Восславим Царское село!

2 мая исполняется 280 лет со дня рождения Екатерины Второй (дейст­вительно Великой), незваного, но желанного варяга, творца первой в российской истории «оттепели», принцессы, просветителя и укротителя одновременно. Выписывая для своего племянника невесту, немецкую девочку из европейского «медвежьего угла», Елизавета рассчитывала на то, что она родит державе наследника, и более ни на что. Но этот «мавр», сделав свое дело, не удалился в частную жизнь (на счастье России). Никто не сказал немецкой принцессе: «Приди и володей нами», но она так и сделала по собственной инициативе. 

Екатерина выучила язык, приняла православие, изучила страну, но не стала разновидностью Обломова, сохранив внутри твердый немецкий стержень деятельного и эффективного Штольца. Она сумела стать для России тем, чем стала для Англии Елизавета (с поправкой на российскую запущенность и отставание на 500 лет и в политике, и в экономике). 


Петр Первый, по словам историков, «открыл окно в Европу и распахнул дверь в Азию», осуществляя реформы с помощью жутких казней, пыток, попрания человеческого достоинства даже элиты общества, не пощадив родного сына, заставив священников доносить на прихожан, раскрывая тайну исповеди, плодя вокруг холопов, ибо страх граждан не создает. Екатерина Вторая даже со слугами была на «вы», не повышала голоса и вводила европейские нравы не только по существу, но и по форме. 

Она сформулировала две задачи абсолютного абсолютизма, которые нам еще выполнять и выполнять. Первая: нужно просвещать нацию, которой должно управлять. Вторая: нужно ввести добрый порядок в государстве, поддерживать общество и заставить его соблюдать законы. К тому же Екатерина отучила подданных от страха бессудных и немотивированных расправ. Ее двор проводил время не в грубых кутежах, а в философских беседах. Вольтер и энциклопедисты стали фактором общественного сознания. 

Давайте перечислим хотя бы самые серьезные реформы. Екатерина провела в 1767 году первый «съезд народных депутатов» в виде «Уложенной комиссии» на 600 человек от всех сословий, включая государственных крестьян, положив им на стол юридическую шпаргалку — «Наказ», основы права и политологии. И не ее вина в том, что депутаты оказались реакционнее монарха, высказывались против освобождения крестьян, и их пришлось распустить за полной бесполезностью. Екатерина активно строила капитализм, введя в 1780 году право собственности на фабрики и заводы, борясь с инфляцией, наладив выпуск ассигнаций, учредив госбанк. Она создала систему женского образования (Смольный институт), сеть городских школ. Разрешила открывать частные типографии. В 1785 году Екатерина издала «Грамоту на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства», избавив его от обязанности служить на государевой службе, от телесных наказаний и позволив создавать дворянские собрания. Жалованная грамота городам дала права и вольности бизнесу (купцам 1-й и 2-й гильдий) и «именитым гражданам», то есть тогдашней интеллигенции. Без этих реформ Александр Второй не смог бы провести свои. Екатерина допустила свободу совести, дав независимость другим конфессиям (иудеям, старообрядцам, протес­тантам…) Наконец, она отменила пытку. 

Конечно, Россия осталась империей, и, путешествуя из Петербурга в Москву, не стоило выглядывать из окошка в форме самиздата, как это сделал Радищев, да и масоны были не в чести (Шлиссельбургская крепость для Новикова). Конечно, поляков поделили и подавили, но в этом удовольствии не отказывал себе и Александр Второй, а чеченцев возвращал силой даже Ельцин. Но прошло чуть ли не триста лет, а мы живем от оттепели до оттепели, сейчас мечтаем о следующей и ничего лучше выдумать не можем. Поэтому — восславим Царское Село! 

Новодворская Валерия

The New Times
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе