... как ива в воде

Случай с пистолетом в театре «Гешер», рассказанный театральным критиком, культурологом Инной ШЕЙХАТОВИЧ
На гастролях Волковского театра в Тель-Авиве оказалось, что в реквизите для спектакля «Екатерина Ивановна» нет пистолета. Может быть, потому не оказалось, что провозить оружие, даже бутафорское, даже игрушечное - через границу довольно сложно. Но в спектакле именно с пистолета, с выстрелов начинается вся эта безумная история гибели семьи, веры, надежды. С которого закручивается гибельный водоворот. Продюсер почти лишилась дара речи. А я начала звонить. В оперу. В национальный театр «Габима». В «Камерный». Сам театр «Гешер», на главной сцене которого играли ярославцы в этот вечер, был на гастролях. И в его реквизитные закрома попасть было невозможно. Я звонила в детские и другие театры. Кто-то поехал в магазин игрушек, привез оттуда не пистолет, а информацию: у нас в Израиле купить детское оружие можно только в дни праздника Пурим. «К режиссеру идти тебе, - сказала продюсер, - мне страшно».

Евгений Марчелли сидел в зале, вел репетицию, делал последние штрихи на своем полотне, вытканном по пьесе Леонида Андреева. Спокойно, небыстро. Будто у него была впереди вечность на эту конкретную репетицию. Я осторожно подошла.

- Женя, у нас нет пистолета... И взять негде. Что будем делать?

Он был невозмутим. Будто я всего лишь сказала, что завтра в Лондоне пойдет дождь. - Ничего, все в порядке. Театр - это не пистолет, не пушка, не самолет, - что-то примерно такое он тогда мне ответил. - Театр – это чудо актерского существования. Театр - это условность обстановки и безусловность искусства, - и попросил звуковиков найти звуки выстрелов. Спектакль начался со смертоносных рывков разгневанного мужа, с гибкого и слепящего бега Екатерины Ивановны, с хруста семейной лодки, разбивающейся о быт.

Они играли без нажима и без пафоса, эти вдохновенные ярославцы. Меняли цвет и интонацию в соответствии с цветом и состоянием режиссерской драматургии. Реплики андреевской пьесы, кромешной и многоликой, рождались прямо сейчас. Личность и сердечный ритм Леонида Андреева, человека, сумевшего напугать даже грандиозного и величественного Льва Толстого, отразились в спектакле, как ива в воде.

«Женщина шла осторожно, оскользаясь и, по привычке, поддерживая юбки; и крепко под руку, остерегая и нащупывая ногою дорогу, вел ее к смерти мужчина».

Это – Андреев. Жестокий и без оглядки спешащий во мрак. Считавший, что безграничная свобода и смерть есть синонимы. Спектакль «Екатерина Ивановна», поставленный Евгением Марчелли, осмыслил по-новому всех этих Стибелевых, Ментиковых, Кромысловых, которым не то, что страну, женщину сделать счастливой не дано...

Фрагмент из книги о Евгении Марчелли, которую подготовила к изданию профессор Маргарита Ваняшова. Книга называется "Театр евгения Марчелли. Путешествие на пределе возможностей".  Предполагается, то ее презентация состоится 24 сентября - в день торжественного закрытия Волковского фестваля, где будет показан спектакль Марчелли "ГрозаГроза" (Театр Наций) и состоится официальное чествование Мастера в связи с его юбилеем.

Автор
Инна ШЕЙХАТОВИЧ
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе