Доктор кукольных наук

Жил-был маленький мальчик, мечтавший о той поре, когда он станет взрослым. Другие мальчики хотели быть милиционерами, пожарными, лётчиками, космонавтами. Но маленький Дима, влюбившийся в театральное чудо в «Золотом ключике» Алексея Толстого, нашёл в повести воплощение своей мечты – он станет директором театра, где будут жить весёлые и ловкие человечки. Или куклы, которых называли в «Золотом ключике» деревянным народцем. Он придёт на Дураково поле, но вовсе не в роли Буратино, и поле станет настоящим Полем Чудес. А он – настоящим Директором.

– И всё-таки, почему вы захотели стать актёром? – спросили его, когда он только что поступил в театральное училище.

– Актёром?– удивился он. – Я не хочу быть актёром. Я хочу стать директором театра. Я должен знать склад ума и эмоциональную сферу актёрского мира.

13 июля Дмитрию Стрекалову исполняется 50 лет. Сегодня его театральные проекты в сфере менеджмента широко известны в мире искусства и массовых зрелищ. Однако, у нас в Ярославле мало кто знает, что под руководством Стрекалова были осуществлены проекты Всемирной московской театральной олимпиады (в огромной и весомой части уличных зрелищ и карнавалов), празднования 300-летия Петербурга, Венецианского карнавала в Венеции, праздники дней города – Нью-Йорка и Токио.

СЕКРЕТ ГЕНЕТИЧЕСКОГО КОДА

Театр стал его стихией в юности. Откуда возникло в нём природное чувство театрального?

В древнем роду Стрекаловых были государственные деятели, губернаторы, генерал-адъютанты, учёные, деятели культуры. Родословной в доме занимался дед, который читал и переписывал старинные родословные книги. Один из предков, Степан Фёдорович Стрекалов, был канцлером при Екатерине II. По нынешним меркам, премьер-министр. Канцлером Степан Стрекалов пробыл два года, а затем, по его просьбе (!) перемещён с высокого поста и поставлен к управлению зрелищами. После Сумарокова, Фёдора Волкова и Дмитревского, Олсуфьева управление императорскими театрами возглавил Стрекалов, безмерно преданный театру.

Есть в этой приверженности к театру и зрелищам некий генетический знак. Какая энергия и организаторская сила необходимы, чтобы в легендарной театральной олимпиаде в Москве прошёл парад мировых карнавалов, в котором приняли участие пять тысяч актёров из 50 стран. Оркестр парил в небе над Большим театром на семидесятиметровой высоте. 18 музыкантов были подвешены на тросах на горизонтальной линейке гигантского подъёмного крана. Все ответст­венные за безопасность людей структуры вынесли запретные вердикты. А если кран рухнет? Тросы не выдержат? Крановщик ошибётся? Дмитрий пришёл к Юрию Михайловичу Лужкову. Тот выслушал и сказал: «Действуй, Дмитрий! Беру всю ответственность на себя».

И возникла феерия летающих в воздухе барабанщиков на фоне разноцветно-пылающего неба. А на земле гремела итальянская «футуристическая машина движений и ритмов», ансамбль ударных инструментов Марка Пекарского, музыкантов из Бельгии. Перед Малым театром раскинулось настоящее озеро с элегантным перекидным мостиком, по которому только и можно было пройти в театр. А потом на фоне светящегося театрального портала Малого театра побежали разноцветные стрелеровские арлекины… Финалом торжеств стал спуск на воду бамбукового «Корабля дураков» на Москва-реке. Возникла мысль о настоящем клоунском корабле.

Своему отцу, инженеру-строителю, Дмитрий обязан точностью расчётов, видением перспективы, богатым воображением и честолюбием. И ещё – уверенностью и элегантностью. Легендарный Фирс Шишигин называл его просто Митька. Первый ректор театрального института Станислав Клитин ещё в 80-х, разглядев в нём деловую хватку, назвал его «социалистическим бизнесменом». Эпитет был понятен, «бизнесмен» вызывал лёгкую оторопь. Но время отмело первое и утвердило второе. Он окончил Высшие театральные курсы Министерства культуры СССР, Академию народного хозяйства при Правительстве РФ.

Дмитрий с детства был всегдашним нарушителем любого спокойствия, но послушен, начитан, воспитан. Как будто «положительный» мальчик, правда, безумно энергичный. И ещё – хулиган, enfant terrible. Согласитесь, если в советской школе ученика три раза исключают из пионеров, а потом три раза – из комсомольцев, это не знак судьбы, но особенность характера.

СПАСИБО ТОВАРИЩУ СТРЕКАЛОВУ…

Наши кукольники любят и умеют устраивать праздники. 80-летие Ярославского театра кукол весной 2007 года открывалось уличным театром. По площади расхаживали великаны на ходулях, кувыркались сказочные гимнасты и смешили клоуны. Внутри был настоящий «парк советского периода» с игровым действом о пионерском детстве в лучших тонах соцарта. Гостей принимали в пионеры. Сказывалась неутоленная страсть к пионерской атрибутике, к светлой пародийности. Ностальгический красногалстучный триумф с песнями, кумачовыми плакатами, рапортами, линейками, поднятием флага, физзарядкой под баян и отважной старшей пионервожатой. Время от времени возникала спокойно-царственная фигура Д. А., конечно же, в роли начальника пионерлагеря, что тебе Дынин из знаменитого фильма «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён!». Но весёлой иронии там было хоть отбавляй… Оставалось только сказать: «Спасибо товарищу Стрекалову за наше счастливое детство!».

Для Дмитрия Ардальоновича Ярославский театр кукол – выпестованное любимое детище. Так или иначе, это его театр. Здесь работают и мастера со стажем, и выпускники театрального вуза. Они – основа труппы. В формировании труппы – заслуга директора. Каждый год он последовательно отсматривает дипломные спектакли кукольных курсов. И отбирает лучших. Ирина Климушкина-Глебычева, Елена Лопатина-Любимкова, Екатерина Соколова, Анатолий Белков, поставивший уже несколько спектаклей, Михаил Богданов, Даниил Морозов, Ярослав Узенюк (недавно ставший заслуженным артистом России), – все они любят свой театр. Для них представление, радость импровизации – смысл творчества, а в театре у них есть перспектива.

– Стрекалов по гороскопу Рак, – говорит профессор театрального института, режиссер-педагог Елена Борисова. – Это внешне у него такой твердый панцирь и неприступность, а внутренне он очень раним и даже нежен. У него тонкая душа. Мне нравится работать в кукольном. Я туда прихожу как на праздник.

Конечно же, область финансирует театр в жёстких границах бюджета. Но кто будет находить средства для того, чтобы просто, без спектаклей, вывезти актёров в наши театральные столицы, на международные творческие мастерские, где актёры видят ведущих мастеров своего жанра. Без этого невозможен творческий рост. И наши актёры смотрят творческие работы лучшего кукольника всех времён и народов, как его называют, Филиппа Жанти, других мастеров, ездят на международные фестивали.

– Хотя иногда Стрекалов – настоящий Карабас-Барабас, – иронически возражает актёр театра Анатолий Белков. – Хозяин с плёткой в руках.

КАРАБАС­БАРАБАС

Знаменитая кожаная плеть давно висит у Стрекалова в кабинете на гвоздике. Она подарена Стрекалову президентом Академии искусств Индии во время гастролей театра кукол в этой стране. После огромного успеха спектакля «Бука», рассчитанного на 120 зрителей и сыгранного почти для тысячного зала, актёров ждала прогулка на слонах. Стрекалову подарили плеть для погонщиков слонов.

– Конечно, директор театра – больше Карабас, нежели папа Карло, – комментирует Дмитрий Ардальонович. – В театре это всегда одно лицо, только одни мечтают исключительно о добром Карло, другие уважают твёрдую диктатуру. В театре, так или иначе, отражается государство. Без власти театр существовать не может и никогда не будет.

Думается, что известный конфликт в образованном некогда театральном объединении возник из-за огромного несовпадения целей. Именно это не рассмотрели и не оговорили власти вместе с аппаратом советников. Ярославлю в лучшем случае был нужен симбиоз ТЮЗа и театра кукол, которые развивались бы каждый в своём русле, по мере надобности, соединяясь в творчестве. В планах Стрекалова было иное – осуществление мегапроекта международного уровня, где и ТЮЗ, и театр кукол были бы 125-й частью программы. В результате пагубного для Ярославля эксперимента Стрекалов нашёл себя в столице и в мире, профессор Кузин заслуженно получает сценические лавры и овации зрительных залов, ставя спектакли в крупнейших городах России и за рубежом, а рухнувший в одночасье ТЮЗ только сейчас начинает приходить в себя.

Театр кукол Стрекалов называет его по-своему. «Мои домашние тапочки».

– Но это оскорбительно!

– Нисколько, – улыбается он. – Ведь я предлагал проект «модельных туфель». Не захотели. Но, согласитесь, вам уютно дома, в домашних тапочках. Я разумею под этим только уют и комфорт, который я создаю в театре кукол для творчества актёров. Плот в бушующем океане – вот что такое кукольный театр в России. А наш театр – всё-таки не плот, а небольшая комфортная яхта.

РЕПЕТИЦИЯ БРОДВЕЙСКОГО ПРОЕКТА В ЯРОСЛАВЛЕ

С известным мастером клоунады Вячеславом Полуниным Стрекалова объединило общее чувство свободы и противостояние разного рода прокрустовым ложам. Проект «Корабля дураков» возник тогда, когда театр Славы Полунина попробовал ощутить себя в большом пространстве. И вот недавно Стрекалов купил теплоход, огромный, трёхпалубный. На корабле будет размещаться международный театрально-культурный центр Славы Полунина. Он создан решением правительства Москвы. Плавучий театр пришвартуется на Крымской набережной и будет ходить в плавания по Волге, по рекам Европы…

Осуществляя международные проекты, Стрекалов чувствует, как притягивает его Ярославль. Здесь дом, который согревает. И свой остров любви – театр кукол, похожий на маленький дебаркадер, к которому швартуется трёхпалубный корабль.

Сейчас Дмитрий Стрекалов занят очередным проектом. Осенью в Москве состоится фестиваль лучших клоунов мира и всемирный конгресс дураков.

В родном городе Стрекалова продолжают считать Мюнхгаузеном, строителем вавилонских башен, а некоторые, то ли лирически-комплиментарно, то ли по закону «наоборотности», называют «ёжиком в тумане». Но Стрекалов – всегдашний пересмешник и лицедей, человек играющий, столь же расчётлив, сколь свободен и раскован. Он строит свои башни и ведёт карнавальные караваны по всему миру, а в качестве штурмана прокладывает путь «кораблю дураков»…

Северный край

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе