Выставка «Перекресток утопий: будущее в литературе 1920-х годов»

Выставочный проект Государственного музея истории российской литературы имени В. И. Даля «Перекресток утопий: будущее в литературе 1920-х годов» посвящен образам идеального «города будущего», представленным в отечественных литературных утопиях и антиутопиях, появившихся после Октябрьской революции.

12 апреля 2022 года в 18:30 в отделе ГМИРЛИ им. В. И. Даля «Дом И.С. Остроухова в Трубниках» (Трубниковский переулок, 17, стр. 1) состоится открытие межмузейного выставочного проекта «Перекресток утопий», посвященного образам будущего в литературе 1920-х годов.
 

В это время утопия становится чуть ли не главным литературным жанром, начиная с текстов В. Хлебникова, В. Маяковского, А. Гастева, А. Платонова и заканчивая ранней советской научной фантастикой и антиутопией «Мы» Замятина. Экспозиция раскрывает феномен утопии как особого стиля мышления о будущем, а также описывает различные грани этого понятия.

На выставке собраны материалы из фондов ГМИРЛИ им. В.И. Даля, Музея архитектуры им. А.В. Щусева, Музея кино, Российского государственного архива литературы и искусства, Российской государственной библиотеки, Политехнического музея и др.
 
В двадцатые годы утопия становится едва ли не главным литературным жанром — чрезвычайно удобным способом изобразить желаемое коммунистическое будущее: без угнетения, голода, частной собственности, болезней, смерти. Классические утопии («Город Солнца» Томмазо Кампанеллы, «Утопия» Томаса Мора) объявляются предшественниками теории социализма. Под влиянием «Города Солнца» Ленин инициирует «План монументальной пропаганды», Луначарский пишет драму «Фома Кампанелла». Андрей Белый призывает поскорее вступить в «Солнечный Град», а Маяковский сочиняет «Мистерию-буфф», герои которой прокладывают путь к социалистическому «солнцеграду».

Перекресток утопий1.jpg
На воображаемой карте грядущего мира появляются идеальные города и страны: хлебниковская «Лебедия», платоновский «Чевенгур», «Страна Гонгури» Вивиана Итина, есенинская «Инония», «Страна крестьянской утопии» Александра Чаянова. Фантастическим урбанистическим пейзажам будущего противопоставляются крестьянские представления об идеальном обществе, а русские теоретики космизма мечтают о межпланетных путешествиях и устройстве идеального мира в других вселенных. Наконец, «грядущий мир» начинают изображать критически: появляется предтеча всех известных антиутопий ХХ века — роман Замятина «Мы». 

Из полемики различных утопических систем рождается советская научная фантастика.

Авторы 1920-х годов увлеченно рисовали в своих произведениях мир, в котором возможны полеты в космос, роботизация производства, продление жизни, всеобщая коммуникация. Какие фантазии писателей воплотились в жизнь, а какие еще ждут своего возможного воплощения, можно будет увидеть, пройдя по выставке.

Экспозиция знакомит с миром будущего в представлении В. Хлебникова и Е. Замятина, А. Платонова и А. Чаянова, А. Беляева и А. Толстого, В. Маяковского и Я. Окунева. В залах представлены чертежи и модели «механизмов будущего», графические изображения «летающих городов», материалы, рассказывающие об авторах утопий и восприятии их текстов современниками.


Выставочный проект подготовлен при участии:
Государственный музей архитектуры имени А. В. Щусева, Российский государственный архив литературы и искусства, Мультимедиа Арт Музей, Государственный центральный театральный музей имени А. А. Бахрушина, Политехнический музей, Российская государственная библиотека, Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Государственный исторический музей, Государственный центральный музей кино, Российская академия наук.

Кураторы: Марина Краснова, Тимур Хайрулин

Контакты для СМИ: Надежда Николаева, +7 967 160-06-80, nikolaeva@goslitmuz.ru


Дом И. С. Остроухова в Трубниках
Трубниковский переулок, 17, стр. 1, ст. м. «Баррикадная», «Смоленская», «Арбатская»

Автор
Елена КОНСТАНТИНОВА
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе