусства «Дом муз». Вместе с ней ходатайство об использовании старого особняка под эти цели подписали актриса Волковского театра Наталья Терентьева, доцент Ярославского педагогического института Владимир Жельвис, нынешний заместитель директора Музея истории города Николай Корсиков и руководитель знаменитого ансамбля «Барокко» Игорь Попков.  

Власти согласились и отдали созданной инициаторами городской общественной организации «Музей современного искусства «Дом муз» здание в безвозмездное пользование сроком на двадцать лет. Следом силами энтузиастов при поддержке главы города Виктора Волончунаса и его заместителя Валерия Величко в доме были проведены ремонтно-косметические работы, восстановлено отопление и водоснабжение. А вскоре открылась и экспозиция, состоявшая из полотен М. Кичигина и В. Кузнецовой-Кичигиной, М. Касаткина, К. Коровина, А. Васнецова, М. Реутова, Л. Благинина, А. Синько, акварелей американского художника Даниела Вулсона, скульптур, фисгармонии, старинной мебели, колоколов, икон, светильников, предметов городского и крестьянского быта, игрушек и даже детских рисунков.

Кроме того, в «Доме муз» начала работать литературная гостиная. Оставалось совсем немного – закончить ремонт здания и провести к нему «туристические» маршруты, что было бы выгодно и самому музею, и городу. Однако эти мечты не сбылись: власти, озабоченные экономическими прооблемами, про «Дом муз» вскоре забыли. В итоге с середины девяностых весь груз проблем – от ремонта здания до оплаты коммунальных расходов – лег на плечи самой Ариадны Леонидовны. Единственным источником поступления денег являлась для нее продажа собственных картин. Но компенсировать таким образом затраты по содержанию музея было, конечно, немыслимо. В итоге Ариадна Соколова стала экономить, на чем могла: распустила штат, из-за отсутствия смотрителей залов ограничила время посещения выходными днями, а вместо сторожа завела несколько дворняг.

Однако главной проблемой к началу нового тысячелетия стали уже не воры, а вполне цивильные господа. Ведь по мере того, как земля в центре города дорожала, появилось всё больше желающих прибрать к рукам старинный особняк. Одни предлагали Ариадне за деньги «немного пододвинуться». Другие вели интриги в коридорах власти, утверждая, что дом продолжает ветшать, музей посещает мало народа, и следует передать здание «рачительному хозяину».

Понимая, что тучи над «Домом муз» сгущаются, друзья советовали Соколовой оформить его в качестве филиала одного из уже существующих ярославских музеев – но художница отказалась, поскольку верила, что вот-вот найдется меценат, который без всяких меркантильных соображений поможет организации деньгами и защитит «Дом муз» от посягательств. При этом, невзирая на трудности, она продолжала расширять экспозицию и претворять в жизнь новые идеи вроде постройки во дворе павильона для летних спектаклей камерного театра.

Весной 2007 года это подвижничество было по-достоинству оценено выпускницей ВГИК Полиной Варази, которая сняла на киностудии «Точка зрения» посвящённый деятельности Ариадны Соколовой и «Дома муз» документальный фильм «Нить Ариадны». А в 2008-м картины из фондов самого общественного учреждения стали составной частью проекта «Провинциальный идеализм», реализуемого Ярославским Художественным музеем.

Между тем, мецената-защитника у «Дома муз» так и не нашлось – зато желающие получить особняк в собственность действовали всё активнее. В итоге весной этого года грянул гром – 30 апреля, когда у общественной организации «Дом муз» закончился срок договора на пользование зданием и Ариадна Леонидовна попросила его продлить, власти города заявили, что делать этого не будут. Одновременно дом был снят с баланса управления культуры мэрии, а чиновники комитета управления муниципальным имуществом сообщили, что здание планируется выставить в ноябре-декабре на торги.

Соколова забила тревогу: написала письмо на имя губернатора - но внятного ответа так и не получила, много раз ходила с просьбами оставить дом «под музы» в ту же мэрию, – но там пожилую женщину никто особо не слушал. У нее, конечно, взяли толстую папку с документами и отчетами о работе «Дома муз» за все время его существования, клятвенно пообещав передать всё заместителю мэра. Но, как выяснилось позже, не передали.


