Фото: Игорь Захаркин
— Нас действительно интересует, как он работал, — признался Андрей Могучий «Известиям». — Важно, чтобы молодежь не забывала имя Георгия Александровича.
Тематика лаборатории всегда отражала творческую биографию ее художественного руководителя. Год назад ТПАМ был посвящен взаимодействию режиссера и продюсера, а также исследованию экспериментального интернет-театра. Это была своеобразная репетиция открытия Новой сцены Александринки, которой тогда занимался режиссер.
Сегодня же, находясь на посту худрука БДТ, Андрей Могучий приступил к исследованию творчества Товстоногова, благодаря которому БДТ стал известен на весь мир.
Решение собраться в историческом здании на Фонтанке было продиктовано скорее концепцией мероприятия, нежели удобством. С главной сцены БДТ, где полным ходом идет реконструкция, сквозило декабрьским холодом, а участникам лаборатории на протяжении двух часов приходилось кутаться в верхнюю одежду.
Взяв слово, Андрей Могучий показал собравшимся фотографию, сделанную на спектакле «Идиот». На ней Иннокентий Смоктуновский в роли князя Мышкина отрешенно смотрит на Татьяну Доронину — Настасью Филипповну.
Татьяна Доронина и Иннокентий Смоктуновский в спектакле “Идиот”. Реж. – Георгий Товстоногов.
Татьяна Доронина и Иннокентий Смоктуновский в спектакле “Идиот”. Реж. – Георгий Товстоногов.
Фото из архива БДТ
— Эта фотография меня заворожила, — признался режиссер. — Во многом идея лаборатории родилась из этого снимка. Может быть, это что-то личное, но мне очень хотелось бы услышать, что Товстоногов говорил актерам, прежде чем добился такого состояния.
Открыла лабораторию профессор СПбГАТИ Елена Горфункель с лекцией-ликбезом, посвященной самым ярким эпизодам творческой биографии режиссера. В завершении участники ТПАМа попытались узнать, в чем заключается загадка Товстоногова и чем уникален его творческий метод.
— Это все равно, что спросить, чем «Гамлет» Шекспира лучше, чем «Гамлет» его предшественников, — парировала Елена Горфункель. — Ответ очевиден: тем, что это Шекспир. Так же и здесь — тем, что это Товстоногов.
Режиссеры из Парижа, Копенгагена, Милана, Нью-Йорка и Вены вместе с петербургскими артистами займутся исследованием «Идиота» 1957 года. Участникам лаборатории предоставят архивные фото- и видеоматериалы, а разобраться в специфике товстоноговского метода помогут его соратники и старейшие педагоги Санкт-Петербургской театральной академии.