Ныне противостояние 84-летней художницы и городских чиновников подходит у печальному финалу. Коллекции всё еще находятся в здании, но «муз» в любой момент могут попросить на улицу. Причем, по общему убеждению, даже если бы каким-то чудом нашелся меценат, готовый купить здание на аукционе и оставить в нем «Дом муз» - этого не случится, поскольку вопрос, «кто будет хозяином», кулуарно уже решен. Осведомленный источник из ярославских органов местного самоуправления сообщил корреспонденту АНН, что уже давно ходят слухи о сговоре между некоторыми чиновниками мэрии и одним из крупных ярославских бизнесменов, положивших глаз на «Дом муз». У этого коммерсанта есть в собственности ненужное ему административное здание, которое требуется мэрии. А у мэрии есть в собственности дом, откуда выселяют организацию Ариадны Соколовой. В итоге, якобы, стороны собираются совершить своего рода «обмен». К зиме дом выставят на торги, но сообщат при этом, что готовы принять у покупателя вместо денег «натуру» - например, в виде административного здания определенной площади, находящегося в определенном месте. Таким образом, нормы федерального закона №94, требующего реализовать муниципальное имущество только через аукционы, будут формально соблюдены - но победителем автоматически станет тот самый бизнесмен, планирующий разместить в историческом здании магазин и ресторан.

При этом, что удивительно, других музеев современного искусства в Ярославле нет, и, на фоне кризиса, они вряд ли появятся. Даже собранная местным врачом и преподавателем Владимиром Гавриловым уникальная галерея «Иные», которая состоит из картин серьезно больных людей и много путешествовала по европейским столицам, гнездится ныне на кафедре одного из вузов.

«А ведь музей современного искусства является одним из непременных атрибутов мегаполиса. – говорит депутат муниципалитета Ярославля Евгений Урлашов. – Иностранные туристы уже давно пресытились видами наших церквей и экспозициями классических музеев. Поэтому наличие галереи современного искусства резко повышает привлекательность города для зарубежных гостей. И печально, если «Дом муз» вдруг окажется бездомным».

Двенадцатого ноября в мэрии Ярославля проходили общественные слушания по проекту городского бюджета на 2010 год. Корреспондент Агентства национальных новостей задал вопрос о судьбе «Дома муз» непосредственно мэру Ярославля. Глава города Виктор Волонунас, увы, лишь подтвердил опасения за судьбу уникального музея современной живописи.

«Я прямо могу сказать, что мы будем принимать по нему решение. – сообщил мэр корреспонденту АНН. – Здание должно быть передано в частные руки».

Глава города заявил, что в Ярославле есть частные и общественные организации культуры, которые оправдали ожидания властей и получили широкую известность. В качестве примера он привел городской Джазовый центр, а также музей «Музыка и время». Но не секрет, что сама мэрия долгие годы активно помогала двум упомянутым организациям и материально, и тем, что рекламировала их при всяком удобном случае. «Дом муз» такой поддержки последние пятнадцать лет был полностью лишен, и вряд ли приведенные примеры успешного развития частной инициативы можно считать корректными.

Особенно удивительно намерение выселить организацию Ариадны Соколовой на улицу в преддверии огромной значимости праздника. Ведь в 2010 году Ярославль будет шумно отмечать свое тысячелетие. И дико, что перед юбилеем, который должен продемонстрировать всему миру культурные традиции города, в нем уничтожают один из очагов той самой культуры. Ариадна Соколова, впрочем, всё еще надеется на благополучный исход дела - и даже делится планами открыть очередную выставку работ уже не на трех этажах здания, где картинами завешены все стены, а в чердачном помещении. Она, кажется, до сих пор всерьез не верит, что жестокие законы рынка не делают поправок ни на сохранение культурных ценностей, ни на тот статус заслуженного художника Российской Федерации, который есть у Ариадны Леонидовны. Она думает, что если общественность дружно выскажется против выставления здания на торги – то «Дом муз» будет спасен.

Источник

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе